Царь и книга. Дева Таа... Слово
https://youtu.be/xMWkTOJxbyA
Звездное покрывало блестало над садом Та. Дева и Богумир присев на скамью под цветущей липой, пивали отвар из трав и ягод! Медовые соты растворившись в устах, даровали дивный вкус и аромат цветущих трав. Пение птиц баюкало души, и слоги струились изящными завитками, образуя дивные стежки шелковой глади, украсившие явный мир.
-Дида, расскажи об Истинной и Чистой Любви! Любви между мужчиной и женщиной! Любви которая дарует жизнь и наполняет благостью храм земли.
Богумир в величестве сияющего чела присел перед Та, и взяв гусли начал свой сказ.
-Было это во времена стародавние, жил на свете-царь! Все в нем было, и сила и красота, щедрость и мудрость! И любовь - полнила царство его! Множество книг было в библиотеке царской, но была одна, подаренная ему его дедом! Сколь помнил царь себя ,столь долго была эта книга с ним!
Волшебным был сей дар! Задавшись вопросом надобно было открыть сию книгу. И перед очами твоими возникали строки мудрости рождающие яркие и глубокие образы . Нити слов погружали твоё сознание в объёмные, яркие образы! И позволяли приняв их ощутить все эмоции проживая их на яву!
Много страниц являла сия книга, но не ведамы были- начало и конец. Лишь безмерная ширь образов открывалась в познании сути сей книги.
Красота и величие хранила дева -Та! Свет Ра и глубина творения открывались пред очами владеющими ей!
Шли лета ! Та, находясь при царе, любила его всем сердцем! По ночам когда звезды ласкали небосвод ,дева пела царю колыбельные! А в сиянии Солнечного лика, наполняя его светом радости ,даруя мысли образы творящие силу пути!
Царь погруженный в дела царства своего, не замечал маленькой старинной книги . Редкими вечерами присев в кресло он брал Та в руки, и открыв ее погружался в сказочные образы , дарующие покой и мудрость. Наполняющие любовью и красотой! Чаще всего от пения уст Та,царь засыпал, обретя душевный покой!
Книга отдав всю себя любимому царю ! Тихо смыкала страницы и слёзы чистой росы омывали волшебные лик!
Падая на пол , книга принимала свой жребий и смиренно дремала у его ног!
Месяцы и дни она ожидала момента истинного счастья - отдавшись всей своей сутью своему царю. Даровать ему свет мудрости и пламя пылающей любви!
Пыль покрыла лик Та! Обложка потерлась и выцвела под сиянием солнечных лучей ,которые любили и ласкали деву . Сколько нежности даровало Светило милой мудрой Та. А ночь, погружала её в свои сказания, и любя оберегала её покой. Мудрый рожок месяца- целовал чело Девы, качая Та на своей ладье, пел ей песнь Любви!
Много видела дева, она всем своим сердцем чувствовала и жила растворяясь в образе любимого Царя. Сколь часто спасала она ему жизнь, молча отводила от Царя дурной глаз и моля богов за его жизнь, исцеляла его путь...
Жизнь мудра, порой имея самое ценное под рукой , мы не ведаем этого, слепо идём в поисках иллюзорной звезды.
Много слез пролила дева. Сколь сильно потрепали её чувства погружая в океан эммоций дабы даровать золотой дар мудрости ею любимому .
Вот однажды - горничная забыла закрыть окно, и подняв книгу с пола, нежно стерла с нее пыль, и положила на подоконник. Месяц узрев милую деву, сразу обнял её сиянием своей любви. Звезды танцевали румбу, и волны бющиеся об основание замка , золотым сиянием манили Та, вернуться к ним. Бескрайнее поле света, мерцали в золотом свечении и небеса плавно перетекали, сливаясь с гладью танцующих волн... Милая дева согрелась, обласканная песнями мудрого месяца. Обретя крылья, она птицей Света вылетела в окно... Сияние мудрого и любящего светила, растворило в себе Та. Дева познав Любовь - стала неотъемлемой частью благости творящей сей мир!
Шли дни, наш Царь не узрил отсутствие книги. Но когда вновь его душу наполнила сияющая пустота он вспомнил о ней...
Долго искал Царь свою преданную деву, так и не найдя ее - потерял покой. Лишь подойдя к окну и глядя на сияние ночного светила, растворенного золотым ликом в морском бризе. Он слышал дивную, столь знакомую песнь . Волны бились о каменный уступ его замка, рождали песнь милой Та! Даруя ему покой и благость и оберегая его сон!
Богумир обнял Таню и прижав к своему сердцу молвил!
- Отдав в Любви - обретешь большее... Он растворил деву в своём свете, и стал единым с ней! Та обрела покой, познавши силу Великой Истинной Любви. Любви прошедшей века . Любви , которая дарует себя, не имея иных законов. Кроме одного:-
"Быть- дабы любить!"
****************
"Истина может убить!
Истина может освободить!"
"Почему Ты вернулся?
Я увидел звезды!...
Ах, Ах.....
Ба-развитие рода...
Овен(Ба) ночное солнце-ночное Ра.
Овен есть душа Ра.
Осирис есть тело Предвечного божества. А, Ба-есть душа Предвечного божества.
Ба-горшок с семенами или огнём,
Горшок с именем человек-сердце.
