Тростник. Сикомора

Бен:тростник.
Бенбен-камень, холм творения, основания....

Египте тростник тоже считался священным растением. Египетский иероглиф побег тростника означает человеческую мысль.

Тростник был символом Юга, как папирус – Севера. Верхнеегипетские правители носили титул  князь Тростник. Пчела и тростник вошли затем в титулатуру царей следующего периода. Плутарх писал: «С помощью знака тростника египтяне изображают царя и южные пределы мира, а тростник символизирует увлажнение и оплодотворение всего сущего и по природе кажется похожим на детородный член»
Одно из важнейших созвездий неба – Орион представлялся египтянам  небесным воплощением Осириса и изображался  в  древнеегипетских текстах по астрономии "бородачом, стоящим в тростниковой лодке и держащим в одной руке посох, а в другой – анх, эмблему вечной жизни".

Известный египетский символ джед восходит к образу дерева и представляет связки тростника, вставленные одна в другую.
В Гелиополе (егип. Иуну,  Он в еврейском тексте Библии) был свой древний фетиш - столп  Юн, означавший, как пишет М. Луркер,  "тростник".  Этот столп воздвигали  «при торжественном ритуале, часто на него ставили голову быка.  В сочетании с обелиском (солнечным символом) тростник становился символом луны. Позднее Озирис в своем качестве бога Луны получает имя Юн».
Известный библейский миф повествует о распоряжении египетского фараона уничтожать всех новорожденных мальчиков у евреев, проживавших в Египте. После трех месяцев тайного сокрытия   новорожденного   в своем доме, мать Моисея отправляет дочь оставить  просмоленную корзинку с сыном в тростниковых зарослях.  Корзинка с младенцем была обнаружена дочерью фараона, и будущий основатель древнееврейской монотеистической религии  был спасен.

Сикомора – древо жизни египетской мифологии.   Древние египтяне поклонялись сикоморе как священному дереву и воплощению Хатхор и небесной богини Нут, «которая охраняла мертвого Осириса, а потом восстановила его душу среди ветвей дерева».

Египетская сикомора является разновидностью фигового дерева (сикомор античный), приносящего плоды. Листья этого дерева носили в качестве амулета для привлечения успеха и благополучия. Один из старейших центров культа этого дерева в Египте находился недалеко от Мемфиса и был посвящен Хатхор, богине сикоморы. Ее культ был распространен в окрестностях Мемфиса и некрополя в Гизе. Древняя сикомора считалась местным фетишем и символом самой богини. Уже в изречении «Текста пирамид» встречается обращение к «мировой сикоморе» как к молодой женщине.

В пояснении из Туринского папируса сказано, что «Сикомора (сикоморея или сикамин) - тутовое дерево, шелковица Morus nigra, - священное дерево богини Хатхор и бога Нуфртема (Нефертума), символизировавшее Небесное Дерево». Некоторые источники называют сикомору платаном, однако в Древнем Египте символику возрождения к жизни несли те деревья, "которые имели сладкие плоды".

Хатхор  считалась божественной покровительницей и защитницей фараонов, которых она в образе коровы выкармливала в зарослях папируса своим молоком. Защитные  функции Хатхор «связаны с символикой самого дерева сикоморы, название которой – nh · t – означает «защита» или, в буквальном смысле «защитная тень».

С сикоморой была связана и богиня неба Нут, которая совершает одинаковые действия с Хатхор в композициях со священной сикоморой: обе богини возливают  струи воды на покойного и приносят ему священные плоды. «Так в образе сикоморы устанавливается цепь архетипов: дерево – женщина – вода – небо».

Однако в изобразительном искусстве гораздо полнее представлена связь сикоморы с осирическим культом. Именно сикомора фигурировала в обряде возложения изображения бога на ветви дерева на ритуальном празднике  пахоты и сева, «уподобляя пребывание его во чреве матери. Осирис на сикоморе ассоциировался c зернами, скрытыми в земле, а сикомора принимала на себя функции богини-матери».  В более позднее время этот ритуал – празднество в честь священной ветви – совершался  в гробнице Осириса в Абатоне, где «сикомора представлена в образе Нут и названа матерью Осириса, которая была призвана омолодить его душу в ветвях священного дерева».
В “Текстах Пирамид” говорится о высокой сикоморе у восточного неба, на склоненных ветвях которой подобно птицам сидят боги.
С другой стороны - описывая календарь, в виде ежедневного путешествия Ра (Солнца) по небу.
Идея о ежесуточном возрождении жизни и света отражена в свидетельстве о “двух сикоморах из бирюзы” -“Книга Мертвых” стоящих у восточных врат неба, из которых ежедневно выезжает по утрам Ра.
От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко /время/, при дверях."
Мф. 24; 33


Позднеегипетское культовое место бога-крокодила Сухоса называется «дом сикоморы».

