Египет. К. Бальмонт

Сат-бытие.
АумТатСатАум

Монолог «священной змеи» Саты из «Книги мёртвых»:

Я в круге возврата
Свежий миг бытия.
Я *Сата, я *Сата,
Я *Сата змея. [16,;с.;179]

Раковина Каури.
Особую популярность к в качестве символа порождающего начала богини-матери  приобрела раковина каури. Название ее, как считается, произошло от доведической богини Каури. Использование раковин каури как символа возрождения - женских врат жизни - началось еще в глубокой древности, примерно за два тысячелетия до н. э. В Индии раковины каури до сих пор  высоко ценятся  как средство от сглаза.

«Раковина», где поэт строит свою модель вселенной, упоминается «священное число» восемь:

Хранит оно безгласно всю цельность бытия.
И в нём, бесстрастно, ясно, в забвеньи – Ты и Я. [16,;с.;70]



Каури и Анукет.
Ануке"обнимающая".
Её символы:раковины канури, кувшин для воды, йони(исток женских гениталий(санскрит)), монеты и рыба.
        Изображалась в образе газели.
Имела на голове корону из  Тростника и перьев страуса.


Анкет богиня - образ газели.

Газель — форма в классической арабской и персидской поэзии, а также в поэтических традициях на тюркских языках, урду и др.




   ЕГИПЕТ
К. Бальмонт

Заснула земля.
Финал переполненный выпит.
Задремавшие Боги ушли в Небосвод,
Гребцы корабля,
На котором Египет

Сквозь Вечность скользит по зеркальности Нильских вод.



Ушли Фараоны.
Их нарядные мумии спят,
Пред глазами людей восхищёнными.
 Все пирные звоны
Сменились напевом цикад.

Лишь звёзды блестят и блестят над песками, самумом взметёнными.



И Сфинкс всё глядит.
И Сфинкс всё есть Сфинкс неразгаданный.
В зыби веков, что бегут и бегут вперебой.
И вкруг пирамид
Жизнь живёт, вешний воздух весь ладанный,

Нил течёт, и папируса нет, но лотос расцвёл голубой.

........
Взнеслась безгласно пирамида –
  Маяк для тысячи дорог… [16,;с.;132]
Холм творения-пирамида.
Внутри пирамиды Вселенная...
......

 НЕЛЮДИМ


Средь выжженной пустыни,
Что дном была морским,
Глядит в века, доныне,
Гигантский нелюдим.

Две каменные тени,
И в двух — единый он,
Создатель смутных пений,
Рассветный дух, Мемнон.

Лишь ночи круг замкнётся,
И дню придёт черёд,
Мемнон от снов проснётся,
И призрачно поёт.

;Но лишь один, — хоть двое
;Глядят и в свет и в тьму.
То пение живое
;Дано лишь одному.

Другой глядит безгласно,
Не чувствуя огня.
Один же, полновластно,
Поёт рожденье дня.

;В те дни как было всюду
;Теченье вод морских,
;Циклоны — изумруду
;Слагали звучный стих.

И, тело созидая,
Вложили в тело крик,
Но встала тень немая,
Внимающий двойник.

;И в теле крик, и пенье,
;И страстная мечта.
;Но с телом повторенье,
;Двойник и немота.

Безгласна тень растений,
Хотя шумят леса.
Безгласен ряд видений,
Глядящих в небеса.

;Кто нем, тот жизнь не славит,
;Он только тень всегда.
;Но лик он тот же явит
В великий день Суда.

В те дни как было всюду
Лишь Море без границ,
Оно свою причуду
Вложило в быстрых птиц.

;Сковало все творенья
;Законом двойника,
;И, в Небо бросив пенье,
;Умолкло на века.

И где была пучина,
Пустыня там и сплин,
И два там исполина,
И в этих двух — один.

;Рожденье зорь он славит,
;Другой молчит всегда.
;Но лик он тот же явит
;В великий день Суда.

Мемнон - фараон, царь проснётся....
Колосы Мемнона.... две массивные каменные статуи, в действительности изображающие фараона Аменхотепа III, / Мемнона./
Мемнон....

Во время Троянской войны Мемнон привёл большое войско эфиопов на защиту Трои. Убил Антилоха, но погиб от руки Ахилла, который мстил за смерть друга. В поэме Квинта Смирнского убил 3 ахейцев, но убит Ахиллом. Смерть Мемнона напоминает гибель Гектора, другого защитника Трои, которого Ахиллес убил, желая отомстить за смерть друга (Патрокла). Согласно некоторым учёным, именно поэма «Эфиопида» содержит более архаичные мотивы, чем «Илиада», и послужила образцом для неё, а не наоборот[].