Ба - само по себе слово «душа», которое употребляется очень широко и в обыденном нашем языке, и в богословском, и в литературном, на самом деле, очень непонятно. Если вы попробуете задать себе вопрос: что такое душа? – то, я думаю, вы затруднитесь четко и ясно дать этому определение. В сущности, и само слово славянское «доуша», от которого наша «душа», и греческое слово «псюхе», и латинское слово «animus», которое происходит, кстати говоря, от греческого слова «anemos» – «ветер», – все они выражают идею дыхания жизни или силы, можно сказать - ветер незримой силы. Это первое значение.
Очень хорошо знающий египетские категории исследователь, Эрик Хорнунг, касаясь перевода слова «Ба», писал: «Скорее всего, как это часто бывает, невозможно найти действительно эквивалентное слово в современном языке. Такие переводы, как «мощь», «воля» или, позднее, «энергия», «творящая сила», далеко не всегда приемлемы и, в лучшем случае, лишь отчасти совпадают с действительным значением этого египетского слова» (E. Hornung. Conceptions of God in Ancient Egypt... — P.62).
В Древнем Царстве Ба изображалось в виде птицы, похожей на аиста (судя по тому, что там было нарисовано). Большая идущая птица. Позднее, уже со Среднего Царства и до конца древнеегипетской религии, она изображалась в виде птицы с головой человека. А перед изображением птицы с головой человека, если это иероглиф, изображался горящий светильник.
Ба совершенно личностна, это – некоторый аспект умершего человека. Ба, представлявшаяся в образе птицы, часто изображалась. Ка никогда не изображался, не индивидуализировался и являлся силой, пребывающей в человеке и его свойством. Ба представляет одушевленного человека и не противопоставляется смерти тела. Она сохраняет тождественность человека, продолжая связь с его мумифицированными останками или с его статуей, но свободна от ограничений материи. Ба может перемещаться по своему желанию, менять свой облик, посещать Египет и воспарять в небеса. Она обладает великой мощью, но Ка и есть мощь». Вот утверждение крупного египтолога Г. Фрэнкфорта.
Посмотрим, например, 306-е речение Текстов пирамид:
«Сколь прекрасно это зрелище,
сколь великолепно это виденье —
глаголят они, глаголят боги. —
Восхождение бога этого в небо,
восхождение Унаса этого в Небо.
Слава сил его (бау) осеняет его,
Ужас (шат) его по обе стороны от него,
Тайные знания (хекау) его у ног его».
Трудно перевести «души его осеняют его», правда? «Ужас его (шат) по обе стороны от него. Тайные знания (хекау) его у ног его» - то есть силы, ужас, хекау – это все разные аспекты воскресающего царя. Безусловно, это не души.
Или 570-е речение Текстов пирамид:
«Взойди ко мне! Ибо Солнце имя твое. Разгони тьму небесную, дабы явил себя Вышний Небосклона и дабы внимал он восхвалениям сил (бау:множество Ба) моих и славы моей в устах двух божественных Девятериц».
В позднем тексте птолемеевского времени, но претендующим на то, что он является указом царя III династии Джосера – того самого Джосера, который построил первую ступенчатую пирамиду – в так называемой «Стеле голода» с острова Сехель , упоминаются некие книги, хранящие божественную премудрость и именующиеся «Бау Ра».
Этот текст звучит так: «Пойду я в Дом Сетей, дается там человеку опора для дел, которые желает совершить он. Войду я в Дом Жизни, разверну я Бау Ра и буду я руководствоваться ими». То есть когда человек желает совершить какие-то дела, добрые дела, он будет руководствоваться книгами Ра, силами Ра.
Зигфрид Моренц, богословски еще более тонко подходя к этому моменту. Он говорит, что в отношении Бога Ба может переводиться, как истечение (emanation), и, в соответствии с обыденным словоупотреблением, практически, скорее всего означало нечто подобное проявлению (manifestation).
Ба и тело соединяются вместе, как они нужны вместе. Это 44-е речение Текстов ковчегов, начертанное на гробах князя (хатиу) Аменемхата (XII династия), хранящихся в Каирском музее (С28091-92): «Отверсты двери неба, ибо прекрасен ты! Взойди и узри Хатхор! Да перестанут возносить жалобы на тебя и изгладят все грехи твои те, кто взвешивают в день определения сущностей. Да сможешь ты соединиться с теми, кто на Ладье, с теми, кто в свите Ра. — Слова премудрости, произносимые жрецом в уподобление Ра, при осиянии светом». «Да узнаешь ты Ба свою на Высшем Небе, когда плоть твоя, тело твое пребывают в Оне (то есть в Гелиополе)». «Да будет иметь Ба твоя сердце, дабы помнила она о теле своем, дабы успешно могла она снести яйцо, из которого родишься ты. Явил ты себя владыкой запада, правящим людьми, пребывающими на земле. Воздвигни себя к жизни, ибо ты не умер. Да будешь ты жить вечно».
Ба и тело разделены. Ба пребывает на Высшем Небе, а плоть, тело пребывает в Гелиополе – в месте соединения неба и земли, но Ба должна помнить о теле, чтобы она могла успешно снести яйцо. Понятно, что здесь аллюзия: Ба – это птица, поэтому яйцо. Но какое яйцо? Из которого родишься ты! Оказывается, что пребывание Ба на небе, а тела в Гелиополе – это временное состояние, а тебе надлежит родиться. Помните, «должно вам родиться свыше» [Ин 3:7]. Это еще предстоит. И как результат этого рождения, ты станешь владыкой запада, то есть Осирисом, который управляет людьми, пребывающими на земле, и Осирисом, который живет вечно.
