Теория Души. Часть I

ТЕОРИЯ ДУШИ
Часть I. До нашей эры.
Статья составлена Виктором Хадсоном.
Иллюстрация: Платон

Автор не претендует на оригинальность и авторские права, а просто комментирует известные факты. Справедливости ради, стоит отметить, что многие источники, которыми пользуется автор, ссылаются, в свою очередь, на другие источники - такова академическая традиция. Если в дальнейшем автор изложит свою собственную теорию души, он предупредит читателей.
___________________________________

Предисловие

Личность не существует без союза тела и души. Тело довольно хорошо изучено, а душа и поныне - загадка. В какой;то исторический момент древнейшие люди стали не просто воспринимать, но и понимать (осознавать) окружающий мир. Однако для этого необходимо существование самосознания, т.е души. Есть много суждений о природе души.
___________________________________

1. Каменый век.

    Археология - быть может единственая дисциплина, способная по-настоящему проникнуть в глубины предистории. Археологи не просто ищут и изучают древнейшие артифакты - они пытаются понять как человек стал человеком разумным (homo sapiens). Вероятно это произошло когда человек стал делать то, что обезьяны не делают: пользоваться огнем, изготавливать орудия труда, создавать наскальные изображения и украшения, и, конечно, говорить. Специалисты склонны датировать появление "самосознания/души/мировоззрения"  примерно 200.000 лет до нашей эры, "когда люди испытали культурный взрыв, который они выразили в искусстве, одежде и артифактах, свидетельствущих о существовании религии" (цитата из очерка "The Human Soul: An Ancient Idea" by Meredith F. Small).

    Как первобытные люди представляли себе окружающий мир? Не имея научных понятий, они придавали всему человеческие черты (антропоморфизм) и таким образом создавали то, что сегодня называют мировоззрением. Это было довольно комфортное мировоззрение - природа была продолжением человеческого существа, а человек видел себя частью природы. Однако существовала проблема: если, например, дерево или камень имеют так много общего с человеком, почему они так непохожи? Тут на помощь антропоморфизму пришло ещё одно величайшее изобретение человечества - абстракция: дерево обладает человеческими качествами, но их не видно, потому что они невидимые! Правда иногда их все же можно видеть - случайно или если долго пытаться или если совершить соответствующий ритуал. И тогда можно увидеть как "леший бродит" или "русалка на ветвях сидит".
     Отсюда всего лишь один шаг до полной абстракции: "невидимки" могут существовать отдельно и даже независимо от материальных предметов!  Oстаётся только дать им имена и молиться на них. Земля наполнилась эльфами, гномами, лешими, домовыми и т.п. и пожалуй на этом можно закончить "преданья старины глубокой".
    Несмотря на прогресс науки и техники, в наше время по-прежнему существуют суеверия, ритуалы и целые религии с глубокими корнями в предистории. Скептики могут припомнить как часто они стучали три раза по дереву, плевали через левое плечо и наделяли растения и животных человеческими качествами.
  Довольно скоро в "мире духов" утвердились иерархии, подобные иерархиям первобытных человеческих сообществ. Во главе такой иерархии стоял покровитель/прародитель  рода/племени, обычно животное - мамонт, орел, волк, бизон или какое-то сказочное существо вроде перистого змея у южноамериканского народа инков. Как и полагается в иерархии, существовали и другие духи животных, не такие могущественные, но играющие каждый свою роль. Все непонятное, включая болезни и недомогания, приписывалось сверхъестественым силам. В итоге, в древних сообществах кроме вождей и совета старейшин появились шаманы/жрецы, отвечавшие за связи с нематериальным.

2. Бронзовый век.

Государства или, точнее, цивилизации бронзового века имели иногда различные, а иногда схожие представления о душе.

 • Шумер.
Шумер (не Китай) считается древнейшим, т.к. на его территории обнаружена древнейшая известная письменость (клинопись). По представлениям шумеров, у живых людей не было "души", но когда они умирали, то перемещались в подземное "царство" в виде своего рода копии, отличающейся от живого оригинала подобно тому как черно-белое фото отличается от цветного. Обитатели подземелья могли питаться только пылью и они страдали от жажды, поэтому на их могилах были глиняные трубки, в которые родственники усопших лили воду.

• Египет.
 Со временем, "духи" стали постепенно принимать человеческий облик: в древнем Египте некоторые божества уже изображались с человеческими торсами, но еще с головами животных.  Что же касается души, то тут египтяне не имели себе равных - у них душа состояла из пяти частей (!) и каждая часть имела свое имя и предназначение. Если усопший сильно провинился в своей жизни, то какую-то часть его души разрывали демоны.

