***

На одной из стен храма г. Саиса от имени богини Нейт была сделана надпись,
 содержащая лаконичную, но чрезвычайно глубинную философскую мысль:
           «Я все, что было, и все, что будет».

Богиня Нэйт.(Нит/Нет)
Богиня первоначального неба, мудрости, ткачества, искусства, охоты и войны. Покровительница цариц и Саиса в Западной Дельте. Защитница женщин и хранительница бракосочетания.

Возможно, Нейт соответствует карфагенской и берберской богине Танит.
Танит (Таннита) — богиня-девственница, особенно почитавшаяся в Карфагене наряду с Баалом-Хамоном
Являлась аналогом богини Луны Астарты, а в римском Карфагене ей поклонялись в качестве Юноны Келестис — локализованной формы римской богини Юноны.
С V века до н. э. поклонение богине связано с Баал-Хаммоном, ей самой посвящён эпитет pene baal («лицо Баала») и титул rabat, женская форма слова rab (господин)

     У древних египтян её имя означало Земля Нейт,


Большинство мифологов склоняется видеть в Нейт космическое божество материи, из которой воссиял солнечный бог; лук и стрелы, с которыми она изображалась, указывали, может быть, на лучи солнца.


Плутарх и Платон передают следующим образом саисский догмат:

«Я всё бывшее, настоящее и грядущее; моего покрывала никто не открывал; О богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! которой непостижимо. О богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! О, открой свою завесу, сокровенная, ибо не дано мне пути, чтобы войти к тебе. Явись, прими мою душу и защити её руками твоими».

Однако Нейт почиталась не только как защитница и покровительница умерших – считалось, что она обладает могучими целительными способностями. Ее призывали и ей молились при болезнях, ее изображали на подголовниках, чтобы она отгоняла злых духов во время сна людей.
Как богине ткачества и плетения ей приписывалось изобретение и изготовление погребальных полотен-пелен, которыми древние египтяне плотно обертывали мумии после обрядов бальзамирования и мумифицирования тел умерших.
В период Нового царста льняные полоски для обертывания мумии считались «подарками Нейт». Таким образом, она связана с богиней Татет, которая пеленала мертвых (т.е. во время пеленания призывалась именно эта богиня) для сохранения их тел.
Как богиня плетения и ткачества (в основном женских занятий) Нейт почиталась в качестве защитницы женщин и покровительницы брака.

СШАЕе имя также может интерпретироваться в значении «вода», поэтому она иногда почиталась как персонификация первичной воды, предшествовавшей процессу создания мира. В этом качестве она идентифицировалась как великая богиня мать-создательница.
Она нередко отождествлялась с богиней Мехурт (Мехет-верет) («большое наводнение») и принимала в этом случае облик коровы - форма, которую принимали и другие богини неба, в частности Нут и Хатхор, с которыми ее культ связан и темой материнства.


В Эсне (в греко-римский период) Нейт вместе с Хнумом играли роль божеств-создателей мира. Эти боги почитались как отец и мать всего, а некоторые тексты описывают эти два божества в виде одного гермафродитного бога, сочетающего в себе одновременно и мужское и женское начало. В этом качестве она почиталась как богиня Верхнего Египта, которая, как считалось, обосновалась в Дельте уже в более поздние времена.


иероглифыТакже она считалась прородительницей всех змей и крокодилов. В надписях из пирамиды Унаса, где были найдены самые первые «Тексты пирамид», она названа «медсестрой крокодилов». Есть ее изображения, на которых богиня грудью кормит двух маленьких крокодилов.
Одновременно она выступала и матерью злейшего врага бога Ра – огромного змея Апопа, который родился от плевка Нейт в воды Нуна.

Греческий ученый Геродот (V в. до н.э.) во II книге своей «Истории», описал большой фестиваль в честь Нейт, называвшийся «банкетом ламп». Во время этого ежегодного празднования зажигались сотни масляных ламп, которые горели всю ночь, в то время как сами люди пировали, восхваляя богиню.
В последние династические времена Нейт рассматривалась в основном как ипостась богини Хатхор.
Нейт - женщина, львица, змея

Плутарх и Платон передают следующим образом саисский догмат: «Я все бывшее, настоящее и грядущее; моего покрывала никто не открывал; О богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! которой непостижимо. О богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! О, открой свою завесу, сокровенная, ибо не дано мне пути, чтобы войти к тебе. Явись, прими мою душу и защити её руками твоими».

Танит была объектом культа в пуннических колониях во всём Западном Средиземноморье (от границ Мальты до Гадеса в эллинистический период). С 5 века до н. э. поклонение богини связано с Баал-Хаммоном, ей самой предоставлен эпитет pene baal («лицо Баала») и титул rabat, женская форма слова rab (господин).

Лицо/лик Баала.
 


Рецензии