Для египтян была очень характерна фраза: «душа над телом» («Ба хор хат»). И действительно, душа над телом изображается в тысячах заупокойных картин Среднего и Нового Царства .
Но не только умерший имеет Ба. И живой человек имеет Ба. От XII династии до нас дошел замечательный уникальный текст, сохранившийся только в одной версии. Это Берлинский папирус 3024. Это текст разговора, как обычно его называют ученые: «Разговор разочарованного со своим Ба». Он живой человек, но живой человек на грани самоубийства. Он говорит о том, как тягостно и плохо на земле, как жизнь совершенно безрадостна. И он просит свое Ба не оставлять его после смерти, а Ба убеждает его не совершать суицида, остаться и иметь мужество жить. Интересно, что они именуют друг друга, то есть человек и его душа, братом и другом.
В Египте многократно повторяется одно и то же пожелание, чтобы твоя душа не отделилась от тела: «Да пребудет твоя душа, не отделенная от твоего тела». Да, душа находится на небе, а тело в Гелиополе, и в то же время душа не должна отделяться от тела.
Человек желает видеть свою Ба, человеку важно, чтобы Ба не забывала о теле. Единство Ба и тела – залог воскресения, рождения из яйца.
«Слава Тебе, Великий Единственный, сын Великого Единственного!» Понятно, что речь идет о Горе и Осирисе.
«Спешат отворить для Тебя кровли Великого Дома». Имеется в виду Небесный Дом.
«Служат Тебе в Доме Дольнем (пер незер). Створы окон небесных отверсты для Тебя. Сияние солнца изливается на Тебя. Слава Тебе, Единственный, пребывающий каждодневно». То есть это и Осирис, и Ра.
«Грядет Вышний, грядет широко шагающий, Тот, Кто властен над небесами, кому подвластны боги. Слава Тебе, Мощь (Ба) божественная, пребывающая в красной крови его».
«Слава Тебе, Ба божественная, пребывающая в красной крови Его» - то есть в крови Гора, а Гор, в данном случае, это не только Гор, Спаситель Своего отца, но Он и властен над небесами, Ему подвластны боги, Он – сердце Птаха. Он - центр, в котором замысливалось всё. И поэтому, если угодно, это средоточие, Вышний как образ Бога Вышнего, как образ Бога-в-Себе.
Кровь – это то, что дает жизнь, так же, как и дыхание. Кровь – это то, что изнутри человека дает ему жизнь. Если дыхание приходит извне, то кровь – это то, что внутри и дает жизнь. Вот вытекла кровь – человек умер. «Умер от потери крови», – мы часто это говорим. Для жизни тела необходима кровь. А для жизни Ба, для жизни души, для жизни духовной, небесной необходим аналог этой крови, но духовный. Что это за аналог? В данном случае мы понимаем, что этот аналог – это божественная Мощь, которая струится в Меренра, пульсирует в нем и которая является его духовной кровью, если угодно.
Мы теперь понимаем, что все эти древние символы, известные со времени верхнего палеолита, даже среднего палеолита (они появляются уже у неандертальцев) - символы охры, символы крови – это все не просто физическая кровь, не попытка заменить физическую кровь красным порошком, а это образы жизни духовной, образы жизни после смерти. Это та жизнь, которая в человеке.
«вы - боги и сыны Всевышнего все вы»), эта внутренняя нескончаемая сила символизируется кровью. В этом и тайна евхаристического таинства. «Кто не пьет Кровь Мою и не ест Плоть Мою (то есть Мои внутренние силы, Мое внутреннее Естество), тот не имеет части со Мной» (ср.: Ин. 6:53-56). Человек должен иметь внутреннее единство с Богом. Он должен весь, как говорят греки, «обожиться», в нем должен произойти «перихоресис», соединение природ изнутри. Не извне, как приходит дыхание, дается жизнь всему живому, а изнутри. Отсюда вот эта символика крови и, кстати, символика христианского причастия.
Итак, для египтянина кровь духовная – это божественная сила. Об этом совершенно ясно сказано в этом речении. И если физическую кровь гонит сердце, то не случайно Гор назван сердцем Птаха – он гонит эту духовную кровь. Он дает ей жизнь и дает ей жизнь не только, естественно, в Птахе, но и в каждом человеке, в том, который это знает, в том, который это понимает. Поэтому здесь мы и встречаем эту редкую формулу: «кто так знает». И кто так знает, того Ра ведет на небо, потому что в нем течет эта кровь. Он уже одно целое с Ра.
Эта духовная кровь – Ба. Ба – «Мощь божественная, пребывающая в красной крови его». Вот эта божественная кровь – это и есть то, что дает людям божественную жизнь. Неслучайно выражение «Гор – это великая Ба Осириса».
Узел Исиды:жертвенная кровь.
Птах рождает все в сердце. Образы сердца получают имя и существуют...
Ба в крови – это образ воскресения.
«Слава Тебе, Мощь божественная, пребывающая в красной крови его»
Дам(кровь) - душа.
94 речение из Текстов ковчегов, которое сохранилось в Эль-Берше на гробе Сепи (XII династия). Оно так и называется: «Речение слов, дабы душа могла возлетать на тело свое». Это название речения, а дальше идет следующее: «Я есмь сын Осириса, наследник Его, равный Ему».
«Я есмь мощь (Ба) в красной крови Его».
«Ибо я есмь та великая сила (Ба) Осириса, которой повелели боги соединиться с ним, дабы пребывал он в зените дня».
