Ашвагхоша

Имя с ликом родились от знанья,
Как зерно идет в росток и в лист,
Знанье же из имени и лика,
Эти два сплетаются в одно;
Некая попутная причина
Имя порождает, с ним и лик;
А с другой попутною причиной
Имя с ликом к знанию ведут;
Как кораблю уходит с человеком,
При сплетеньи суши и воды,
Так из знанья имя вышло с ликом,
Имя с ликом корни создает;
От корней рождается касанье;
От касанья к ощущенью путь;
В ощущеньи кроется хотенье;
И в хотеньи связь цепляний есть;
Эта связь причина есть деяний;

..........

Будда слово должное сказал:
“Да внимая – все уразумеют.
Чувствами, и мыслями, и духом
Властвует закон рожденья – смерти.
Если ясно узришь то пятно,
Четкое получишь восприятье;
Получивши четкость восприятья,
Знание себя получишь с этим,
Восприятье чувства победишь;
Раз себя узнаешь и узнаешь
Путь, который указуют чувства,
Места нет для “Я” тогда, ни почвы,
Чтобы это “Я” образовать;
Все нагромождения печали,
Скорби жизни, боль и скорби смерти
Видишь как неотделимость тела,
Тело же увидишь не как “Я”
И для “Я” не узришь в теле почвы:
В этом есть великое открытье,
В этом есть бессмертный ключ покоя,
В этом бесконечность тишины.
Это мысль о самости – источник,
Что несчетность болей порождает,
Мир, как бы веревками, связует,
Знай, что “Я” не свяжешь,– нет и пут.
Свойства “Я” узнав, порвешь веревки,
Размыкаясь – цепи исчезают,
Это узришь – вот освобожденье,
Да погибнет ложный помысл “Я”!
Те, что “Я” поддерживают в мысли,
Или говорят, что “Я” есть вечно,
Или говорят, что погибает,–
Если взять пределы – жизнь и смерть,–
Заблужденье их весьма прискорбно.
Если “Я” не длится,– плод стремленья,
Достиженье, также погибает,
Раз не будет После – плод погиб;
Если ж это “Я” не погибает,–
В средоточьи смерти и рожденья
Тождество одно лишь есть, пространство,
Что не рождено и не умрет.
Если это “Я” есть в их понятьи,
Значит, все живое есть едино:
Есть во всем такая неизменность,
Самосовершенная, без дел.
172
 
Если ж так, такая если самость
Действует, так самость есть владыка:
Что ж тогда заботиться о деле,
Если все уж сделано давно?
Если это “Я” неистребимо,
Разум скажет – “Я” и неизменно,
Мы же видим радость и печали,–
Где же постоянству место тут?
Зная, что в рождении свобода,
О пятне греха я мысль отброшу,
Длится мир, и все здесь в мире длится,–
Что ж об избавлении мечтать?
Что и говорить об устраненьи
Самого себя, раз ложь есть правда?
Ежели не “Я” свершает дело,
Кто же, вправду, говорит о “Я”?
Но коли не “Я” свершает правду,
Нет здесь “Я”, свершающего дело,–
Ежели ж отсутствуют здесь оба,
Правда в том, что вовсе нет здесь “Я”.
Нет того, кто делает и знает,
Нет Владыки,– несмотря на это,
Вечно длится смерть здесь и рожденье,
Каждый день есть утро, есть и ночь.
Слушайте ж теперь меня и слышьте:
Шесть есть чувств и шесть предметов чувства,
Слитые взаимно в шестеричность,
Шестеричность знанья создают 30.
Чувства и предметы чувства, с знаньем
Единясь, родят прикосновенья.
Меж собой они переплетаясь,
Сеть воспоминания родят.
Как стекло и трут чрез силу Солнца
Возжигают огненное пламя,
Так, чрез чувства и предмет, есть знанье,
А чрез знанье есть Владыка сам;
Стебель есть из семени стремленье,
Семя есть не то же, что есть стебель,
Не одно и все же не другое:
Вот, в рожденьи, все, что здесь живет”.
173
 
Мир объят пожаром всеохватным,
Пепелище, где ни посмотри
……………………
Пусто все! Нет "Я"! Для "Я" нет места!
Этот мир – создание мечты,
Мы – нагромождение осадков,
Мы – переплетение семян".
179
 
…Три мира только пена,
Накипь в море в час грозы.
189
 
Свои свершенья я окончил,
Исчерпал жизнь: ни дух, ни тело
Не могут властвовать мной больше
195
 
Сосуд обмана наше тело,
Неверный знак мечты бродячей.
197


Рецензии