Книга Амдуат

'Книга Амдуат' – 'Книга того, что в Дат'

12 'часов ночи'- 12 ступеней посвящения.

Послание из Сокрытого помещения. Места пребывания душ, богов, теней и блаженных; а также то, что они делают. Начало – Рог Заката, врата западного горизонта, конец – первичный мрак, врата западного горизонта'.
Так звучит полное заглавие 'Книги Амдуат'. Ее священный оригинал, по представлениям египтян, записан на стенах 'Сокрытого Помещения' в царстве Дат. 'Рог Заката' – это гора, за которой садится Солнце. Книга написана для того, 'чтобы познать запредельные души, познать, что они делают, познать их изменения для Ра.
Итак, барка со 'старым', вечерним солнечным богом вплывает в подземный мир. На носу барки стоит Упуаут – 'Отверзающий дороги', рядом с ним – Сиа, персонификация творящего ума Великого Бога. Далее – 'Госпожа ладьи', богиня, направляющая ход барки во время первого часа ночи. Посереди не возвышается наос – вместилище бога Солнца, названное просто 'Телом' (египтяне обычно передавали абстрактные понятия очень конкретными образами). На корме – солнечный бог Гор с головой сокола, а за ним – изображенные шеренгой бог мудрости Тот, бог Ху – персонификация божественного слова – и два божества, управляющие рулем. Две богини с перьями на голове, стоящие перед баркой, – это 'Две Правды' (Маат), ибо в Дат находятся не только блаженные, но и осужденные души. От врагов солнечного бога защищают в первом часу ночи 'Тот – Который – Ранит' (фигура с ножом перед Маат) и три змея, изображенные ниже.
Следующая группа фигур характеризует различные аспекты бога Солнца. Мумия в короне – Озирис, 'Владыка Запада', олицетворяет эсхатологический аспект бога, львиноголовая Сехмет – его грозную силу. Фигура с головой барана ('Великий Озаряющий') передает аспект солнечного блеска. Четыре стелы, увенчанные человеческими головами, названы 'Указаниями, которые дает Ра' и соответственно также боги Атум, Хепри и Озирис – четыре формы Великого Бога (Ра – владыка живых, Озирис – мертвых, Атум – ночное Солнце, а Хепри – дневное).

 Да, 'старое Солнце' вступило в Дат, умерло, но уже в нервом часу ночи ему сопутствует элемент грядущего воскресения из мертвых – образ утреннего Солнца, священный скарабей, плывущий в барке, где ему поклоняются два божества. Бег времени в царстве вечности символизирует фигура перед поднявшимся на хвост змеем, держащая в руке слегка изогнутую 'волшебную палочку' – 'Тот – Кто – Измеряет – Часы'. Ниже – изображения, означающие достижение границ первого часа ночи. Это межевой столб, увенчанный рогами ('Тот – Что – Разделяет – Долину'), и божество, обращенное навстречу всей процессии, – 'Тот – Кто – Запечатывает – Землю' – служитель, замыкающий врата первого этапа странствия Солнца.

В первом часу ночи солнечная процессия только формировалась. Начиная со второго часа, она уже действительно вступает в подземные царства, которыми управляют различные божества – покровители мертвых. Первое из этих царств – Уэрнес. Барка, изображенная четвертой слева, называется 'Та – Которая – Несет – Уэрнес'. В барке – символ богини Хатор, поэтому можно допустить, что именно она управляет этой сферой запредельного мира

В процессии пять ладей. О Барке Солнца мы уже знаем; теперь на ней появились еще две "кобры: Изида и Нефтида. Процессию ведет за собой ладья месяца с богом Тотом. Там видны две формы, соответствующие двум фазам Луны: месяц и диск. На следующей барке – эмблема богини Хатор. В носовой части барки – скарабей, уже знакомый нам. О третьей ладье (с крокодилом) трудно что-либо сказать, так как нет поясняющего текста. В четвертой ладье – три божества, два из которых (стоящие) носят имена богов хлеба, что подтверждается стилизованными изображениями колосьев. "Экипаж" этой барки и некоторые персонажи из нижнего регистра (с колосьями в руках или на голове) связаны с мотивом раздачи земель Великим Богом. В этом часу господствует непроницаемая тьма; путь освещают персонажи со звездами.


"Пожиратель осла" – персонаж с головой быка, который сидит на троне (в нижнем регистре) с ножом в руке.
 Осел был посвящен Сету, врагу и убийце Озириса.
Каждый, кто стремится в рай с нечистой совестью, уподобляется врагу Озириса. Его ждет смерть от "Пожирателя осла".
 Тот же, кто чист (а только чистый в состоянии познать суть "Амдуат"), спокойно пройдет мимо грозного демона.

Название третьего часа ночи указывает на особенности этой части Подземного мира. Здесь так же толпятся на берегу души, благословляющие Великого Бога, который своим появлением вернул им жизнь, но главная задача изображенных тут существ (особенно в нижнем регистре) – уничтожение злых душ. Большая часть этих образов не встречается нигде, кроме "Книги Амдуат", хотя есть среди них и персонажи традиционного пантеона – Анубис с головой шакала и Озирис, похожий на мумию в пеленах. Именно Озирис, который здесь назван "Первым из Западных", является владыкой этого царства, напоминающего размерами и "священной топографией" Уэриес – Подземное царство, описанное во 2-й части "Книги Амдуат". Здесь подземная река разливается так же широко, и божественный кортеж пока не встречает препятствий. Сам бог во время странствий может принимать различные формы, что символизируется здесь изображениями четырех разных, барок. Иногда, как это видно по первой слева барке, бог может быть невидим.