«Я восставил Осириса из истечения плоти его, из семени, которое изверг член его, дабы мог он восходить в День, дабы мог он соединяться с ним» - то есть с Днем, с Жизнью. В данном случае, сам Гор является истечением плоти Осириса, его семенем, и он же дает жизнь отцу. И сила Осириса, которая перешла в Гора, возвращается в Осириса через Гора и в результате победы Гора над Сетом.
Так что идея божественной крови, духовной крови, которая дает жизнь – это идея Ба. Божественная сила входит в человека, как она вошла в умершего Осириса, и становится его силой, его Ба.
Египтяне считали, что, в отличие от Ка, которое предвечно, Ба рождается вместе с телом. И человек из этой Ба своей волей лепит свой духовный образ.
В Текстах пирамид мы уже ясно видим . 223-е речение:
«Даны Богу приношения божественные.
Дан Пепи этому хлеб его.
Приди же к силе (Ба) твоей, о Осирис!
О Сила (Ба) среди блаженных воскресших,
Могущественный в пребывалище Своем» [PT 223, Pyr.§ 215]
Концепция души в представлении древних египтян определяется философскими и религиозными воззрениями. Представления о душе менялись со временем от Древнего до Нового царств. Древние египтяне верили, что душа состоит из нескольких частей и ею обладают не только люди, но также животные и боги.
Мы видим, что Пепи дается хлеб, и этот хлеб – это и есть Ба. Так же, как пища дает жизнь, и без пищи человек обессиливает и умирает, так же он обессиливает и умирает без Ба.
«Приди же к силе твоей, о Осирис» – это обращение к Пепи. «Приди», конечно, не к хлебу земному, который есть только образ, а приди к самому Осирису, приди к самому Богу, и ты станешь силой (Ба) среди блаженных воскресших, среди аху, и будешь могущественным в пребывалище своем.
«Ненавистен ему сон, отвратительна неподвижность.
И плоть Тети этого не истлеет, не разложится, не издаст зловония.
Ты не пройдешь мимо, не прошествуешь
Ты не пойдешь путем, на котором расчленен был Осирис (то есть путем смерти).
Взойди же в небо как Орион
Ибо как Сотис могуча душа твоя.
Подобает тебе быть Ба — и ты еси Ба.
Подобает тебе быть могучим (сехем), — и ты могуч.
Да пребудет душа (Ба) твоя среди богов,
Как Вышний пребывает в Ириу (какая-то область, нам не совсем понятная)» [PT 412. Pyr.721-723]
Именно благодаря Ба, воссоединяющейся с телом у праведников, воскресает тело. Это удивительно изображают египетские тексты, но это удивительно изображают и пасхальные христианские тексты. Мы помним формулу из пасхальной стихиры: «Во аде же с душею, яко Бог». Вот это, собственно говоря, вполне было бы понятно египтянину. Ба пребывает с тобой, ибо ты Бог - не потому, что ты особый Сын Божий, но потому, что всякий, кто творит правду, божественен, и он не теряет душу свою.
В текстах Книги мертвых есть специальное речение (85-е), которое именуется «Превращение в Ба живое» («рен ирет хеперу эм Ба анех»). «Превращение в Ба живое. Речение слов, дабы превратиться в Ба живое и не идти в место страданий. Кто познал его, никогда не погибнет». Это очень важный момент. Значит, Ба живое – это то, которое соединено вот с этой божественной энергией навсегда, оно праведно и не идет в место страданий.
«Я есмь Ба Ра, вышедшая из Нуна
Ба Бога, создавшего пищу божественную.
Отвратительно мне творение неправды, и я никогда не увижу ее!
Я есмь пища божественная, которая никогда не погибнет, ибо имя мое - Ба. <...>
Я есмь Владыка Света.
Отвратительна мне смерть и не отправлюсь я в место страданий инобытия.
Это я преобразил Осириса и даровал довольство тем, кто в свите его.
<...>
Я есмь Нун — и делатели неправды не причинят мне вреда.
Я первый из изначальных - Сила сил вечных богов.
Тело мое неразрушимо. Мой образ - вечность.
Я - владыка годов, правитель бесконечности.
Я тот, кто создал тьму и воздвиг престол ее на грани небес. <...>
[BD 85, 1-11]
«Я есмь Ба Ра, вышедшая из Нуна». То есть я - душа Ра, вышедшая из Нуна. Это никакое не превозношение, это констатация. «Ба бога, создавшего пищу божественную». То есть мое Ба – это божественная пища, которая является Ра и создана Ра, то есть во мне эта божественная энергия. «Отвратительно мне творение неправды, и я никогда не увижу ее».
«Я… есмь пища божественная, которая никогда не погибнет, ибо имя мое - Ба». То есть я принимаю в себя божественную пищу, я питаюсь божественной пищей так же, как мы питаемся пищей евхаристического таинства. И имя мое - Сила (Ба),
Плоть воскресает тогда, когда личность и божественная личностная энергия, воля и личность (кед и Ба), соединяются снова вместе.
Сверхбытие Нуна – Гор как сердце творящего Птаха – Ба, которая через Гора входит в каждого человека – воскресение, если человек соответствует Гору, если он истинный сын своего отца – и личное божественное бессмертие. Личное, потому что навсегда человеческой волей Ба оформлена личностно в этой земной жизни. В этом, наверное, главный смысл земной жизни для египтянина.
