Татхагата

Татхагата

Татхата-таковость.

Бытие как таковое.... Таковость... Суть Бытия.
Таковость, татхата или ятхабхутам(санскр. — tathat; IAST) — понятие религиозной философии, конкретно — буддизма махаяны, определяющее истинные свойства или подлинное существо объекта или явления, не замутнённое внешними иллюзиями.

Особое значение понятие таковость приобрело в буддизме в смысле восприятия истинной сущности, абсолюта вне иллюзий Мары и вне страданий сансары. Иллюстрируя понятие таковости буддисты говорят, что исторических будд было несколько, но все они суть явление одной и той же сущности, характеризуя которую Будда Гаутама использовал термин татхагата (так приходящий).

Для махаянских школ буддизма таковость означает «особую способность непосредственно воспринимать реальность [такой], как она есть», является синонимом праджни и отождествляется с природой Будды.

Таковость - просветление.
Таковость- пустотность.
Пустота: «Таковость не есть ни сущее, ни не-сущее, ни сущее и ни не-сущее одновременно, ни сущее и ни не-сущее раздельно; она не есть ни единство, ни множество, ни единство и ни множество совместно, ни единство и ни множество раздельно»


Притча Дао:

Однажды к Чжао-чжоу обратился монах:
— Учитель, я все ещё далек от цели. Дайте мне наставление.
— Ты уже позавтракал? — спросил мастер.
— Да, — ответил монах.
— Так пойди и вымой за собой чашку!
В этот момент монах прозрел.


Познавательно вещи такими, какие они есть...

«Этот звук, исходящий из старого пруда, был воспринят Басё как наполняющий всю вселенную. Не только всё окружа­ющее полностью вошло в звук и исчезло в нем, но и сам Басё был вычеркнут из собственного сознания». После данного опыта «старый пруд перестал быть старым прудом, а лягушка — лягушкой», сам Басё же «воскрес» и превратился в «Звук» или «Слово», постигнув загадку бытия-становления... "


12 аспектов Таковости:

Таковость (татхата)
Носитель (среда) дхарм (дхармадхату)
Природа дхарм (дхармата)
Реальность (авитатхата)
Неизменность (ананья-татхата)
Универсальность или неразличаемость (самата)
Бессмертность (отделенность от рождения и смерти)
Вечность
Вместилище дхарм (дхармастхитита)
Границы реальности (бхута-коти)
Пространство, пустота, нематериальность (акаша-дхату, антарикша)
За пределами мысли и речи (ачинтьядхату)


   ТАТХАТА (санскр. tathat;, букв. — таковость) — термин махаянской буддийской философии и сотериологии, обозначающий подлинную, высшую реальность, которая присутствует во всех существах и вещах феноменального мира. Она несотворенная и вечная, недоступна обыденному сознанию, но открыта очищенному сознанию татхагат (просветленных).
Тат-Отец.
Тат... Тха...та
Она обусловливает единство всех уровней бытия, объясняет связь каждого отдельного человека с Буддой (как персонифицированным, так и неперсонифицированным абсолютом), потому что является единой основой всего, стоит за мнимым существованием чувственных и ментальных объектов, за воображаемым противопоставлением познающего и познаваемого, воспринимающего и воспринимаемого, субъекта и объекта.

Шри Ауробиндо:
"... последняя ступень на пути бодхисаттвы, на которой он обретает пробуждение и становится татхагатой."


«Вечность-Божество, – пишет Шри Ауробиндо, – выражает себя как бытие, сознание, экстаз, мудрость, знание, любовь, красота и представляется нам как безличные универсальные силы… но на самом деле Божество не есть безличное состояние или абстракция качеств, а существо одновременно абсолютное, универсальное и индивидуальное… нет противоречия в сосуществовании личного и безличного: они тождественны и сливаются друг с другом… В действительности индивидуум и космос – оба являются непосредственными и взаимно связанными выражениями единого трансцендентального существа» («Божественная жизнь»).


Рецензии