Меч-кладенец...

После Сварог принялся ковать оружие волшебное для своей небесной рати. И первым выковал Меч Прави на Бел-горюч камне Алатыре. Сей пламенный меч правил стихиями, громами и молниями, вызывал дождь благодатный, творил лишь добро и служил справедливости.

Затем Сварог выковал на *Алатырь-камне *Меч-кладенец. Его лезвие было сотворено из белого золота(знания сердца) , истекшего из Бел-горюч камня Алатыря. И сияло оно, как Солнце. Тот меч был в бою словно луч(мысль огненная) , разящий врагов.

Сварог также сковал на Алатыре всепобеждающий солнечный Меч-крест(крес-огонь... Т - утверждающий) . И так выковал он первые булавы(топор/робот) секиры(гада) , сабли, доспехи и другое волшебное оружие и броню.

................. Кладенец...............

Меч-кладенец или самосек —* мифическое холодное оружие, которое обладало магическими свойствами и обеспечивало поражение противника в битве.(духовной битве)
Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника.

Корень данного эпитета — «клад…»
Кладезь премудрости о человеке с большими знаниями кладезь — церк.-слав. колодец.

1.устар. колодец  Вода в кладезе хранилась чиста и так прозрачна, что опущенная в нее булавка или полушка в нарочитой глубине были видны.
2.книжн. обильный, неисчерпаемый источник чего-либо. Читала словари, справочники, энциклопедии и стала по мере течения Волги настоящим/том,книга,свиток,библиотека-акаша.../

Синонимы
колодец
сокровищница (перен.)

Даётся в руки лишь такому герою, который может им владеть. Мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой. В одной из былин мать прячет от сына подарок отца под печью и отдаёт лишь тогда, когда выросший ребёнок в силах его поднять (ср. Тесей, которому мать указывает камень, под которым его отец, уходя, спрятал меч).

Стоит отметить случаи, когда богатырь выкапывает меч-кладенец из могилы, кургана. Такое оружие, принадлежавшее мёртвым, имеет особые силы. Прикоснувшись к миру мёртвых, он приобретал сверхъестественную силу, становясь сам носителем смерти. Например, в былине «Святогор и Илья Муромец» два главных персонажа во время путешествия находят гроб, который оба решают примерить. Илье Муромцу гроб оказывается велик, а Святогору — как раз впору. Он просит младшего товарища взять его меч-кладенец и ударить по крышке, отчего гроб опоясывает железная полоса. Оружие отходящий в мир иной богатырь оставляет Илье:

« А теперь прощай, владей моим мечом-кладенцом,
А добра коня моего богатырскаго
Привяжи к моему гробу.
»
Меч под головой Править
Другой обладатель меча-кладенца — Еруслан Лазаревич — обретает его следующим образом: в поисках оружия, которым он сможет сразить царя Огненного Щита, он заезжает на бранное поле, посреди которого возвышается голова великана-богатыря. Голова рассказывает Еруслану, что необходимый ему меч спрятан под ней.
Ответила голова величиной с пивной котёл, промеж глаз целая пядь:

 — Я не жива, не мертва. Добрый человек, русский богатырь Еруслан Лазаревич, ты едешь к царю Огненный Щит Пламенные Копья, поедешь по бранному полю, увидишь моё туловище, под ним мой меч-кладенец, в нём секрет таится, он тебе пригодится.

Меч Артура-меч в камне...



Песнь песней Соломона...

Голубка моя,
в ущелье скалы,
под кровом
утеса,
дай мне увидеть
твой лик,
дай мне услышать
твой голос!
Ибо твой голос — приятен,
и лик твой красив!»
******

Кто та,
что всходит
из пустыни,
как струи
дыма,
в куреньях ладана,
и мирры,
и всяких
порошков торговца?
******
Каплет из уст твоих
сотовый мед,
невеста,
мед и молоко
под языком твоим,
и запах одежды твоей,
как запах Ливана.

Запертый
сад —
сестра моя, невеста;
запертый
родник,
источник запечатанный.

— Нард
и шафран,
благовонный тростник
и корица,
и все деревья ладана,
мирра и алоэ,
и лучшие все ароматы.

********
Мариам (ивр, Мирьям; в Септуагинте Мария, в Вульгате Maria), дочь Амрама и Иохаведы — Мириам-*пророчица, старшая сестра Аарона и Моисея (Исх. 15:20).
Мириам считается также спасительницей Израиля. За заслуги Мириам евреев в *пустыне сопровождал *чудесный источник (колодец Мириам) из которого непрерывно текла вода. Со смертью Мириам этот источник исчез....


.......

К. Бальмонт.

Колодец
«Наклонись над колодцем...»
1885

Я припомнил слова, что приснились мечте
В утро жизни, как нежное пение.
И хоть я уж не тот, и хоть мысли не те, —
Тайны те же зовут, в отдаление.

«Наклонись над колодцем, увидишь ты там,
Словно темная яма чернеется,
Пахнет гнилью, и плесень растет по краям,
И прозрачной струи не виднеется».

«Но внизу, в глубине, среди гнили и тьмы,
Там, где пропасть чернеется мглистая,
Как в суровых объятьях угрюмой тюрьмы,
Робко бьется струя серебристая».