После гибели Мемнона Зевс, видя безутешное горе Эос (по легенде, капли росы, появляющиеся по утрам, — это слёзы богини, скорбящей по погибшему сыну), вернул его к жизни и наделил бессмертием

Ме;мнон (др.-греч.) — в древнегреческой мифологии сын Эос и Титона, царь эфиопов.
........
Мотив «двойника» («ка»:сила Отца) звучит также в стихотворении «Нелюдим», в котором Бальмонт воссоздаёт не новый для русской поэзии образ «звучащей» статуи Мемнона в Фивах (уже упоминавшейся им ранее в книге «Будем как Солнце»).
.......... Сат Чит Ананда................

Сат-Чит-Ананда (санскрит) — формула, отражающая продвижение по духовному Пути. Дословный её перевод таков: Чистота-Утончённость-Блаженство.

Духовное продвижение начинается с Сат: чистоты, ясности в понимании устройства Мироздания, смысла наших жизней и путей его исполнения, также с обретения собственной этической и биоэнергетической чистоты.

В результате проведения такой работы над собой адепт получает возможность добиться — с помощью специальных методов духовной работы — Чит: утончённости сознания (буддхи). Среди этих методов — эмоциональное слияние с утончающей красотой гармонии природы, с соответствующими произведениями искусства, с гармоничными и утончёнными людьми. Большую помощь окажет овладение искусством психической саморегуляции.

Овладевшие всем сказанным обретают способность видеть Святых Духов, напрямую свободно общаться с Ними, включая разговорный контакт, а также прямое Слияние развитыми сознаниями — с Ними. Святые Духи становятся Божественными Учителями таких духовных подвижников и ведут их по Пути дальнейшего личного совершенствования и познания Бога во всех Его Аспектах и Проявлениях.

А прямое общение с Богом, дальнейшее познание Его и Слияние с Ним — даруют Ананда: нарастающее состояние Блаженства высшего порядка, вплоть до тех состояний, в которых существуют Они — уже достигшие Совершенства и более не имеющие необходимости снова воплощаться.

Это сильнейшая мантра мира, мантра просветления. Произнесение, прослушивание Мула мантры вслух или про себя, приносит счастье, духовный опыт, глубокую тишину, спокойствие, блаженство, повышенное всеобъемлющее состояние сознания, что можно сравнить с получением благословения.




          Сат*
Сат указывает на аспект вечности. Считается, что личность, которая осознала Брахмана, познала аспект сат, или вечность. Поэтому на этой стадии человек более не отождествляет себя с материей, что делает его невозмутимым и бесстрашным. Он осознаёт своё «Я» как вечную частичку этого сат, и пребывает в полном равновесии. Этот уровень является началом духовного самоосознания, и тот, кто достиг его, считается самореализованным человеком.

Чит
Чит обозначает сознание, одним из аспектов которого является знание. Тот, кто постигает Параматму в своём сердце, поднимается на этот уровень. Существует много видов знания, однако в вайшнавизме изначальное знание заключается в понимании того, что источником всего является Бог как личность. Любое другое знание является следствием этого знания. На эту ступень могут возвыситься те, кто уже достиг понимания сат, достигшие совершенства в практике медитации на Параматму.

Ананда
В переводе это слово значит «блаженство». На этот уровень человек поднимается, осознав личностную ипостась Бога — Бхагавана. Говорится, что когда человек осознаёт Верховную личность Бога, которая рассматривается как вместилище всех наслаждений, он достигает трансцендентного блаженства. Бхагаван в избытке обладает шестью богатствами, и, когда человек обращается к Нему, Он может даровать любое из них. Даётся пример слуги царя, который наслаждается так же, как и сам царь. Постигнув истинную природу Абсолюта, индивид начинает заниматься служением Ему и обретает возможность общаться с Ним. В традициях бхакти принято считать, что этот уровень постигается бхакти-йогами, или теми, кто в процессе своего постепенного развития в йоге, достигают платформы бхакти-йоги, которая рассматривается как наивысшая.

Утверждается, что человек, познавая аспект чит, автоматически осознаёт и аспект сат. Личность же, постигшая аспект ананда, естественным образом познаёт два предыдущих аспекта (сат и чит). Человек, обладающий 100 долларами, имеет, как 10, так и 40 долларов. Также и тот, кто осознал высшее проявление Бога в Его личностной форме, постигает все остальные Его ипостаси.


Согласно философии Ауробиндо, в духовной эволюции души и вселенной, несмотря на то, что душа воплощается в майе, и ограничена материей, пространством и временем, она постоянно сохраняет вечное единство с сатчитананда. Этот воплощающийся объект или измерение живого существа, духовная душа, или чайтья-пуруша, является основной сущностью, которая перевоплощается из жизни в жизнь. Эта сущность в своём качественном энергетическом состоянии является сатчитананда.

Ауробиндо утверждает, что существует верховная сила, «сверхразум», проявляющийся из сатчитананды и достижимый через практику йоги, направленной на объединение жизни, ума и материи с возвышенным уровнем сознания, радости и силы и таким образом, пробуждения нашей изначальной духовности.
 


Рецензии