К старейшим культам дерева относится культ «Хатор, хозяйки сикоморы» недалеко от Мемфиса.

Связывается также с многогрудой Артемидой Эфесской.
Различные области Древнего Египта даже назывались именем этого священного дерева. Среди них можно назвать Землю Сикоморы, где росла “Сикомора Юга”. Она почиталась как живое тело Хатхор, которую там называли хозяйкой Южной Сикоморы.
Для древних египтян сикомора являлась одним из растений, являющихся символом Древа Жизни. Именно с ней связывалась в Египте идея вечной жизни. В “Текстах Пирамид” (916) говорится о высокой сикоморе у восточного неба, на склоненных ветвях которой подобно птицам сидят боги.

 В связи с этим сикомора является формой проявления богини Неба Нут, которая своего мертвого сына Осириса должна “заслонить и его душу в своих ветвях омолодить”.


 Идея о ежесуточном возрождении жизни и света отражена в свидетельстве о “двух сикоморах из бирюзы” (“Книга Мертвых”, гл. 109), стоящих у восточных врат неба, из которых ежедневно выезжает по утрам Ра.
Хатхор обитает в стволе этого дерева, стоящего на тропе в иной мир, и питает умерших соком и плодами сикоморы. Человек, отведав даров Хатхор, получает новые духовные силы и возможность двигаться дальше, продолжая великое путешествие в Вечности.

Некоторые народы Эфиопии, в частности амхарцы, застывший сок этого дерева используется в очистительных обрядах и для борьбы с враждебными сущностями. Мне довелось наблюдать в Амхаре технологию изготовления пригодных для этих целей магических предметов, называемых здесь “гома”. Утром на коре дерева острым камнем пробиваются многочисленные глубокие отверстия. Металлические предметы, типа ножа и топора, считаются для этого непригодными. Через отверстия вытекает млечный сок. Свежий сок жидкий, сладковатый со специфическим мягким вкусом, на зубах застывает пленкой.
        Поскольку сок быстро густеет на воздухе, для сбора необходимого количества сырья отверстий должно быть пробито достаточно много. Под воздействием воздуха и жаркого африканского солнца сок густеет и превращается в полупрозрачную красновато-коричневую массу. Через несколько часов, обычно уже ближе к вечеру эфиоп возвращается к дереву и собирает эту массу. Предварительно он заготавливает сухие прутики любых имеющихся под рукой кустов. Длина этих прутиков обычно составляет около 40-60 см, а толщина – миллиметров 5-7. Собранный загустевший сок сикоморы сборщик небольшими порциями жует, в результате чего он становится непрозрачным и розовато-бежевым. Кроме того, меняются его физические свойства, он становится эластичным, по консистенции очень похожим на обычную жевательную резинку. Подготовленная таким образом масса по спирали тонким слоем наматывается на сухой прутик, так что он в конце концов оказывается целиком и равномерно ею покрыт. Оставляется лишь небольшой кусочек с одного из концов прута, за который его можно держать или закрепить.
        Через какое-то время сок высыхает и становится более хрупким, но использовать полученное изделие можно как сразу, так и спустя месяцы и даже годы. Если изготовленную таким образом “свечку” поджечь, она горит подобно лучине или обычной восковой свече. Однако, при этом выделяется черный дым и запах жженой резины, что обусловлено химическим составом сока фикуса. Напомним, что растения этого рода являются каучуконосами. Зато, если огонь осторожно задуть, гома начинает тлеть почти также, как тлеют восточные ароматические палочки. Дым становится белым, имеющим не сильный, но достаточно приятный характерный запах. Впрочем, слабый оттенок горящей резины можно уловить и в нем. Так или иначе, используя тлеющие гома, эфиопы изгоняют из помещения враждебных его обитателям сущностей, не допускают их проникновения в дом, отгоняют их при проведении ритуалов. Поскольку при изготовлении гома никакие химические вещества, поддерживающие тление, например селитра, не используются, через некоторое время гома тухнет. Тогда ее поджигают повторно. Впрочем, часто времени тления бывает вполне достаточно для выполнения необходимой процедуры.


Рецензии