Не напрасно те строки привиделись мне,
Промелькнули, как нежное пение.
Нет обманности — в сне, все правдиво — в весне,
   Все — рождение светлого Гения./бог гений/

Наклонись над колодцем, далеко — до дна,
Но не смерть там под мраками грубыми.
                Ключевая волна так светло-холодна,
                Между темными тесными срубами.

Не напрасно поднимется тяжесть ведра,
Не напрасно опустится, звонкая.
                Сколько выйдет на свет хрусталя, серебра,
                Нить мечтания скрутится тонкая.

Жизнь глубоко-свежа, предвещательны сны,
Неисчерпана мгла утоления.
Многоструйна мечта в темноте глубины,
Ясен праздник весны — приближения.




                Капля

В глухой колодец, давно забытый, давно без жизни и без воды,
Упала капля — не дождевая, упала капля ночной звезды.

Она летела стезей падучей и догорела почти дотла,
И только искра, и только капля одна сияла, еще светла.

Она упала не в многоводье, не в полногласье воды речной,
Не в степь, где воля, не в зелень рощи, не в чащу веток
                стены лесной.

Спадая с неба, она упала не в пропасть моря, не в водопад,
И не на поле, не в ровность луга, и не в богатый цветами сад.

В колодец мертвый, давно забытый, где тосковало без влаги дно,
Она упала снежинкой светлой, от выси неба к земле — звено.

Когда усталый придешь случайно к тому колодцу
                в полночный час,
Воды там много, в колодце — влага, и в сердце — песня,
                в душе — рассказ.

Но чуть на грани земли и неба зеленоватый мелькнет рассвет,
Колодец меркнет, и лишь по краю — росистой влаги
                белеет след.


........ Меч в Камне.........


        Алатырь *сердце Мира...

Бел-горюч камень Алатырь был рождён в начале времён самим Родом-батюшкой. Да как явился он, сразу же сокрылся в бездне морской.

Но нашла его вместе с Землёю-матушкою в сей пучине Мировая Уточка. А когда по велению Рода она отдала комочек земли Сварогу, сам камень Алатырь тайно сокрыла в клюве, дабы властвовать в мире.

И был тот камень поначалу мал. Но Сварог-отец произнёс животворящее Слово, и Земля-мать, а с нею и Алатырь-камень стали расти и тяжелеть.


 
Уточка не смогла его удержать в клюве, и потому уронила. Там же, где упал Бел-горюч камень Алатырь, поднялась Алатырская гора.

Велика сила Бел-горюч камня Алатыря, ибо покоится на нём звёздное небо! Алатырь предстаёт и горою великою, но может быть и камнем малым. Он мал и велик, лёгок и тяжёл…

На горе же Алатырской был разбит Сварогом сад Ирийский. Посреди сада возросло Древо Мировое, что ушло корнями в глубины неведомые Матери Сырой Земли. А ветвями своими это древо скрепило Мироздание.


 
И вокруг той горы Алатырской и Древа Мирового поднялись горы и могучие деревья великих богов.

Как на горушке Сарачинской поднялось кипарисово дерево – древо смерти, печальное дерево. А на белой горе Березани поднялась берёзонька белая – вверх кореньями, вниз ветвями.

На златой горе Алатырской распустился Ирийский сад. Там поднялось вишнёвое дерево, рядом – солнечный дуб вверх кореньями, вниз ветвями-лучами и яблоня с золотыми волшебными яблоками – кто отведает злато яблочко, тот получит вечную молодость.

Ходят по Ирийскому саду дивные звёздные звери. Поют там и опереньем блистают чудные райские птицы: Гамаюн, Сирин, Алконост с роднёй пернатой.


 
Серебрятся там ручьи хрустальные, устланные самоцветами, и златопёрые рыбы плещут в ручьях.

И в том Ирийском саду – лужайки зелёные, а на лугах – трава мягкая, шёлковая, а цветы во лугах – лазоревые.

Средь сада того Ирийского был возведён волшебным зодчим Китаврулом Суревичем великий храм Света Предвечного.

Потому Алатырь – также алтарь, камень-жертвенник Вышнему. На нём Всевышний Прародитель – Сам приносит в жертву Себя и обращается в камень Алатырь.

Ведь Алатырь – не только гора либо камень. Это сердце Мира. У него семь образов чудных, рассыпанных по Белу Свету.

И эти камни именуются на языке альвов, что живут близ Алатырской горы, так: золотой Алатырь, белый Меланель, алый Лелиграль, синий Мерлир, бурый Мистраль, зелёный Верлиль и чёрный Марабель.


,................
К. Бальмонт

                ТАЙНА

                Среди древнейших землеописаний
                Забыт один могучий океан,
                Меж тем как самый яркий в нем обман
                И самый нежный свет, как в зыбкой ткани.

                Безумна водокруть его рыданий,
                Звенящей мглы пьянительный кальян
                В веках тоски земле от неба дан,
                И звездный смысл сквозит в священной дани.

                Единое из всех земных морей,
                Где можно пить. И пьем мы ненасытно.
                Вселенная глядит в него. И слитно

                С бездонностью наш разум, как ручей,
                Лиясь из тайн, втекает в тайну, льется.
                Тот океан здесь музыкой зовется.


Рецензии