Немного о богах Огня

«Он создал для вас огонь из зеленого дерева, и теперь вы разжигаете огонь от него». (Коран; 36:80)


В одном из австралийских мифов (записанном в штате Виктория) говорится, что в давние времена единственным обладателем Огня был зверёк бандикут, который тщательно скрывал его от всех, не расставаясь никогда с тлеющей головешкой. Другие животные держали совет: как бы отнять у него Огонь? Это взялся сделать голубь, неожиданно бросившийся на бандикута; но тот, чтобы помешать похищению, бросил головешку в реку. Сокол подхватил на лету головешку и отбросил на берег. От неё загорелась сухая трава, и люди узнали значение Огня. Другой рассказ (племя та-та-ти, штат Новый Южный Уэльс): водяная крыса жила на реке Муррей и в своей большой хижине хранила Огонь, на котором жарила ракушки. Она никому не давала Огонь. Но однажды, когда крыса собирала в реке ракушки, искра Огня взлетела в воздух, и ее подхватил маленький сокол Киридка; он поджёг ею сухое топливо и сжёг и хижину водяной крысы, и часть леса; вот почему там теперь голая равнина. Люди же с тех пор научились добывать Огонь трением. Третий рассказ (племя Гипсленда): в древности туземцы не знали Огня, они ели сырую пищу и мёрзли от холода. А Огонь был у двух женщин, которые не любили туземцев и ревниво охраняли своё имущество. Один человек, любивший туземцев, захотел помочь им. Он вошёл в доверие к женщинам, делал вид, что увлёкся ими, кочевал с ними вместе, а однажды, улучив минуту, похитил горящую головешку, спрятал её у себя за спиной и ушёл к туземцам, передав им похищенный Огонь. Туземцы и сейчас считают этого человека своим благодетелем, но теперь это не человек, а маленькая птичка с красной меткой на хвосте — след Огня.
Во всех мифах о происхождении Огня — от Австралии до Америки — главным действующим лицом является какое-нибудь животное (преимущественно птица), и это относится и к похитителю, и к первоначальному владельцу Огня.
В некоторых мифах, где фигурируют человеческие существа, первоначальное обладание Огнем приписано женщинам, мужчины же получили его позже. В этих вариантах мифов об Огне нашли отражение некоторые черты реальной действительности (у всех древних народов хранительница домашнего огня — обычно женщина). В некоторых мифах есть намёки на связь Огня с половой функцией женщины.
Атар (авест) — в иранской мифологии божество огня. В «Ригведе» atharyu — эпитет со значением «пылающий».


Парсо-зороастрийская церемония Яшан (здесь благословение дома в Пуне, Индия)
В зороастрийских храмах всегда горели три огня: «Атар Гуштасп» (Огонь царей), «Атар Фарнбак» (Огонь жрецов) и «Атар Барзенмихр» (Огонь воина). Они символизировали три пути в жизни, и для каждого из них были алтари особой формы. Для огня царей — бутон, лепестки которого напоминали корону, для огня жрецов — в виде вулкана, для огня воинов — трёхгранная пирамида, напоминавшая клинок меча.
В учении «Гат», Атар является не самостоятельно действующей силой, а внешним проявлением и символом высшего божества, а иногда — его телом.

В «Младшей Авесте» Атар трактовался как отдельная личность с собственной волей.

Агни; (санскр., «огонь», рус. огонь) — индийский бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Главный из земных богов, основной функцией которого является посредничество между ними и людьми.
На рисунках Агни изображается в качестве старого двухголового мужчины с тремя ногами, семью руками, шестью глазами и четырьмя рогами, в красном одеянии и опоясанным «священным шнуром» в верхней части тела. Его знамя —* дым, а сопровождающее его животное (вахана) — баран.

*Дым/облако/свет-божественное присутствмюие-Шхина/Матрона/Бина/Има/Слава....

Баран(овен) - Ба(Египет) :душа /ночное Солнце... Сладостей дуновпние северного(райское)
Ветерка(Ши). - аракул в ночи.... Солнце в ночи....

Представление о боге огня Вулкане — одно из самых древних в древнеримской мифологии. Антиковеды даже считают его более древним, чем культ верховного бога Юпитера. Огонь мог быть одновременно как благотворящим, так и разрушающим. Возле огня человек мог согреться, а также приготовить пищу. По мнению древних племён, населявших Италию, в случае недовольства бога огонь выходил из-под контроля и уничтожал всё на своём пути.

На начальных этапах зарождения религиозных верований у италиков Вулкан отвечал не только за земной огонь, но и за небесный. Молнии были в его владении, а сам он являлся персонификацией Солнца. Впоследствии эти функции перешли к богу Солнца Солу и Юпитеру

Вулкан, как бог кузнецов, был покровителем монетной чеканки, однако его изображение помещали на монеты весьма редко.

Сваро;г (др.-рус. Сварогъ, Соварогъ) — согласно славянскому переводу хроники Иоанна Малалы — бог-кузнец, отец Дажьбога. По мнению некоторых исследователей, Сварог — верховный бог восточных славян, небесный огонь.
Се;ла (Се;ли, Сте;ла) — в вайнахской мифологии бог дождя, огня и домашнего очага.

