О Великом Тимуре..
Неразумный вождь зажигает пожар позади врага, но мудрый зажигает огонь позади своих.
Так и когда шли первые странники Азии, они за собою уничтожали мосты и переправы, чтоб не пришло на ум отступление.
Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 27.02.1925
Риторический вопрос, заданный Н.К.Рерихом, говорит сам за себя, т.е. подразумевает положительный ответ, что Великий Тимур, действительно, был великим дезинфектором, и разрушение городов носило такой глубинный смысл, о котором не подозревали не только его современники, но даже и далекие потомки, к которым относимся и мы, живущие уже в ХХI веке. А смысл этот состоял, очевидно, в том, чтобы дать людям новые энергетические возможности духовной эволюции, которые могли проявиться только на новом, здоровом месте. Однако Н.К.Рерих неслучайно отметил, что «народ боится нового места», поэтому те методы, к которым приходилось подчас прибегать великим историческим личностям, чтобы дать новый толчок для дальнейшего духовного развития, редко укладываются в прокрустово ложе одномерной, а часто и лицемерной земной морали. Необходимы были нестандартные решения и неординарные поступки, которые, как правило, не находили и не находят адекватного понимания окружающих людей.
К этому следует добавить также то обстоятельство, что в истории осталось много наветов на разрушения, якобы совершенные Тимуром.
Существует несколько легенд, связанных с рождением Тимура. Жан-Поль Ру пишет: «Так, повествовали, будто бы в тот день (т.е. в день рождения Тимура. – Т.Р.) пепел покрыл всю землю. Гораздо интереснее нам представляется почти не обратившая на себя внимание исследователей легенда, согласно которой Тимур появился из утробы матери “с руками, полными крови”» [4, с. 42]. Это тем более интересно, что в «Сокровенном сказании, монгольской хронике 1240 года» о рождении Чингисхана говорится то же самое, т.е., что «он родился, держа в каждой руке по сгустку крови, похожему на бабку»Бабка – надкопытный сустав животных, который используется в одноименной игре. (Комментарии переводчика Е.А.Соколова в кн.: Ру Жан-Поль. Тамерлан. М., 2007. С. 43). [4, с. 42–43]. Жан-Поль Ру считает, что «…сгусток крови является материализованным воплощением кутаКут – тюркское слово, трудно уяснимый смысл которого в продолжение времени эволюционировал. Первоначально кут – дар Неба каждому живому существу, как человеку, так и животному, наделенный более или менее действенной силой, которая создает в нем некую душу. Обычно переводится словом «счастье». (См.: Ру Жан-Поль. Тамерлан. С. 267)., особой силы, исходящей от Неба (род души), чья форма в виде бабки указывает на то, что она передается от поколения к поколению» [4, с. 43].
Дам(кровь) - душа.
Рус(пракрит) - кровь/душа...
Единство и чистота крови(Души)
Сохранилась удивительная легенда, связанная с обстоятельствами его рождения. Однажды вечером эмир Шахрисабза Бекбува пригласил к себе астролога и спросил, кто и когда заберет из его рук власть, а также и жизнь. На что астролог ответил, что эмир погибнет от руки сильного и храброго воина по имени Тимур. На вопрос эмира, где сейчас находится этот воин, астролог ответил, что он еще не родился, и указал название местности, где должно было произойти это событие. Правитель решил погубить еще не родившегося младенца и с этой целью послал в кишлак воинов. Однако разговор правителя с астрологом подслушала служанка, которая приходилась подругой матери Тимура. Служанка кратчайшей дорогой добралась до дома Тарагая – отца будущего полководца и рассказала об угрозе, нависшей над его семьей. Тогда хозяин дома направился навстречу воинам эмира, чтобы их задержать и, таким образом, выиграть время, а свою жену в сопровождении служанки и двух слуг отправил в другое селение.
После нескольких часов быстрой езды беременная женщина почувствовала себя плохо и попросила остановиться. То ли от быстрой езды, то ли от переживаний, а скорее всего, и от того, и от другого у молодой женщины начались преждевременные роды. Невдалеке путники увидели слабо мерцавший огонек, светивший из домика хлебопашца, где они нашли кров и пищу. Вскоре молодая женщина родила мальчика, которому дали имя Тимур, т.е. «Железный». А место рождения назвали Чиракчи, что значит «Светильник». Весьма знаменательное, на наш взгляд, название места для рождения человека, которому предстояло занять свое весомое место в истории не только Центральной Азии, но и многих других стран и народов.
Эта легенда перекликается и с легендой об обстоятельствах рождения Кришны, как и с легендой о приходе в этот мир Иисуса Христа.
Хильда Хукхэм пишет: «Победа Тимура над оттоманскими турками дала Византии передышку на полстолетия от их нашествия, а Европа за этот период смогла обрести новые силы…» [9, с. 11].
