Теория души. часть II. темные и средние века

ТЕОРИЯ ДУШИ. ЧАСТЬ II
ТЕМНЫЕ И СРЕДНИЕ ВЕКА

Первую часть см. в сборнике статей.

Иллюстрация: современное издание энциклопедии животных Альберта Великого на английском языке. Это изображение помещено здесь чтобы развеять стереотипные представления об учёных (сколастах) средневековья, как о монахах, всю жизнь сидевших в кельях и копировавших библейские тексты.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

У автора этой страницы возникли определенные трудности при переводе и интерпретации средневековых философских и теологических терминов и идей. Если после всего изложенного ниже у читателя не помутится в голове, значит он - философ, теолог или поэт :-)). При ссылках на труды средневековых философов, помимо других источников здесь широко использовались материалы статьи серьёзной болгарской исследовательницы, доктора теологии Эвелины Митевой:
The Soul between Body and Immortality: The 13th Century Debate on the Definition of the Human Rational Soul as Form and Substance.
— Evelina Miteva (Bari – Cologne)

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Anima (лат.) - душа
Animal (англ.) - животное
Теология (theology) - изучение и интерпретация божественого и земного с точки зрения религии.
Метафизика - нерелигиозная спорная дисциплина, претендующая на научность и пытающаяся ответить на вопросы, которые обычно входят в компетенцию религии, истории и естествознания. Ещё говорят: "метафизика - это наука о науке".

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Западная римская империя пала под ударами варварских германских племен в 486 году нашей эры. Следующие несколько столетий (от 486 до 800 или же от 500 до 1000 г. н.э.) некоторые западные историки обозначили как "тёмные века" - вероятно из-за недостатка письменых источников, проливающих свет на события того времени, а также, что, образно говоря, погас свет античной цивилизации и культуры и Европа погрузилась в тьму варварства. В целом же, эпохой средневековья общепринято считать тысячелетний европейский исторический интервал между 500 и 1500 годами нашей эры. После тёмных веков, два фактора сыграли значительную роль в сохранении и постепенном восстановлении европейской культуры - христианство и ислам. Христианство сохранило латинский язык в качестве теологического, академического и общеевропейского, а мир ислама донес до европейцев достижения эллинистических (и своих собственых) философов и ученых.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Университеты средневековья были островами знания и культуры на общем фоне безграмотности и невежества подавляющей массы населения. В их стенах преподавали и обучались многие выдающиеся умы, известные и в наше время.
Университет в Болонье (Италия) был основан в 1088 году. Поскольку он никогда не прекращал своей активности, то владеет титулом старейшего университета в мире. Как отмечалось ранее, церковь играла значительную роль в средние века, поэтому первоначально в университете изучали только canon law (церковный закон) и civil law (гражданский закон - не путать с common law).
В университете Болоньи в разное время учились:
Альбрехт Дюрер
Данте Алигьери
Эразм Роттердамский
Гульельмо Маркони
Луиджи Гальвани
Микеланджело Антониони (кинорежиссер)
Никола Коперник/Nicolaus Copernicus (тот самый)))
Парацельс/Paracelsus
Петрарка
Пико делла Мирандола/Pico della Mirandola
Торквато Тассо/Torquato Tasso
Джероламо Кардано/Gerolamo Cardano - математик и изобретатель. Изобрел карданный вал, гироскопическую подвеску компаса и комбинационный замок.
Будущие Папы Римские (их было несколько))).

