Мак...
Для египтян мак служил символом женской красоты, молодости и очарования. Местность под Фивами была устелена красными коврами цветов –крестьяне возделывали вид мака Рараver somniferum, который культивируется и в наши дни. Если высшие сословия и догадывались о наркотических свойствах макового сока, то простые люди использовали его как болеутоляющее лечебное снадобье. А ещё «маковым молоком» успокаивали плачущих детей, и давали пить маковую воду больным - чтобы воспалительные заболевания легче протекали во сне. Красота маков даже сделала их атрибутом египетских захоронений, и сегодня их находят в гробницах Позднего Царства.
Пожалуй, Эллада и Древний Рим были одними из наибольших почитателей маков. Как это принято в космогонической мифологии, легенд о происхождении цветка было сразу несколько. По одной из них, бог Сна воткнул в землю свой жезл, который пустил корни и превратился в красный цветок, навевающий сон. Другой миф рассказывает, что, узнав о смерти Адониса, богиня Венера долго и безутешно плакала – и каждая её слезинка, падающая на землю, расцветала маком. С тех пор лепестки этих цветов опадают так же легко, как слезы. А ещё одна легенда повествует о том, что мак сотворил юный бог сна Гипнос, чтобы утешить Деметру. После того, как Аид похитил её дочерь Персефону и увёл её в своё подземное царство, Богиня была в отчаянии и перестала заботиться о природе и растущих хлебах – тогда Гипнос напоил её маковым отваром, и она успокоилась. С тех пор богиню земли изображали с маком в руке, а её статуи украшали венками из алых цветов и хлебных колосьев. Часто Деметру (Цереру) ещё называли Меконой (от греческого mecon, makon - мак). Мак иногда появлялся и в описаниях самой Деметры – согласно мифу, её ежегодный уход в загробный мир заставлял Деметру печалиться – и наступала осень, а вместе с тем природа засыпала и на землю опускался покой.
Впоследствии мак стал эмблемой Гипноса - его представляли крылатым юношей с маковым венком, летающим на землёй, разливающим снотворный напиток и смыкающим веки смертных своим жезлом. Его силе не могли противится ни люди, ни боги – ни даже Громовержец-Зевс. Его брат, бог смерти Танатос, тоже носил маковый венок – разница была лишь в том, что его одеяния и крылья были чёрными, а навеваемый сон – более глубоким. Маки росли и в царстве сна Морфея.
В то же время, мак считался символом плодородия из-за большой всхожести его семян. Цветок посвящался всем лунным и ночным божествам, обобщённому понятию Великой Матери. Маковые головки возлагали у статуи богини супружества и плодородия Геры (Юноны), а цветами украшали её храм на острове Самос. Одежду молодожёнов оплетали маками, чтобы боги подарили им детей. Так же эллины верили, что маковые зёрна придают спортсменам силу и здоровье – поэтому их кормили «амброзией» из мёда, вина и семян.
В персидской культуре алый цветок считался символом радости и вечной любви, а дикий полевой мак намекал на желание тайной интимной связи. Буддисты верили, что мак расцвёл после того, как ресницы засыпающего Будды коснулись земли. В Китае мак ассоциировался с красотой, успехом, отдыхом и остранённостью от суеты. Позже он так же стал эмблемой публичных домов и доступных женщин. А после «опиумной войны» первой половины 19 века, в которой Поднебесная проиграла Англии право на запрет ввоза опиума, курение макового наркотика стало столь массовым явлением, что цветок начал ассоциироваться с распадом и злом вообще.
Свидетельство о публикации №120051906821