Сверхбытие Нуна – Гор – отсечение Ба лично избранным злом – и после этого смерть. Потому что уход Ба, уход божественной силы – это смерть окончательная, как говорили египтяне – «вторая смерть».
В «Книге дыхания» (Луврский папирус 3284), мы читаем: «Ты видишь очами своими, внемлешь ушами своими, глаголешь устами своими (естественно, речь идет об умершем), шествуешь стопами своими, ибо божественная сила (Ба) твоя — в инобытии». Она вошла в инобытие как твоя сила, как твоя Ба.
В уже цитировавшемся нами Лейденском гимне Амону (папирус Лейден I,350, iv, 16) говорится о том, что Ба Бога пребывает на Небе, тело в Дуате, а образ Его на земле.
Ориген в своей знаменитой книге «Против Цельса», сам будучи египтянином, сказал, что «есть основание и право расточать египтянам похвалу за то, что они обладают многими загадочными истинами, которые не следует презирать. К примеру, они способны искусно давать возвышенные объяснения, касающиеся почитания у них животных» [Против Цельса 3.19]. В отличие от римлян и греков, насмехавшихся над почитанием египтянами животных, Ориген, сам будучи не только замечательным христианским богословом, но и знатоком традиционных египетских учений, считал, что это искусное объяснение, это объяснение, подводящее ко Христу, а не уводящее от него.
Прочитаем 422-е речение Текстов Пирамид: «О Пепи, выйди, ибо воскрес ты, и могущество твое божественно. Ты наследник Осириса, пребывает с тобою Ба твоя и сила (сехем) твоя вокруг тебя. Увенчан ты короной Верхней Страны, и венец мизут на руках твоих».
в эпоху Рамессидов существовала поговорка, очень похожая на нашу: «Бау царя хуже смерти», то есть силы царя, энергии царя хуже смерти. Как говорится, на кого обратит свой глаз царь, владыка, тому несдобровать.
И копты продолжили эту традицию. Слово «бау» во множественном числе («бэу», по-коптски) – это ничто иное, как «насилие». В некотором роде Ба оказывается антонимом слову «хотеп». «Хотеп» – это довольство, мир, благополучие, а «бау» – это сила, насилие. То есть слово уже отрывается от своего божественного первоначала и становится просто силой, в том числе и грубой разрушительной силой.
Душа (Ба) – это божественная энергия, центрованная, слепленная и направленная волей человека. Для египтянина и душа, в нашем смысле слова (как эмоциональный мир), и ум (как божественное начало в человеке), они оба объединялись словом «Ба». Если угодно, очень коротко, Ба – это божественная сила, оформленная человеческой волей. Причем постепенно в Египте меняется акцент. Если в выражении «божественная Ба человека» в Древнем Царстве делался акцент на слове «божественная», и было важно, что это божественная энергия в человеке, то, начиная со Среднего Царства, делается акцент на «человека»: «божественная Ба человека», - человек как вместилище божественного..
Григорий Богослов в своей прекрасной I богословской поэме именует душу (подумайте!) «струей невидимого Божества», «Божьим дыханием», «светом, заключенным в пещеру (то есть в наше естество), однако божественным и неугасимым» и даже «божественной частицей» в человеке. Вот что такое душа.
«Душа… есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования, она доступна изменению, и, именно, изменению со стороны воли». Это Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» (II,12).
Ну и, наконец, Григорий Палама (XIII век): «Отделение Бога от души есть смерть души и вечная смерть человека». То есть не отделение души от тела, а отделение Бога от души. Египтянин, подумав, понял бы эти слова, произнесенные через тысячу лет после конца египетской религии. Конечно же, если Бог отделяется от души, то есть если из энергии, слепленной человеком, уходит Бог, энергии не остается, и это, понятно, есть вечная смерть человека.
Древние египтяне считали, что человек состоит из физического тела, духовного тела, сердца, двойника, души, нематериального эфирного духа, образа и имени. Все эти составляющие тесно связаны меж собой, и благосостояние одной определяло благосостояние всех остальных.
Ба (b; — «проявление») — душа, жизненная сущность в виде птицы с головой человека, его совесть, а также душа Ка(Сила Отца) . По верованиям египтян, Ба состояла из совокупности чувств и эмоций человека.
Ба напрямую зависит от состояния физического тела. Ба при жизни тела путешествовала по миру сновидений и могла свободно перемещаться между миром мёртвых и живых. После смерти человека она находилась рядом с сердцем при его взвешивании, затем впадала в летаргический сон. Достигнув благодати в загробном мире, Ба становилась baiu menkhu, ежели Ба проклиналось — baiu mitu. Ба изображалась на магических предметах и амулетах (ba’apur).
Первоначально считалось, что Ба обладают лишь боги (в качестве их Ба выступали созвездия и небесные тела), фараоны и первосвященники, однако позднее сложилось представление о том, что этой «оболочкой» обладает любой человек. Города также могли иметь свои Ба.
Ах (3; — «сияющий»; У. Бадж называет khu) — слияние Ба и Ка, освободившееся от телесной оболочки чистый дух, живущий в загробном мире и вкушающий его радости. Для удовлетворения своих нужд ах использовал оставленные в гробнице ушебти. Изображался ибисом с хохолком. Властителем ах (;;;-;;w) является Меримутеф.
