Царица Майская...

К.Бальмонт
Царица Майская.


ЦАРИЦА МАЙСКАЯ

   ЛЕЗВИЕМ орудия Ваятель
     Высечет чашу там,
          Чашу, да,
     Урну-Луну иссечет, Лунного Года.
Будет она как бы лунной преградой,(Луна:глубинные, скрытые, духовные, истинные знания)
Круглою дверью в тайник,(Кольцо, петелька... Огненная дверь)
                Да защитит лезвием себя сердце.
Она,
   Урна-Луна,
              Будет основой малым камням, сочетанным в узорность,(уз... Ор...)
         Камешкам, яйцам птиц(Дух парящий, птица) (камешек:тело духа, яйцо духа-яйцо птиц) .
                Тонкое высечет там острие
Голову,
Нежно украшенную
Жемчугом, нитью жемчужин, нанизанных
     Против глядящего глаза.
     Где разобью я забвенье,
Памяти дав оплот, —
Ибо ваяет он, как говорят,
Изгибы, в которых забвенье забыто, —
     Раскрою я Книгу Святых Начертаний,(свиток души)
Мудрости Книгу и Знанья.
О, зачаруют они, обольстят,
Очертанья моей головы яйцевидной(голова-яйцо-камень-... ) ,
Околдуют пленившийся взгляд!
Да, лезвие инструмента поведает

     Знанье Священных Письмен.
          Камень оно иссечет.
            Тайную силу свою
               Явит оно,
              Сокровенную, —
               Там!



ГОЛОВА И РУКА

НО, возглашая сущность ваяния, —
Власть опьянять, зацеплять, уловлять,
Подобно тому, как крюк
    Ловца жемчугов
Уцепляет, срывает жемчужную раковину,
В которой скрыта услада шеи, забава руки, —
О самой основе ваяний, о их существе,
О причине могущества их —
Я говорю.
Часть лица маленькой девочки,
Основой ваяния,
Я хочу.
Голову, как изваяние,
Голову милую, нежную,
С застенчивой, трепетной прелестью детства, —
Я хочу.
С головой, чуть склонённой изгибами шеи,
Я хочу — волоса.
Я хочу, чтоб рука, прикасаясь,
Отделив, удлинняла
Прядь волос.
Руку с кистью руки —
Я хочу.
Чтоб рука, зацепляя, утягивала
 Голову, словно её заставляя вернуться.
Это — хочу.
И хоть знак, возвещающий і(Тау) , столь жалко извит,

Точно согнутый тростник,
По краям с жемчугами,
 Этот изгиб —
              Я хочу.
Я хочу, чтобы этот *тростник перегнутый, с жемчужинами,
Был изваян с моим изваяньем, вошёл в мой лик,
     Был пред взором моих очей,
       На вершине лица моего.
Между тем как хочу, чтобы лик мой
Дал мне власть опьяняющую —
Недобрую власть, быть может?
Причину слёз, кто знает? —
Лик маленькой девочки, нежной,
Изваянный —
Я хочу.
        Руку Царицы, созданную,
          Чтоб носить жемчуга,
       Голову девочки нежной, застенчивой,
Чья прелесть стыдливая
Напоминает детство народа — ловца жемчугов,
Причину и тайнооснову могущества наших ваяний
Я возглашаю —
   Здесь.


НАЧЕРТАНЬЯ МАЙСКОГО ВАЯТЕЛЯ


 СЛОВО О СЛОВЕ

(КОРШУН И СМЕРТЬ)

ВСПЕНИЛСЯ круговорот шипений,
Смерть отошла,
И с ней горделивый шершень жужжащий,
Комар, что трезвонит и жалит,

Но бессилен обидеть, не властен прожечь, обесславить.
Навсегда он вне веденья тайны Священных Письмен,
Вне уловленья сокровенного смысла
Ликов воленья Луны,
Что причинно рождает
Отдалённый гул Океана,
Вне понимания знамений
Океана, чей гул опьянит, околдует грядущие дали,
Вне познанья величия лика
Современно-древнего помысла.
Да не промолвит язык его
Древнее слово Минувшего,
Здесь сокрытый глагол: —

Луна влияет властью сокровенной, —
Влиянием таинственным и сильным
На рокот отдалённый Океана.
Вот почему явил я лик её
Здесь в раковине-урне иссечённой.
Её явленье в лике Новолунья
Чрез 20 воплощается и 20,
Дней и минут. Вот почему легко
Я ряд свой нахожу, свой месяц полный
С его двадцатидневьем круговым.