К этому можно добавить также то обстоятельство, что победа над турецким султаном Баязедом помогла Европе избежать участи стать периферийным владением Османской империи.
Приведенные слова разных авторов говорят не только о том, что деятельность Амира Тимура объективно помогла Руси, Константинополю и Европе либо избежать, либо отсрочить тяжкую участь разорения, пленения и рабства, но и о чуткости Великого Хромца. Нужно было быть достаточно чутким, восприимчивым и мобильным по мышлению человеком, чтобы не только воспринять предупреждение, идущее от «чужих богов», но и суметь воспользоваться им.
В этой связи Н.К.Рерих отметил: «Так Европа оценивала монголов. Затем, со временем оценки уточнились и обусловились. Так, например, Тимур вместо прежней оценки лишь разрушителя получил от французского ученого Груссе совсем другую характеристику. Груссе говорит, что Тимур, сочетавший в себе стремление к изысканности Ирано-Индийской культуры с суровым укладом аскета, явился одной из наиболее красочных фигур Индо-Иранского мира. Таким образом, правнук Чингис-хана, через Барласский род, остается в нас уже под освещением вдумчивого ученого.
Так же точно многие властители мира, спешно осужденные, вдруг вырастали в совершенно ином освещении. Не то же ли самое произошло и в русской истории с Иваном Грозным и с Петром Великим?» [5, т. 1, с. 225].
Жизнь и деятельность Амира Тимура – государственного строителя и созидателя, была связана с древнейшими центрами культуры Средней Азии – Самаркандом и Бухарой. Созданное им централизованное государство простиралось от реки Волги и Кавказских гор на Западе до Индии на Востоке, объединяя, таким образом, культуры разных стран и народов, сближая Восток и Запад. До наших дней сохранились величайшие памятники архитектуры, возведенные Тимуром и его потомками, неземная красота и гармония которых до сего дня потрясают многочисленных туристов и гостей Узбекистана. Площадь Регистан, Гури-Эмир, Шахи-Зинда, мечеть Биби-Ханым в Самарканде, мазар Чашма-Аюб в Бухаре и другие прославленные памятники архитектуры строились мастерами и ремесленниками разных стран и народов, что уже само по себе говорит о способности Тимура к объединению людей в целях сотрудничества и созидания красоты. Помимо архитектуры, Тимур покровительствовал также литературе, поэзии, изящным искусствам, научной мысли, что создавало славу Самарканда как культурной жемчужины Востока. В этой связи некоторые современники Тимура утверждали, что он хотел превратить Самарканд в «сияющую точку мира», и это ему вполне удалось.
Чтобы прочувствовать личность самого Тимура, лучше обратиться к его собственным словам, мыслям, идеям, высказанным в так называемом «Уложении Тимура». Так, Тимур писал: «В управлении я руководствовался кротостью, человеколюбием и терпением; я наблюдал за всеми, прикрываясь личиной бездействия, был одинаково благосклонен как к врагам, так и к друзьям» [10, с. 7].
Далее: «Справедливостью и беспристрастием я приобрел благосклонность созданий Божьих. Свои благодеяния я распростирал и на виновного и невинного; мое великодушие обеспечило мне место в сердцах людей; правосудие управляло моими решениями… Я имел сострадание к низшим и к самым несчастным сословиям государства.
Я освобождал угнетенного из рук гонителя и, раз убедившись во вреде, причиненном лицу или имуществу, я произносил приговор по закону и никогда не подвергал невинного наказанию, заслуженному виновным» [10, с. 8].
«Я оказывал почтение потомкам пророка, ученым, богословам, философам и историкам. Я уважал их и почитал. Храбрые люди были моими друзьями, потому что Всевышний любит храбрых. Я сходился с учеными и снискивал расположение тех, у которых была благородная душа» [10, с. 8].
«Я знал состояние народа. Я смотрел на знатных, как на братьев, а на простых людей, как на детей. Умел приноровиться к правам и характеру жителей каждой области и каждого города <…> Я посадил в каждой стране моего царства человека испытанной честности, чтобы он извещал меня о поступках и поведении народа и воинов и чтобы он давал мне знать о всех непредвидимых событиях, которые могли интересовать меня. Когда я открывал малейшую ложь в его донесениях, то строго наказывал. Как только я узнавал о каком-нибудь случае притеснения или жестокости правителя, солдат или народа, то я давал виновным чувствовать всю строгость правосудия» [10, с. 9].
И еще: «Опыт доказал мне, что власть, не опирающаяся на религию и законы, не сохранит на долгое время свое положение и силу. Она подобна нагому человеку, который заставляет других при встрече с ним с омерзением опускать глаза» [10, с. 10].