Атрибутами бога является молния или «головешка Сели» — «Сели-хьашк», Стела хаьштиг, которой он карает грешников и преступников. Считалось, что весною земля прогревается и её можно пахать тогда, когда в неё бог Села ударит своей головешкой, которая была невидима, ибо была величиною с просяное зёрнышко, но обладала огромной силой тепла. Удар молнии также считали ударом головешки Селы.

Радуга называется «луком Селы» — «Села (Стела) Iад». «Свет Сели» — «Сели де»

Ему посвящён третий день недели (среда) — «кер Сели» и пятый месяц в году (май) — «Сели-бутт
Фарро (бактрийский «ФАРРО») – в мифологии кушан бог огня, благодати, успеха, славы и знатно стиля. часто изображавшийся в виде мужчины, объятого пламенем либо несущего в руке огонь. Один из основных божеств в кушанском пантеоне.
Фар- свет
Фарр сияние(фараон) - перо....

К. Бальмонт.
  Огонь.

     Не устану тебя восхвалять,
      О внезапный, о страшный, о вкрадчивый,
      На тебе расплавляют металлы,
      Близ тебя создают и куют.
            «Будем как солнце»

Огнепоклонником я прежде был когда-то,
Огнепоклонником останусь я всегда.
Мое индийское мышление богато
Разнообразием рассвета и заката,
Я между смертными — падучая звезда.

Средь человеческих бесцветных привидений,
Меж этих будничных безжизненных теней,
Я вспышка яркая, блаженство исступлений,
Игрою красочной светло венчанный гений,
Я праздник радости, расцвета и огней.

Как обольстительна в провалах тьмы комета!
Она пугает мысль и радует мечту.
На всем моем пути есть светлая примета,
Мой взор — блестящий круг, за мною — вихри света,
Из тьмы и пламени узоры я плету.

При разрешенности стихийного мечтанья,
В начальном хаосе, еще не знавшем дня,
Не гномом роющим я был средь мирозданья
И не ундиною морского трепетанья,
А саламандрою творящего Огня.

Под Гималаями, чьи выси — в блесках рая,
Я понял яркость дум, среди долинной мглы;
Горела в темноте моя душа живая,
И людям я светил, костры им зажигая,
И Агни светлому слагал свои хвалы.

С тех пор, как миг один, прошли тысячелетья,
Смешались языки, содвинулись моря,
Но все еще на свет не в силах не глядеть я,
И знаю явственно, пройдут еще столетья,
Я буду все светить, сжигая и горя.

О да, мне нравится, что бело так и ало
Горенье вечное земных и горних стран.
Молиться пламени сознанье не устало,
И для блестящего мне служат ритуала
Уста горячие, и солнце, и вулкан.

Как убедительна лучей растущих чара,
Когда нам солнце вновь бросает жаркий взгляд,
Неисчерпаемость блистательного дара!
И в красном зареве победного пожара
Как убедителен, в оправе тьмы, закат!

И в страшных кратерах — молитвенные взрывы:
Качаясь в пропастях, рождаются на дне
Колосья пламени, чудовищно-красивы,
И вдруг взметаются пылающие нивы,
Устав скрывать свой блеск в могучей глубине.

Бегут колосья ввысь из творческого горна,
И шелестенья их слагаются в напев,
И стебли жгучие сплетаются узорно,
И с свистом падают пурпуровые зерна,
Для сна отдельности в той слитности созрев.

Не то же ль творчество, не то же ли горенье,
Не те же ль ужасы, не та же красота
Кидают любящих в безумные сплетенья,
И заставляют их кричать от наслажденья,
И замыкают им безмолвием уста.

В порыве бешенства в себя принявши вечность,
В блаженстве сладостном истомной слепоты,
Они вдруг чувствуют, как дышит бесконечность,
И в их сокрытостях, сквозь ласковую млечность,
Молниеносные рождаются цветы.

Огнепоклонником судьба мне быть велела,
Мечте молитвенной ни в чем преграды нет.
Единым пламенем горят душа и тело,
Глядим в бездонность мы в узорностях предела,
На вечный праздник снов зовет безбрежный свет.



Арама;зд (арм. ;;;;;;;) — верховный бог в древнеармянском пантеоне, создатель неба и земли, громовержец, бог плодородия, отец богов (дицов)[1][2][3].


Толкование имени
от имени персидского бога Ахура-Мазда


В иных культура - Армази
Имя происходит от парфянской формы (др.-греч. ;;;;;;;;;) имени зороастрийского бога-творца Ахурамазда (Ормазд)(Ор-свет, шкура....) Орион...царь звезд(Ах)
Анаи;т (Анахит) (арм. ;;;;;;) — в армянской мифологии богиня-мать, богиня плодородия и любви, дочь (или жена) Арамазда. Культ персидской богини Ардвисуры Анахиты распространился в Армении в I веке до н. э. — III н. э. в период распространениял в Армении зороастризма и эллинистической культуры. Анаит была известна под эпитетами «Великая Царица», «Златорождённая», «Золотая мать». Золотая статуя богини стояла в главном храме Ереза (иначе Ерзнка — современный Эрзинджан) на берегу реки Арацани


Золотое тело богини-золото.
Золото есть вечное нетленная тело силы богов...

Функции Анаит имели общие черты с функциями Ма и Кибелы, Иштар и Астарты, Афродиты и Артемиды и других Великих матерей.


Рецензии