Бену
Мифологема птица-душа, известная в целом ряде культур Древнего востока, отразилась в концепции Бену — «души» Ба Осириса и Ра, мыслившейся в облике цапли или сокола («сокол золотой с головой птицы Бену»).
Имел Бену также непосредственное отношение и к среднему миру, миру людей. Как проявление Осириса он входил в семантическое поле понятия «плодородия». Целый ряд текстов подтверждает связь этой божественной птицы с семантикой функций сакральных растений и живых существ, причастных к представлениям о плодородии, например, символу разливов Нила, благополучия, изобилия, - цапле Бах. Вовлеченность в осирический цикл также способствовало возникновению идей о «прорастающем» Бену.
В ритуальном плане к цапле Бену обращались как к подателю благ, олицетворению представлений о плодородии, изобилие, «властвующий над рекой» он ассоциировался и с разливами Нила. Показательно, что в ритуале Бену играет роль посредника, связывая «этот» и «иной» мир. В погребальной обрядности Бену соотносится с жуком-скарабеем, сердечными амулетами, магически замещающими сердце усопшего и помещаемыми под внутренние покровы мумии. В магической практике божественная цапля выступала в роли оберега, апотропея. Стоит особо подчеркнуть тот факт, что, зачастую, цапля Бену выступала в качестве персонажа именно «народной мифологии», существовавшей параллельно с официальной теологической системой. Вероятно, именно этим объясняется столь малое количество текстов, в которых бы птица Бену являлась самостоятельным божеством.
Среди важнейших функций Бену, на наш взгляд, следует специально отметить космогоническую. Еще с эпохи Древнего царства Бену в качестве тотемного первопредка и демиурга включается в гелиопольскую космогонию. В «Текстах саркофагов» и «Книге мертвых» Бену выступает как мифическая птица, дыхание которой дает жизнь всему сущему. В пространственно-временных представлениях Бену отождествляется с вечностью и бесконечностью, являя собой третий аспект непрерывного цикла бытия.
Изучение символики и функций Бену показало, что божественная цапля мыслилась как магически связывающая мир богов и людей, причастная одновременно ко всем мирам древнеегипетской модели мира в ее мифологическом и ритуальном аспектах. Так, благодаря своему отождествлению с великими общеегипетскими богами - Осирисом, Ра, Атумом, Бену вошла в государственный пантеон, заняв важное место в теологических спекуляциях египетского жречества. В свою очередь архаическая, зооморфная сущность этого персонажа проявилась в тесном включении в магическую обрядовую практику и закрепившейся за ним роли оберега, призванного защитить и сохранить человека, оградить от хаоса, энтропии, столь ненавистных древнему египтянину.
Свидетельство о публикации №120092907353