Татишери
...
Именно Тетишери считается царицей, впервые продемонстрировавшей прецедент сильной женской власти в Древнем Египте, что в конечном итоге и привело к возвышению и успешному правлению царицы Хатшепсут.
Яхмос-Нефертари, Яхмес-Нефертари — одна из самых могущественных и известных женщин за всю историю Египта, политические и религиозные титулы которой стали основой для создания нового государственного и сакрального статуса супруг фараонов XVIII династии.
Яхмос-Нефертари
Жена царя-освободителя Египта от гиксосского владычества и, одновременно, своего брата Яхмоса I, Яхмос Нефертари была внучкой легендарной царицы Тетишери, «бабушки XVIII династии», дочерью фараона Секененра Таа II и царицы Яххотеп I и, наконец, матерью фараона Аменхотепа I и принцесс Саткамос и Сатамон.
В её имени иероглиф «нефер» означающий — «пригожая», «совершенная», « счастливая», «прекрасная». Её титулы: «дочь царя», «сестра царя», «жена царя», «Великая жена царя», «мать царя», а также «Вождь Верхнего и Нижнего Египта», «Второй пророк Амона», а впоследствии «Верховная жрица Амона». Яхмос Нефертари была первой женщиной из дома царей XVIII династии, которая приняла титул хемет нечер (hm.t-nTr) — «супруга бога», а, кроме того, сыграла большую роль в реформировании системы жречества храма Амона в Карнаке. Сам факт принятия титула, приблизившего царицу к миру богов, был отражён в тексте стелы, воздвигнутой Яхмосом I в храме верховного фиванского божества. Позже этот титул, ставший важнейшей составляющей сакрального статуса египетских цариц эпохи Нового царства и Позднего времени был передан наследницам Яхмос-Нефертари — Меритамон и, позже, знаменитой царице Хатшепсут.
Резиденция «супруги бога» была сооружена при Яхмос Нефертари на западном берегу Нила, напротив Карнака; Она основала школу для женщин-жриц в Фивах и сама заведовала ей, а также у неё был заместитель который вёл дела в её отсутствие.
Яхмес Нефертари была регентшей при сыне Аменхотепе I и дожила до преклонных лет.
До нас дошло значительное число источников, повествующих об активной деятельности Яхмос-Нефертари, которая ввела ряд важных новшеств в храмовые службы крупнейших фиванских храмов, а также участвовала во всех начинаниях своего супруга — от открытия новых каменоломен, вплоть до сооружения монументальных памятников. В тексте одной из стел этого времени приводится интересный факт, повествующий о том, что фараон Яхмос I советовался со своей всесильной супругой даже перед тем, как принять решение о сооружении кенотафа царицы Тетишери в Абидосе.
Царица пережила своего супруга на значительный срок и долгие годы исполняла функции регентши при своём малолетнем сыне Аменхотепе I. Текст, датирующийся первым годом правления его преемника, Тутмоса I, свидетельствует, что Яхмос-Нефертари, возможно, пережила и своего сына. Царица была обожествлена посмертно и с беспрецедентной славой почиталась как великая покровительница Фив вместе с Аменхотепом I. Особенно популярен их культ был в Дейр-эль-Медине — посёлке строителей царских гробниц, которые считали великую царицу и её сына своими покровителями.
Яхмос-Нефертари на протяжении веков считалась образцом благочестия и великой заступницей за души умерших, о чём говорят многочисленные надписи в частных гробницах фиванского некрополя, а также изображения царицы с лицом чёрного цвета, что свидетельствовало о её отождествлении с божествами круга Осириса, прежде всего, с Исидой. В надписях Яхмос-Нефертари именуется «владычицей неба», «госпожой Запада», «той, чьи слова выполняются незамедлительно». Скипетры и предметы, связанные с царицей, считались святынями и хранились в нескольких храмах страны, в том числе — в храме Хатхор в Серабит эль-Хадим на Синае. Известны многочисленные культовые статуэтки обожествлённой царицы, порой созданные через несколько веков после её кончины.
Она основала некрополь Долины царей.
Хатшепсу;т — женщина-фараон (1490/1489—1468 до н. э., 1479—1458 до н. э. или 1504—1482 до н. э.) Нового царства Древнего Египта из XVIII династии.
Царица Египта
Хатшепсут
До воцарения носила то же имя (Хатшепсут, то есть «Находящаяся впереди благородных дам»), которое не было изменено при восшествии на престол (хотя источники называют её тронным именем Мааткара — Маат-Ка-Ра). Носила титулы «Великая жена царя» и «Супруга бога Амона».
Её «Хоровым» именем было Усеркау, «Могучая духами»; именем небти — Уджетренепету, «Процветающая годами» и Джеттаунебу, «Связывающая все земли»; «золотым именем» — Нечеретхау, «Божественная восхождениями» и Сенхибу, «Оживляющая сердца»; тронным именем — Мааткара, «Истина духа бога солнца». Её личныи именем, следовавшем за титулом «дочь бога солнца», было Хатшепсут, «Первая из почтенных», вкупе с именем Аменменес, точное значение которого неизвестно, хотя слово «менес» можно перевести как божественный эликсир или напиток жизни. Именно оно породило греческое имя Амессе(с), или Амесси(с), упомянутое в списках Манефона. Египтологи, как правило, читали слово «менес» как «хенем», но оно писалось по-другому — с алфавитным знаком «м» (изображением совы) на конце, который в имени царицы отсутствует.
Первый слог имени звучит как «хат», или «хет», а второй некоторые египтологи читают как «шопситу» или «шопсуит». При этом ранее он читался как «асу», в результате чего царицу называли Хатасу.
.............
Соломон, Сергий Радонежский, Акбар искали единение любви. – Многие причисленные святые ...
Учитель Мориа.
Свидетельство о публикации №120080402956