Тайны картин Н. Рериха. Цитаты

Одной из тем его картин стали поиски сокровенного духовного знания, способного возвысить и облагородить человеческую душу. В тех или иных символах эта тема отразилась во многих полотнах гениального живописца: «Жар-цвет», «София», «Капли жизни», «Голубиная книга»и др. В своем творчестве мастер использует архетипические образы тайного знания, принадлежащие к разным культурным традициям и Востока, и Запада, и России. Символ Жар-цвета на одноименной картине был взят художником из русского фольклора. Там это волшебный цветок, расцветающий в ночь накануне праздника Ивана Купалы. Обладатель цветка получает возможность видеть спрятанные в земле клады. Образ Жар-цвета не однажды используется в книгах Агни Йоги; там он символизирует Высшее Знание, наделяющее его обладателя подлинными духовными сокровищами. В таком же (переосмысленном) контексте этот символ использует и Рерих. Еще один символ сокровенной древней мудрости в живописи мастера, взятый из русского фольклора, — Голубиная (она же Глубинная) книга. Этот сборник русской народной духовной поэзии Н. Рерих упоминал в своих эссе и очерках. Интересно, что в нем есть и восточные мотивы (например, сказание о царевиче Иосафате). В книге «Сердце Азии» Н. К. Рерих писал: «Уже покидая Алтай для Монголии, я слышал священный стихирь, напевно сказанный пожилым старовером. Старик поет: “А прими меня, пустыня тишайшая”. — “А и как же приму я тебя, царевича? Нет у меня, у пустыни, ни дворцов, ни палат”. — “А и не нужно мне ни палат, ни дворцов”. … Я распознал в этом напеве старый стихирь о Иосафе, сыне царя. Это был старинный напев о жизни Будды, причем жизнь Учителя была представлена под именем жизни Иосафа, сына царя Индии. Иосаф, Иосафат — это измененное боддисатва, искаженное в арабском произношении»

Высшее духовное Знание не похоже на обычные познания, доступные интеллекту. Как говорится в Живой Этике, оно приходит к человеку медленно и постепенно, словно падающие в сосуд драгоценные капли чистейшей горной воды. Многие хотели бы получить духовные познания и даваемые ими возможности, но далеко не все понимают, что для такого знания надо уже иметьвместилище, т. е. сознание человека должно быть подготовлено должным образом, чтобы суметь его воспринять. Об этом говорится в поэтичных строках одной из книг Учения Жизни: «— Владыко, почему не доверишь мне собрать все плоды сада Твоего? — Но где же корзины твои? — Владыко, почему не прольешь на меня ручьи Благодати Твоей? — Но где же кувшины твои?» . На картине «Жемчуг исканий» мы встречаем еще один типичный восточный символ духовных сокровищ — жемчуг. В восточном фольклоре он часто символизирует духовные знания и возможности. Каждая жемчужина — это духовное завоевание, результат долгого опыта и напряженных личных усилий. В учении Живой Этики жемчужное ожерелье символизирует весь путь развития души, где каждая жемчужина — очередное воплощение, а нить, на которую они нанизаны, — бессмертное духовное начало человека (сутратма ).



Статья: Самохина Н.Е. — Идеи Агни Йоги и философский символизм живописи Н. К. Рериха // Человек и культура. – 2012. – № 1. – С.


Рецензии