Тростник. Сикомора

Бен:тростник.
Бенбен-камень, холм творения, основания....

Египте тростник тоже считался священным растением. Египетский иероглиф побег тростника означает человеческую мысль.

Тростник был символом Юга, как папирус – Севера. Верхнеегипетские правители носили титул  князь Тростник. Пчела и тростник вошли затем в титулатуру царей следующего периода. Плутарх писал: «С помощью знака тростника египтяне изображают царя и южные пределы мира, а тростник символизирует увлажнение и оплодотворение всего сущего и по природе кажется похожим на детородный член»
Одно из важнейших созвездий неба – Орион представлялся египтянам  небесным воплощением Осириса и изображался  в  древнеегипетских текстах по астрономии "бородачом, стоящим в тростниковой лодке и держащим в одной руке посох, а в другой – анх, эмблему вечной жизни".

Известный египетский символ джед восходит к образу дерева и представляет связки тростника, вставленные одна в другую.
В Гелиополе (егип. Иуну,  Он в еврейском тексте Библии) был свой древний фетиш - столп  Юн, означавший, как пишет М. Луркер,  "тростник".  Этот столп воздвигали  «при торжественном ритуале, часто на него ставили голову быка.  В сочетании с обелиском (солнечным символом) тростник становился символом луны. Позднее Озирис в своем качестве бога Луны получает имя Юн».
Известный библейский миф повествует о распоряжении египетского фараона уничтожать всех новорожденных мальчиков у евреев, проживавших в Египте. После трех месяцев тайного сокрытия   новорожденного   в своем доме, мать Моисея отправляет дочь оставить  просмоленную корзинку с сыном в тростниковых зарослях.  Корзинка с младенцем была обнаружена дочерью фараона, и будущий основатель древнееврейской монотеистической религии  был спасен.

Сикомора – древо жизни египетской мифологии.   Древние египтяне поклонялись сикоморе как священному дереву и воплощению Хатхор и небесной богини Нут, «которая охраняла мертвого Осириса, а потом восстановила его душу среди ветвей дерева».

Египетская сикомора является разновидностью фигового дерева (сикомор античный), приносящего плоды. Листья этого дерева носили в качестве амулета для привлечения успеха и благополучия. Один из старейших центров культа этого дерева в Египте находился недалеко от Мемфиса и был посвящен Хатхор, богине сикоморы. Ее культ был распространен в окрестностях Мемфиса и некрополя в Гизе. Древняя сикомора считалась местным фетишем и символом самой богини. Уже в изречении «Текста пирамид» встречается обращение к «мировой сикоморе» как к молодой женщине.

В пояснении из Туринского папируса сказано, что «Сикомора (сикоморея или сикамин) - тутовое дерево, шелковица Morus nigra, - священное дерево богини Хатхор и бога Нуфртема (Нефертума), символизировавшее Небесное Дерево». Некоторые источники называют сикомору платаном, однако в Древнем Египте символику возрождения к жизни несли те деревья, "которые имели сладкие плоды".

Хатхор  считалась божественной покровительницей и защитницей фараонов, которых она в образе коровы выкармливала в зарослях папируса своим молоком. Защитные  функции Хатхор «связаны с символикой самого дерева сикоморы, название которой – nh · t – означает «защита» или, в буквальном смысле «защитная тень».

С сикоморой была связана и богиня неба Нут, которая совершает одинаковые действия с Хатхор в композициях со священной сикоморой: обе богини возливают  струи воды на покойного и приносят ему священные плоды. «Так в образе сикоморы устанавливается цепь архетипов: дерево – женщина – вода – небо».

Однако в изобразительном искусстве гораздо полнее представлена связь сикоморы с осирическим культом. Именно сикомора фигурировала в обряде возложения изображения бога на ветви дерева на ритуальном празднике  пахоты и сева, «уподобляя пребывание его во чреве матери. Осирис на сикоморе ассоциировался c зернами, скрытыми в земле, а сикомора принимала на себя функции богини-матери».  В более позднее время этот ритуал – празднество в честь священной ветви – совершался  в гробнице Осириса в Абатоне, где «сикомора представлена в образе Нут и названа матерью Осириса, которая была призвана омолодить его душу в ветвях священного дерева».
В “Текстах Пирамид” говорится о высокой сикоморе у восточного неба, на склоненных ветвях которой подобно птицам сидят боги.
С другой стороны - описывая календарь, в виде ежедневного путешествия Ра (Солнца) по небу.
Идея о ежесуточном возрождении жизни и света отражена в свидетельстве о “двух сикоморах из бирюзы” -“Книга Мертвых” стоящих у восточных врат неба, из которых ежедневно выезжает по утрам Ра.
От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко /время/, при дверях."
Мф. 24; 33


Рецензии