• Греция.
У греков все было немного проще:-))). При жизни никаких душ не было, а после смерти души умерших переезжали в подземное царство Аида на лодке через реку Стикс. Перевозчика звали Харон, которому души платили монетой стоимостью в один обол. Вход в царство охранял треглавый пес Цербер. По прибытии, души слонялись по подземелью как тени. При особых обстоятельствах, простые смертные могли спуститься в царство мёртвых. Певец Орфей пытался вызволить жену Эвридику, а Одиссей отправился в царство Аида, чтобы узнать свою судьбу у прорицателя Тиресия. Общение с душами было возможно  только после того как Одиссей давал им напиться жертвеной крови.

3. Железный век.

Согласно  Британской энциклопедии, железные орудия труда появились на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Европе примерно в 1200-1000 годах до нашей эры, тогда как в Китае - не раньше 600 года до нашей эры. Быстрое распространение металлургии железа способствовало появлению большого числа постоянных поселений и одновременно широкому распространению железного оружия, впервые в истории попавшего в руки масс, что вызвало масштабные движения народов в последующие 2000 лет и изменило лицо Европы и Азии.

Автор этой статьи должен вернуться к Греции, гдё примерно в шестом веке до нашей эры появился оригинальный метод познания окружающего нас мира ; натуральная [термин из другой эпохи использован автором статьи для удобства] философия, натуральная в том смысле, что она не искала ответы на сложные вопросы в религии, а полагалась на опыт, логику и здравый смысл. Естественно, сам человек тоже попал в поле зрения мыслителей того времени.

Далее, многие сведения взяты из:
Stanford Encyclopedia of Philosophy
Ancient Theories of Soul
by Hendrik Lorentz

• До Сократа.
Душа считалась материальной, вернее телесной. Тело и душа мало отличались по своим свойствам, разве что душа была более рафинированой и подвижной. Все живое -  не только животные, но и растения, имело душу.

• Сократ.
Идея души, как чего;то более отличного от тела витала в воздухе ещё до Сократа. Возможно здесь сказалось влияние Египта, с которым у греков были давние торговые и культурные связи. Однако именно Сократ развил теорию души как самостоятельной интеллектуальной составляющей личности. Кроме влияния на поведение, эмоции и мыслительные процессы личности, душа ещё простиралась так сказать в окружающий мир. Сократ предполагал, что именно душа оживляет тело, а после смерти душа оживляет другое существо, т.е. душа бессмертна. Чем-то это напоминает индуистскую карму.

• Платон.
В "Республике" Платона предлагается ещё одна концепция души. Она состоит по меньшей мере из трех составляющих: reason, spirit and appetite. Автор этой статьи перевёл эти слова как разум, дух и аппетит, где аппетит отвечает за голод, жажду и секс.

• Аристотель.
Согласно Аристотелю, душа - особый вид природы, который можно охарактеризовать как ПРИНЦИП, отвечающий за изменения и покой в растениях, животных и человеке, а взаимоотношение между душой и телом является частью более широкой связи между формой и материей. Т.о., одушевленное, живое тело является специфическим видом сформированой материи.
______

Особо надо отметить, что Аристотель и остальные вышеупомянутые философы не считали (и, конечно, не знали), что в теле существует специальный орган, отвечающий за мыслительный процесс.
  После Аристотеля, теорией души занимались эллинистические философские школы эпикурейцев и стоиков.
______

• Эпикур.
Согласно Эпикуру, всё на свете состоит из атомов. И душа тоже! Душа состоит из особого, безымянного вида атомов, отвечающего за "чувства-восприятия". Эпикур считает, что душа, вместе со "своими" атомами, рассеивается после смерти, теряя власть, которую имеет, пока её удерживает в себе тело организма-хозяина.

• Стоики.
Далеко не все детали философии стоиков дошли до нашего времени, но можно сказать, что их модель мира и, в частности, теория души - довольно сложные интеллектуальные построения, отражающие значительные сдвиги в истории и мироощущении людей той эпохи. В качестве примера можно привести эллинистическую скульптурную группу "Лаокоон и его сыновья", где, в отличие от скульптуры архаической и классической Греции, динамичная композиция, фигуры, лица и жесты в полной мере отображают чувства и мысли (в данном случае персонажей "Илиады" Гомера).
  Если же конкретно говорить о теории души, то, основываясь на мнениях некоторых исследователей, можно выделить два существеных момента:

° Душа больше не отвечает за все жизненно важные функции и все аспекты жизни, а ТОЛЬКО за специфические ментальные или психологические функции. Т.о. стоики отошли от постулатов Платона и Аристотеля о том, что у растений есть душа. Возможно, именно это положение теории стоиков проложило дорогу Картезианской концепции о том, что мысль - это не то, что оживляет живые организмы.

° Теория стоиков настаивает, что сознание (главная часть души ВЗРОСЛОГО человека) едино, неделимо и рационально от начала до конца.
_____________________________________

Заключение

После покорения Римом эллинистических государств, интерес к философии упал, хотя во втором веке нашей эры был некоторый подъем. Тем не менее, пост-классические теории души следует рассматривать в общих рамках платоновско-аристотелевских концепций.
_____________________________________


Рецензии