Приведенные слова рисуют образ волевого и мудрого человека, который глубоко разбирается не только в тонкостях военной тактики и стратегии, но и в специфике государственного строительства, политической и дипломатической деятельности. Более того, стиль речи удивительным образом напоминает оправдательную речь умершего из «Египетской книги мертвых», где есть такие строки: «Я не чинил зла людям <…> Я не совершал греха в месте Истины <…> Я не творил дурного <…> Я не кощунствовал. Я не поднимал руку на слабого» [11, с. 71].
Это говорит о том, что в «Уложении Тимура» явно выражены духовно-нравственные принципы, которыми он руководствовался в своей жизни и которые он завещал в наследие своим детям и более отдаленным потомкам. И в этом нет ничего удивительного, ибо Тимур, будучи учеником суфийского ордена Накшбандия, имел своего Духовного Учителя, которого почитал наравне со своими близкими. Свидетельством этого служит фамильная усыпальница «Гури-Эмир», что в переводе означает «Могила Мира», т.е. «Могила Наставника», в которой Великий Тимур похоронен у ног своего Духовного Учителя и Наставника – шейха из Медины Мира Саида Береке.
Еще одним знаком, которым владел Тимур и который говорит о приверженности Тимура Высшим Началам космической эволюции, является владение Камнем. Как писал в этой связи сам Н.К.Рерих: «Великий Тимур, говорится, владел этим камнем. Камень обычно приносится совершенно неизвестными неожиданными людьми. Тем же неожиданным путем в должное время камень исчезает. Чтобы опять появиться в сужденный срок в совершенно другой стране. Главная часть этого камня находится в Шамбале. Лишь небольшой кусок его выдан и блуждает по всей земле, сохраняя магнитную связь с главным камнем.
Бесконечные сказания щедро рассыпаны об этом камне. Говорится также, что царь Соломон и император Акбар владели им. Эти предания невольно напоминали Лапис Ексилис – Блуждающий камень, воспетый знаменитым мейстерзингером Вольфрамом фон Эшенбах, заключившим свою песню словами:
“И этот камень называется Грааль”» [13, с. 241].
Поэтому разрушитель разрушителю – рознь. Иначе говоря, одни «разрушители» разрушали для того, чтобы строить, чтобы предварительно очистить энергетическое пространство для дальнейшего творческого созидания, а другие разрушали ради самой идеи разрушения, когда на месте разрушения ничего, кроме плевел, произрастать не могло. Или, другими словами, может быть разрушение ради разрушения, а может быть разрушение старого ради созидания Нового. В качестве подтверждения данной идеи можно вспомнить индийскую Божественную троицу, состоящую из Брахмы, Вишну-строителя и Шивы-разрушителя. Однако в Индии никому в голову не приходило воспринимать Шиву в качестве злого божества, хотя Он и выступал в роли разрушителя. Таким образом, уже в Древней Индии понимали диалектическое единство разрушения и созидания.
Была еще одна сфера, в которой Амир Тимур проявил свое творческое начало – это его потомки: дети, внуки и правнуки, многие из которых оказались настолько выдающимися по своим талантам и личностным качествам, что остались в истории человеческого общества и не стушевались в лучах славы своего Великого Предка. Так, среди наиболее известных потомков Тимура был его внук, великий математик, астроном и философ, строитель обсерватории в Самарканде Мирза Улугбек. Сам факт строительства обсерватории, которая частично сохранилась до наших дней, очень знаменателен, ибо говорит о попытках преодолеть земное тяготение, об устремленности к Иным Мирам, быть может, о началах формирования нового Космического Мышления.
Другим знаменитым потомком Тимура был основатель династии Великих Моголов, поэт и писатель Бабур, автор знаменитой книги «Бабур-наме», а также внук Бабура – Великий Император Индии Акбар, который, подобно его Великому предку Тимуру, был не только покровителем изящных искусств и науки, строителем городов и храмов, но и Хранителем Камня [13, с. 241].
Прямая ветвь Амира Тимура, вероятно, не дошла до наших дней, осмысление же его деятельности продолжается. Так, в 1940 году Н.К.Рерих пишет картину «Цветы Тимура (или Огни Победы)». Чуткая душа художника, который и сам стал Духовным Учителем человечества, провидел в Тимуре то сокровенное начало, тот мощный духовный потенциал, которые мы начинаем улавливать и понимать только сейчас. Н.К.Рерих писал: «Какая поэзия заключена в этих ночных таинственных звуках, передающих неведомо откуда спешные вести! Так же как “цветы Тамерлана” – сторожевые башни условными огнями быстрейше доносили нужнейшие оповещения» [15, с. 10].
Т.С.РАСУЛОВА,
кандидат философских наук,
доцент кафедры социально-политических наук
Государственной консерватории Узбекистана,
сотрудник Ташкентского общества Рерих в.
Свидетельство о публикации №121070301354