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

В средние века перед учеными стояли трудности, связаные с господством католической церкви в Европе. Им приходилось строить свои теории и гипотезы с оглядкой на теологические доктрины, чтобы избежать обвинений в ереси. Поэтому, теорией души занимались в основном теологи. Надо отметить, что у христианства всегда были сложности с понятием души. Например, было не совсем ясно, как душа оказывается в теле человека при рождении. Существовала ещё и старая проблема дуализма - являются ли тело и душа единым целым или же это две различные категории.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Августин

В раннем средневековье понимание взаимоотношения между телом и душой было сформировано определением Августина души как руководителя тела. В известном пассаже из De quantitate animae он говорит:
• Но если вы желаете дать для себя определение разума и т.о. задать вопрос "что есть разум?", на это мне легко ответить. Т.к. это, по всей видимости, определённая субстанция,
принимающая участие в разумном процессе и способная управлять телом.
[But if you want to define the mind for yourself, and so ask what the mind is, it is easy for me to reply. For it seems to be to be a certain substance, partaking in reason, and fitted to ruling the body.]

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Авиценна

Авиценна/Абу Сина (~ 980-1037) - выдающийся врач и философ "золотого века" ислама. Он написал огромное количество трудов по медицине, математике и т.д. и т.п. Авиценна дал всеобъемлющую панораму научных, медицинских и культурных достижений своего времени. Он писал, что можно считать душу телесной формой, если помнить, что это её главная функция, но по своей сущности это духовная субстанция, независимая от тела. Например, из книги можно узнать многое о её авторе, не вступая с ним в физический контакт. Попытка Авиценны пересмотреть понятия субстанции и формы, выглядевшие противоречивыми, но в то же время одинаково необходимыми для определения природы души, оказалась влиятельной в "латинском" 13-м столетии.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Парижский университет в тринадцатый веке.

Наиболее авторитетный университет того времени, Парижский, имел в преподавательском составе троих признаных авторитетов теологии:
Альберт Великий (1200-1280) возглавлял факультет теологии доминиканского ордена в Парижском университете в 1245-1248 гг., где его учеником был Томас (Фома) Аквинский (1225-1274). Позднее, Томас Аквинский занимал ту же дожность в 1256-1259 и в 1269-1272 гг., а их главный оппонент, Бонавентура, там же возглавлял францисканский факультет теологии в 1254-1257 гг. Все трое заняли собственные позиции в непростой дилемме между формой и субстанцией души.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ALBERTUS MAGNUS/Albert the Great/Альберт Великий

Альберт Великий считал, что у души есть не только функции, связанные с телом, но также и божественая функция (у Авиценны божественой функции нет), которая превосходит тело не только на логическом уровне (где Альберт помещает интеллест), но и на метафизическом уровне - интеллест может быть отдельным от человека, однако он является сущностью человека. Душа выполняет все три функции - натуральную (жизнь), интеллектуальную (логика) и божественую (не зависящие от тела бессмертие и духовность), потому что она - Божий образ.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Томас Аквинский

У Томаса Аквинского, душа - форма в подлинно аристотелевском смысле (не субстанция) и т.о. она по своей сущности "привязана" к телу. Тем не менее, он утверждает (и т.о. отклоняется от ортодоксального аристотелианизма), что душа сохраняет определённую независимость от тела, очевидную в силу её способности к интеллектуальности.
В понимании Томасом Аквинским природы души присутствует не только философская ясность, но и теологическая глубина: бессмертие души видно на примере её интеллектуальности, но оно осуществляется именно в силу её неполной "телесности". Связь рациональной души с телом сохранена и т.о. даёт рациональное объяснение их воссоединению после Страшного Суда. Т.о. определение души только как формы - не риск, но путь к пониманию странного, неполного статуса души в этом мире и в то же время её полноту при воскрешении.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Бонавентура

Согласно Аристотелю, субстанция является композитом материи и формы. Бонавентура постулирует такую же структуру для души, состоящей, соответственно из духовной формы и духовной материи. Т.о., обладая сходной структурой, субстанция (в данном случае - тело) и душа имеют естественную склонность друг к другу, так что они совершенствуют друг друга.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Заключение

Вероятно, проблема души как формы тела и одновременно бессмертной субстанции не может быть решена в последовательной философской манере, поскольку по своей природе душа как-бы растянута между реалиями телесного и духовного, и это натяжение - то что делает её человеческой.


Рецензии