Образ лягушки
Представление о земле, покоящейся на брюхе лягушки, вероятно, с буддийской мифологией проникло из Тибета к другим народам, в том числе на Алтай. По алтайскому космогоническому мифу Очурманы и его товарищ Чаган-Шукуты увидали в воде лягушку. При виде их она нырнула в воду, но Очурманы, которому, видимо, хотелось найти место для отдыха, послал Чаган-Шукуты отыскать ее под водой. Чаган-Шукуты вынырнул с лягушкой, перевернул ее кверху брюхом, и Очырманы сел на нее, отправив товарища вновь под воду, теперь уже за землей. Принесенной землей демиурги засыпали перевернутую лягушку, "сотворив таким образом твердь". Лягушек на Алтае не бьют, потому что на лягушке земля стоит.
Одно из таких преданий записано в прошлом веке в Туве Г.Н. Потаниным: «Земля лежит на Алтан-мелекее (т. е. на лягушке Алтан). Когда лягушка пошевелится, пожалуй, и земля упадет. Однажды она пошевелилась: Улу-Далай (великое море) заволновалось, как будто закипело, и вышло из берегов. Один только старик предвидел это обстоятельство и выстроил плот, окованный железом, - "темир хадалу сал", сел в него с немногими людьми и запасом и тем спасся. Этот плот и теперь стоит на высокой тайге, на которой некогда остановился. Все остальные люди и животные погибли. ...В мифологии южных тувинцев фигурирует хозяин подземного мира Мелхи, огромный по величине малоподвижный хищный зверь на четырех лапах, поддерживающий собой землю. В этом персонаже нетрудно узнать трансформированный образ космической лягушки-черепахи".
В нижней части алтайских шаманских бубнов изображался "подземный мир" с населяющими его животными – лягушками, змеями, медведями. По некоторым алтайским и шорским мифам Ульгеня учат добыванию огня лягушка или сыч. В варианте именно лягушка обнаруживает гору с берёзой и камнями, из которых добывается первый огонь. В шорской легенде Алтай-Буучай, оживленный небесной девой, сначала оставался немым, но обрел дар речи, съев половину языка белой лягушки.
Лягушка входила в число предков нанайцев. По их словам узоры в виде змеи, лягушки и жабы на праздничных лепешках из черемуховой муки, символизировали их далеких предков, оказывавших помощь сородичам со злыми духами.Лягушка представлялась покровительницей плодородия и помощницей в родах.
Образ лягушки развит в якутской шаманской мифологии. В якутском мифе прародительницами шаманов названы лягушки. Известно, что будущие шаманы, избранные обитателями нижнего мира, могли, в зависимости от воспитания, которое получала их жизненная суть (кут), стать добрыми или злыми. А если шаману предстояло стать особенно жестоким, птенца стегали талинками, отчего он превращался в громадную лягушку.
По верованиям верхоянской группы северных якутов "души шаманов, призванных обитателями нижнего мира, высиживает их мать-зверь в гнезде на шаманском дереве, находящемся на севере, в смертном море. Шаманы вылупляются будто бы из четырехгранных камней, которые родят лягушки, живущие в смертном море. Шаманы «рождаются» после того, как мать-зверь парит камень в течение девяти дней. «Камень» лопается и из него выходит птенец, который потом превращается в шамана». Тело первого большого шамана Ан Аргыл Ойуна состояло из змей и пресмыкающихся. Он отказался признать Верховного Бога якутов и тогда тот испепелил его огнем. Уцелела только лягушка (или жаба), выпрыгнувшая невредимой из пламени, и "именно от этого животного произошли «демоны», давшие, в свою очередь, якутам выдающихся шаманов и шаманок».
Якуты верили в волшебные свойства двухголовой лягушки - аптах-бага. Человек, пришивший по косточке этой лягушки к внутренней части левого и правого рукавов, приобретал необыкновенные способности.
Тема «лягушка—утроба» находит свое продолжение в «анатомическом» контексте отождествления лягушки и матки: имеются в виду народные представления о женской матке как лягушке, встречающиеся у европейских народов и, частично, у славян. Так, литовцы считали, что «матка в животе бабы живая, в виде лягушки». В Баварии верили, что «матка в виде жабы вылезает изо рта женщины во время сна, чтобы выкупаться, и если во время сна больной она возвращается на свое место — больная выздоравливает. Если же больная в это время держала рот закрытым, то матка не может вернуться, и тогда женщина делается бесплодной»
Рождение Вселенной, ребёнка, или речи...
Свидетельство о публикации №120040908868