На Юг он ушёл, птицеликий.
Пусть как крот взрывает там землю,
Пусть округляется, обогащается,
Если клюв его место своё будет знать.
Это случилось назад тому 3, 5 и 7,
И еще 9, 5 и 1,
То есть, 15 месяцев.

Никогда Птичий Клюв, никогда
Не овладеет наукой,

Искусством Священных Письмен.
Эти камешки там, голыши,
Вот этот метательный камень,
Который кладут в пращу,
Эти наложенные,
Сочетанные камни-гроздья,
Ожерелье таящихся знаков,
Священный срыв,
Неосторожному — пропасть.
Да не рассеет он путы,
Да спутает смысл,
Не озаривши их сеть изъясненьем.
Да извратит он пути толкованья,
И эти камешки станут когтями: —
Здесь вот — ударится он,
Дальше — оступится.
Речь эта — узел;
Слово — изгибно;
Оно, извиваясь, выводит свод;
Гору дробит,
Крошит её в мелкие камешки;
Расходится в разных извилинах;
Оно уходит, оно возвращается;
Оно преломляется;
Свито, скручено, сжато;
Чёткое, резвое, тонко-перистое;
Нераздельное, сплочённое;
Устремлённое в беге, округлое;
Врата, что легко пройти,
И упор каменистой пустыни;
Эта речь ускользает, жеманная,
Она — искривленье гримасы;
Она — вся привет, веселящая;
Горькая вкусом, крепит;
Сладкая, миротворит;
Свеже-холодная; жгучая, жжёт, сожигает;

Небесно-лазурная, водная;
Тихая, тишь, глубина;
Смелая, смело-красивая;
Меткострельность глаголящих уст, копьё.
Она — боязливая лань,
Проворный олень лесной;
Куропатка полей, что бежит;
Голубка, что пьёт и пьянится ручьями,
Волнистой одеждой земли;
Пасть пумы, что встала,
Нависла вот тут;
Пустыня безводная;
Ливень внезапный,
Который идёт уменьшаясь;
Хрупкая чаша из глины,
Едва — из горнила, падает, в крошки рассыпалась;
Тыква, ведро, водоём;
Свежий колодезь — жаждущему;
Колющий лист, лист приютно-тенистый;
Гвоздочек, что держит, удерживает;
Повторная белость зубов, что созвучно дробят, растирают;
Развилистость вил; перекладина, дерево казни;
Забота, ларец сберегающей памяти;
Кладовая лелейного сердца;
Голова и нога, верх и низ — это слово;
Что начинает, и то, что кончает;
От разрушенья оно отвращается,
Тленья уходит,
Здесь завершает своё нисхождение.
Древняя эта речь,
Сокровенная,
Целомудренная,
Вовеки Царица-Царевна.
Эти малые, круглые камни прибрежные,
Здесь — шумы морские глаголящие,

Там — в завершённой безгласности,
Плещут здесь, там — молчат;
Они — Бездна, Волна без конца;
Потопление неосторожному,
Будь он крылья! Прилив! Берегись!


МАЙЯ
К страницам 53-й—59-й.
Майские руины, поныне живущие в глубине центральной Америки, на Юкатанском полуострове, среди лесов Паленке, украшены иероглифами, причудливость которых доныне еще не вполне разгадана. Однако, Ф.-А. Де-Ля-Рошфуко, в своей книге о Паленке, много сделал для их расшифрования, и его имя должно быть в ряду почетных имен, из которых первое — Брассэр-де-Бурбур, а наиболее важные из новейших — Альфредо Чаверо, Эдуард Сэлер, Август Лё-Плёнжон и Целия Нутталь. Барельефные иероглифы Паленке рассказывают поэму национального освобождения Майев от ига Тольтеков. В Майском календаре, как в Мексиканском, было 18 месяцев, по 20-ти дней в месяце, и 5 дней дополнительных. Этот счет помогает в расшифровке иероглифов, он дал идею — чтения их треугольником. Священный треугольник, триада, есть ключ к Майским письменам. Среди иероглифов, покрывающих своими запутанными узорами красивые пластины в храме Солнцепоклонников, изобилуют фигуры раковин, жемчугов, и приморских камешков, голышей. Любопытно, что звук, изображаемый Латинскою буквой i, в Майском алфавите имеет почти такое же начертание — дуга с двумя кружочками на каждом конце. Любопытно также, что звук л изображается у Майев фигурою эллипса, в которой, внутри, находится фигура греческого тау. «Слово о слове» Майского ваятеля кажется мне самым красноречивым гимном слову, какой где-либо мне приходилось встречать.