Дети Гора отвечали за определённую сущность человека: Амсет — ка, Дуамутеф — ба, Кебексенуф — сах (мумия), Хапи — иб (сердце)
В папирусе Ани Кебехсенуф произносит следующую речь:
Я сын твой, О, Осирис, Ани. Я пришёл защитить тебя. Я собрал твои кости, и я соединил члены твои воедино. Я принёс твоё сердце и положил его на трон внутри твоего тела. Я сделал твой дом цветущим после тебя, О! ты, кто вечно живущий.
Кебехсенуф («Тот, кто омолаживает его братьев») — в древнеегипетской религии заупокойное божество, один из четырёх сыновей Гора. Кебехсенуф был богом защиты и Запада[, охранял кишечник умершего. Его изображали в виде божества с головой сокола. Покровительницей Кебехсенуфа была богиня Селкет.
Дуамутеф (егип. Dw3mwtf) — древнеегипетский бог, один из сыновей Гора. Связан с заупокойным культом: при бальзамировании умершего его желудок помещали в каноп с крышкой-головой шакала. В погребальной камере его статуэтка ставилась у восточной стены. Дуамутеф считался выражением сущности одной из душ человека — его Ба.
Ба-проявление.
Рен (rn) — имя. Древние египтяне большое значение придавали имени человека, отчего уничтожение его приравнивалось к проклятью. Безымянный не может предстать перед богами, поскольку как не существует предмета без названия, так не может существовать человек без имени. Лишённый имени человек уязвим перед божественными силами. Увековечиванием памяти отцов занимались сыновья, чьим долгом было совершать подношения и ремонтировать гробницы предков. С другой стороны, если покойный знал имена божественных покровителей друзей или врагов, он мог произносить их и получить над ними власть для исполнения своей воли.
Бену, Бенну, Бенгу, Бенху, Вену — bnw, bjnw
В египетской мифологии бог в виде серой цапли, олицетворяющий бога Солнца.
Бену(Бен-Бен) - душа солнечного бога, символ планеты Венеры. Утреннее божество. Утренняя звезда подымающаяся первая на восточном горизонте.
Бенну (Бен-Бен) — в египетской мифологии птица — аналог феникса. По легенде является душой бога Ра. Название связано со словом «вебен», означающим «сиять».
Согласно мифу, Бену - первое существо, появившееся на возникшем среди водного хаоса из ила первичном холме, что знаменовало начало сотворения мира.
Эпитет Бену — «тот, который из себя возник» («бен» означает «возникать»).
Фетиши Бену:
камень-обелиск «Бенбен», представляющий первичный холм — являются также фетишем Ра;
дерево «Ишед» — на нём находится дом Бену.
Иврит:камень основания храма Бенэвен.
Египет:камень основания храма:Бенбен.
Бенбен (Бен-бен) — холм, который появился из первичных вод Нуна. Согласно мифологии египтян, бог-творец Атум спустился вниз на холм и стал размышлять о том, каких создать богов. В Текстах пирамид, в главах 587 и 600, самого Атума иногда называют холмом. Там же сказано, что холм превратился в небольшую пирамиду, которая находилась в Иуну (Гелиополь), она была местом пребывания Атума.
По легенде Бенну появился из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра. По другой версии Бенну вырвался из сердца Осириса.Согласно другому мифу, Бенну - первое существо, появившееся на возникшем среди водного хаоса из ила первичном холме, что знаменовало начало сотворения мира. Изображался в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями. Существуют также изображения Бенну в виде человека с головой цапли.
Знаменитый греческий историк Геродот пишет:
«Они [жители Гелиополя] рассказывают историю, которая не кажется мне заслуживающей доверия, о том, что делает эта птица: Феникс проделывает весь путь от Аравии, приносит птицу-родителя всю в мирре к храму Солнца и здесь хоронит тело. Для того чтобы проделать все это, она сначала делает шар из мирры, такой большой, какой только сможет нести; затем, она делает в нем углубление и помещает туда родителя, после чего запечатывает отверстие свежей миррой, и вес шара при этом точно такой же, как и исходного шара. Она приносит его в Египет и кладет на алтарь Солнца. Такова история, которую они рассказывают об этой птице».
Бенну олицетворял воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. Символизировал солнечное начало.
Птица Бенну, по легенде, возрождается каждый день, вставая вместе с солнцем и обновляя себя в его лучах. Её способность возрождаться означала, что её также связывали с Осирисом (Osiris), мертвыми и идеей воскрешения.
Бену считался Ба (душой) Ра, впоследствии — душой Осириса и связан с культом мёртвых.
Птица Бену это древнеегипетский бог вечной жизни или возрождения. Появлялся он в виде серой цапли, олицетворяющий бога Солнца.
Птица Бену возникла сама по себе.
Бену стал первым существом, появившемся на возникшем среди водного хаоса из ила первичном холме, что знаменовало начало сотворения мира.
Согласно некоторым мифам эта птица перед созданием мира пролетала над океаном и опустилась на возникшую из воды скалу Бенбен.
Ее крик разорвал тишину и символизировал начало творения мира.
Этот крик определил то, что должно быть, и то чего нельзя допустить в новом мире.
Священными фетишами птицы Бену есть камень Бенбен и дерево Ишед, на котором он живет.
Со своим длинным прямым клювом, который украшал голову, двумя спускающимися вниз перьями, она казалась похожа на солнце, выходящее из воды.
Ее имя ВенуФеникс означает светить, всходить.
Священная птица Бену принадлежит к виду хохлатых цапель. Она имела золотистое или голубоватое оперение, изображение ее всегда отличалось четко очерченным силуэтом, высокой посадкой туловища на длинных ногах. Оперение цапли — золотистое с красными вспышками — символизировало солнце.