ВЛАДЫЧИЦА ВЛАГИ

О, Царевна,
Брат твой нежный
Твою урну
Проломил.
Потому-то
Так гремит он
В блеске молний
В высоте.
Ты ж, Царевна,
Ты уходишь,
И из урны
Дождь струишь.
А порою,
Град бросаешь,
 Устремляешь
Белый снег.
Потому-то,
Зодчий Мира
Сохраняет
Жизнь тебе.
Потому-то,
Мир творящий,
Дух безмерный —
Жив в тебе.



ГИМН К СОЛНЦУ

Песнь хоровая

ИНКИ

;ДУША Вселенной, о, ты, что сверху,
;Не остывая и не скудея,
;Волной бессменной струишь сиянье,
;И греешь Землю, наш мир лелея,
Прими, о, Солнце, в рожденьи дней
;Хвалы и пенье твоих детей.


ЖРЕЦ

О, Царь, чей вышний трон на огненной черте,
Кем светел Небосклон, кто вечен в красоте,
Кто так воздушно-юн в лазурной высоте!

 Когда в сединах мглы, и в золотой пыли,
Ты глянешь, — тьмы завес бледнеют, и ушли,
Ты красота Небес, и ты любовь Земли.

Что; сделалось с толпой сияющих огней,
Что светят бахромой на черноте ночей,
Их погасил один из всех твоих лучей.

Когда бы на ночь ты — не уводил свой свет,
То был бы звёздный прах так пламенем одет,
Что было б в Небесах — как будто звёзд там нет.



ДЕВУШКИ

;УСЛАДА Мира! Лик красивый!
 ;Всепобедитель вышины!
;Как быть должны они счастливы,
;Твои супруги, в час, как сны
;У них растают от касаний
;Твоих живых очарований.

Твоё присутствие — пожар,
;Подруги Светлого — румяны.
;В беседке Ночи, полной чар,
;Отдёрнут полог снов багряный,
;И первый твой увидев взгляд,
;Все в мире пропасти горят.

;О, как должна была Природа
;Светиться в тот единый час,
;Когда на круге Небосвода
;Ты загорелось в первый раз!
Воспоминание об этом
;В ней каждый день встаёт со светом.

;О, каждый день, когда с зарёй,
;Ты торжествуешь праздник алый,
;Проходит дрожь над всей Землёй,
Горят рубины и опалы.
;Как будто дочь ждала отца
;И дождалась — с огнём лица!


ЖРЕЦ

ДУША Всемирности! Без яркости твоей,
В замену пирности, мир был бы мир теней,
Была бы мёртвою раскинутость морей.


Не будь тебя, Земля была бы вязкий ил,
Безмерный Океан свинец бы тяжкий лил,
Эфир бы стал туман, весь Воздух — мгла могил.

В Стихии ты проник, прильнул как губы к ним,
И твой увидя лик, стал Воздух подвижным,
Волна — певучею, весь Шар Земли — живым.

В миг стало всё душой, как пар — расплылся мрак,
Туманность мглы ночной как алый стала мак,
Стихии в четверной вступили светлый брак.

Огонь волне поёт и ей целует грудь,
Волна как пар встаёт и в Воздух держит путь,
А Воздух, разомлев, к Земле спешит прильнуть.

Земля чреватеет, приявши семена,
Даёт плоды любовь, спит в Осени Весна,
Всемирность вновь и вновь тобою зажжена.


ИНКИ

;ДУША Вселенной! О, Солнце! Пламень!
;Красот создатель — один ли ты?
;Иль довременной какой причины
;Ты только вестник нам с высоты?

Коль послушаешь своей лишь воле,
;Прими признанья от всех сердец.
;Коль исполняешь закон верховный,
;В тебе да слышит и нас — Творец.

;Домчи лучистость обетов наших,
;Молений утра в начальный час!
;Лучи — твой голос, ему ты скажешь, —
;Ты — самый яркий, ты — он для нас!



НАРОД

ДУША Вселенной! Отец отцов!
Властитель властных! Огонь вождей!
Свети нам, Солнце, века веков!
Злати, о, Солнце, своих детей!


Рецензии