Вену-феникс символизировал также спиральное восхождение Сириуса, которое в древности было признаком разлива Нила.
В 125 главе «Книги мертвых» покойный отождествляет себя с птицей феникс: «Чистота моя — чистота великого феникса в Гераклеополе, ибо я нос Владыки дыхания, что дарует жизнь всем египтянам в сей день полноты ока Хора в Гелиополе»(см. прим auaf — 89).
Камень Бенбен был назван в честь первичного холма. Он был священным камнем в храме солнца в Гелиополе. Он был местом, на которое упали первые лучи солнца. Считается, что он был прообразом обелисков и пирамидионов четырёхгранных пирамид.
Камень Бенбен был обнаружен в Храме феникса. Он являлся символом этой птицы, которая была способна к воскрешению и возрождению, а также олицетворяла цикличность времён года. По мнению одного немецкого египтолога, он некогда стоял на священной колонне.
Имя Татенена переводится как «поднимающаяся земля» и означает уста сотворения мира. Он — первый холм (бенбен) средь первозданных вод,
кто создал всё сущее в своём сердце и дал названия(имя:рен) .
Благодаря Татенену появляется еда, подношения и «все хорошие вещи». В священных гимнах называется отцом солнечного божества, которое рождается поутру, поднимаясь из земли Татенена.
. Позже Татенен стал отождествляться с Птахом, из-за чего имя бога Татенена стало синонимично имени Птаха. Синкретический бог Птах-Татенен почитался как дающий пищу.
Бог Птах - бог земли, минералов, глины-он сотваряет тела из земного... А она - вода(женское) , наполняет их жизнью...
Вода(земное) - эфир(небесное) -:богиня неба(Сехмет/хатхор....)
Птах и Сехмет.
Птица Гамаюн/Хумаюн/Хума(сердце) /Хумай/....феникс(Вену(Бену)) ...
Хумай представлялась как волшебная птица-феникс, вещая птица.
Считалось, что она делает! царём человека, на которого бросает свою тень. ...
В арабизированной мифологии Средней Азии Хумай считалась птицей счастья,
Солнца.
Ба-"проявление"
Созвездие Овна согласно Торе соответствует Египту.
Овен(Овца) - год овцы есть год воды.
Огненной воды-эфира(фохат).
Овен Аракул:ночное Ра(солнце в ночи)
Именно в период Овна-Будда Шакьямуни явился свою проповедь....
Ра Бог Солнца имеет несколько ликов:
Скаробей-утро Ра
Ра - дневное.
Атум(с бородой) - вечернее.
И Овен-Ра ночное.
Великая вода рождает "сына" :фохат.
Фохат сын огненной воды.
Фохат - эфир.
Фохат:Шива и Шакти.
Скаробей и овен-зерно Огненное в сердце(сосуд) - Ба(сосуд с зерном или огнём)
Священный Овен-Амон увенчаный Солнечным диском.
Ба/Бену/Бенбен/.... Вечная душа Солнца.
Ба-душа Осириса.
Бат-душа Богини.
Т-женский род(х-т)
Существует предположение, что слово «бат» могло быть связано со словом «ба» к которому был прибавлен суффикс «т». Ба человека соответствует мужскому или женскому роду и часто переводится как «душа». Это слово можно также перевести как «власть» или «бог».
Бат — богиня-корова в египетской мифологии, которую изображали с лицом женщины с коровьими ушами и рогами. Ко времени Среднего царства, её отличительные черты и атрибуты были добавлены к чертам богини Хатхор.
Со временем Бат стали отождествлять с систром, а центр её культа был известен как «Дворец систра».Систр это музыкальный инструмент, по внешнему виду напоминавший анх, который был одним из наиболее часто используемых священных инструментов в храмах Древнего Египта. На некоторых музыкальных инструментах были изображения Бат в которых её голова и шея выполняли роль стилизованной ручки и основания, а между рогами крепилась погремушка. Её образ повторялся с двух сторон, об этом есть упоминания в Текстах пирамид:
"Я восхваляема; я величественна; я Бат с двумя лицами; я та, кто спаслась и я спасла саму себя от всего зла."
Изображения Бат в образе божественной коровы удивительным образом похожи на изображения богини родом из Нижнего Египта Хатхор. На плоских изображениях обеих богинь изображали лицом к зрителю (в фас), а не в профиль, что было свойственно традиционному изображению богов. Различались изображения лишь тем, что у Бат рога были закручены вовнутрь, а у Хатхор слегка наружу.
Бата, Бат (егип. ) — в египетской мифологии имя древнейшего божества, почитавшегося как в женском, так и в мужском образе.
Бога Бата отождествляли с быком, центром его культа был город Каса (позже греч. Кинополь) столица 17-го нома Верхнего Египта.
Бенбен (Бен-бен) — холм, который появился из первичных вод Нуна. Согласно мифологии египтян, бог-творец Атум спустился вниз на холм и стал размышлять о том, каких создать богов. В Текстах пирамид, в главах 587 и 600, самого Атума иногда называют холмом. Там же сказано, что холм превратился в небольшую пирамиду, которая находилась в Иуну (Гелиополь), она была местом пребывания Атума.
Камень Бенбен был назван в честь первичного холма. Он был священным камнем в храме солнца в Гелиополе. Он был местом, на которое упали первые лучи солнца. Считается, что он был прообразом обелисков и пирамидионов четырёхгранных пирамид.
По мнению египтолога Барри Кемпа[en], связь между Бенбеном, фениксом и солнцем может заключаться в созвучии следующих слов: «лучи восходящего (вебен) солнца падают на Бенбен, на котором живёт птица Бенну». В главе 600 Текстов пирамид говорится следующее: «Атум поднялся, как Бенбен, во дворце Бенну в Гелиополе».
Бенну (Бен-Бен) — в египетской мифологии птица — аналог феникса. По легенде является душой бога Ра(Ба(душа) Бога Ра и Осириса, вылетает из сердца) . Название связано со словом «вебен», означающим «сиять».
Камень Бенбен был обнаружен в Храме феникса. Он являлся символом этой птицы, которая была способна к воскрешению и возрождению, а также олицетворяла цикличность времён года. По мнению одного немецкого египтолога, он некогда стоял на священной колонне.
По легенде Бенну появился из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра. По другой версии Бенну вырвался из сердца Осириса.Согласно другому мифу, Бенну - первое существо, появившееся на возникшем среди водного хаоса из ила первичном холме, что знаменовало начало сотворения мира. Изображался в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями. Существуют также изображения Бенну в виде человека с головой цапли.
Знаменитый греческий историк Геродот, посетивший Гелиополь в середине пятого века до нашей эры, услышал искаженную версию мифа о птице бенну, которую и изложил в своей «Истории»:
«Они [жители Гелиополя] рассказывают историю, которая не кажется мне заслуживающей доверия, о том, что делает эта птица: Феникс проделывает весь путь от Аравии, приносит птицу-родителя всю в мирре к храму Солнца и здесь хоронит тело. Для того чтобы проделать все это, она сначала делает шар из мирры, такой большой, какой только сможет нести; затем, она делает в нем углубление и помещает туда родителя, после чего запечатывает отверстие свежей миррой, и вес шара при этом точно такой же, как и исходного шара. Она приносит его в Египет и кладет на алтарь Солнца. Такова история, которую они рассказывают об этой птице».
Бенну олицетворял воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. Символизировал солнечное начало.
Согласно мифу, Бену появился на возникшем из водного хаоса камне-обелиске «Бенбен», что знаменовало начало сотворения мира. Эпитет Бену —
«тот, который из себя возник» («бен» означает «возникать»"сиять" ).
Вспомним Скоробей- приходит в существование создавая нечто уже существующее путем распада самого себя на части которые в совокупности едины в целом есть он. Сотворенный из себя... Он Владыка единый, который распадается на миллионы богов.
Фетиши Бену — камень «Бен-бен» (являющийся также фетишем Ра) и дерево «Ишед» (на котором находится дом Бену). Бену считался ба (душой) Ра, впоследствии — Осириса и т. о. связан с культом мёртвых.
Древние греки называли Бену - Фениксом.
Фарид ад-Дина Аттара «Язык птиц»:
Тридцать птиц у престола Симурга
Воссияло перед ними солнце близости. От лучей того солнца у всех [птиц] засияла душа. В отражении лика Симурга мира В тот же миг увидели лик Симурга. Когда посмотрели те тридцать птиц, - [То] без сомненья, эти тридцать птиц были тем Симургом. Все пришли в изумление и растерялись, Не понимали, кто они: «этот или тот?» Увидели, что все они, без остатка, - Симург. И сам Симург был тридцатью птицами. Когда же на Симурга они глядели, Был тот Симург этим, что был в этом месте. А когда они обращали взор на самих себя, Эти тридцать птиц были тем, другим [Симургом]. Когда они смотрели и на себя, и на него, [То] были одним Симургом и в большом, и в малом. Был этот тем, а те были этим. Во всем мире никто не слышал такого. Все те [птицы] утонули в растерянности. Без размышления пребывали в размышлении. Поскольку ничего они не смогли понять, Безмолвно вопрошали того Господина. Молили раскрыть эту великую тайну. Просили разъяснить, что такое «я», а что «ты». Пришел от того Господина безмолвный ответ: «Этот Господин, сияющий как солнце, – зеркало. Каждый, кто приходит, видит в нем себя. Тело и душу, душу и тело видит в нем.. Поскольку вас пришло сюда тридцать птиц, Тридцать и появилось в этом зеркале. Если придет сюда сорок или пятьдесят птиц, Вновь снимите с себя завесу. Хоть вы и сильно измучились, Вы себя видите и себя увидели. Чей взгляд сможет нас достигнуть? Муравей достанет ли взглядом до Плеяды? Видел ли ты муравья, что поднял наковальню? [Видел ли ты] комара, что держит в зубах слона? Все, что ты знал и видел, - это было не то. И то, что говорил ты и слышал, - это было не то. Все те долины, что остались позади, Все мужество, что каждый проявил, - Все это вы совершили моими деяниями. Вы узрели долину самости и атрибутов. Вы – тридцать птиц, вы и в растерянности. Не осталось у вас ни сердца, ни терпения, ни души. Мы - первооснова тридцати птиц, Ведь наша природа – Истина. Исчезните в нас, в стократном величии и красоте, Чтобы потом найти себя в нас!» Наконец они исчезли в Нем навечно. Тень исчезла в солнце, вот и все! Пока они странствовали, я говорил об этом. Когда добрались сюда, не осталось ни душ, ни тел. Здесь, несомненно, рассказу приходит конец. Больше нет ни путника, ни предводителя, путь окончен.
https://youtu.be/r8JKOgD9nMo
Свидетельство о публикации №121040902802