"Долина – Единственного – Владыки – Где – Возникают – Могильные – Жертвы" – так называется это царство. Эти таинственные образы Тайных Душ исполнены так, как они начертаны в сокрытом Помещении Дат – начало письма на Западе! Это полезно человеку на земле и в некрополе, поистине прекрасно! Кто это знает, тот пройдет мимо них, не погибнет от их рычания, не упадет в их ямы. Кто это знает, тот принадлежит местам некрополя, тот имеет жертвенные печенья у лица, вместе с Ра. Кто это знает, тот принадлежит светлым духам, его ноги сильны и не войдет он в место уничтожения. Будет он выходить, как образ ("Ка". – Примеч. пер.), как тот, который дышит воздухом до своего часа. Имя часа, которому принадлежит этот Бог в этой сфере: "Тот – Который – Рассекает – Души".

В четвертом часу ночи Солнце вступает в сокровенное царство Сокариса – древнего мемфисского бога мертвых, поэтому в "Книге Амдуат" упоминается мемфисский Некрополь – Ра-сетау. Немногие из проходящих там дорог истинны и ведут в райское царство Имхет.

Главная иконографическая особенность этого часа ночи – уходящая вниз полоса, которая пересекает традиционные регистры. Такой прием должен был выразить мысль, что Солнце в своем ночном странствии через Дат опускается в глубь земли, где властвует непроницаемая тьма. Бог, обращающийся к существам подземного мира, не видит их. В этой мрачной, песчаной подземной пещере роятся змеи, воплощающие различные аспекты божественной сущности. Даже сама солнечная барка в этом часу становится змеей, чтобы легче проникнуть сквозь песчаную землю.

Текст, сопровождающий изображения четвертого часа ночи, звучит так: "Затем величие этого Бога, влекомое на буксире, пребывает в таинственной Пещере Запада. Он заботится о тех, кто находится в ней, с помощью своего голоса, хотя не видит их. Название этой пещеры: "Живут – Те – Существа – Которые – Превратились". Название врат этой пещеры: "Сокрытое – Протягивание". Кто знает этот облик таинственных дорог Ра-сетау, недоступные пустынные дороги к Имхет и сокрытые врата в Стране Сокариса, кто находится на своем песке, тот ест хлеб на стороне живущих в святыне Атума. Тот, кто знает, какая из дорог истинна, тот обойдет недоступные дороги Ра-сетау и узрит образ Имхет. Имя часа ночи, который сопутствует Великому Богу: "Тот – Который – Велик – Своей – Мощью".

В пятом часу ночи начнется величайшее таинство мира Дат, необходимое для воскресения.ночного Солнца.

Солнечная барка, которую тянут на канате богини и боги, находится в том же царстве Сокариса, в глубинах Дат. Барка сохраняет облик змеи. Она скользит по тайным дорогам Ра-сетау к Пещере Сокариса, которую стерегут демоны, изображенные на рисунках в, виде змей или человеческих голов. В центре композиции находится овал ("нут"). Его охраняет двуглавое божество Акер. Внутри овала – крылатый змей, а на нем – бог с головой сокола, Змей олицетворяет предвечную форму бога Атума, и бог, который держит его за крылья, также чаще всего определяется как Атум, хотя в "Книге Амдуат" его называют Сокарисом. Видимо, речь идет о разных формах Великого Бога. Озаренный сиянием его глаз овал, "где слышится некий шелест", представляет собой своеобразное средоточие божественных качеств, "генератор" творческой энергии Великого Бога. Ночное Солнце получает.
здесь свою силу и способность возродиться на восточном горизонте неба.
Реализация божественной потенции начинается именно здесь, в глубинах Пещеры Сокариса. На это указывает скарабей – символ утреннего Солнца. Он выглядывает из холмика (в средине верхней части рисунка) и тоже тянет барку вместе с другими существами запредельного мира. Холмик называется "темнота", или "ночь". Его изображение в верхнем регистре – это вид с боку той же святыни, чья овальная горизонтальная проекция представлена ниже. Этот "ларец" ("хену"), как его иногда называли в текстах, имеет три оттенка значения. О первом мы уже знаем: это "божественное вместилище" для возрождения энергии ночного Солнца. Поскольку оно вмещает Великого Бога, наряду с солярным аспектом появляется аспект озирический: холмик становится "могилой Озириса", или его "саркофагом". Две птички на нем – Изида и Нефтида, сестры покойного Озириса, которые его оплакивают. Изида – "Великая чарами" – присутствует при чуде преображения Солнца. Изображение Пещеры Сокариса венчает голова Изиды – хранительницы этой святыни. Если считать, что каждый умерший становится Озирисом, то холмик – это уже как бы могила, где почивает тело покойного. Ночью, благодаря близости Великого Бога, он оживает, пользуясь полной свободой, а его душа присоединяется к процессии, сопровождающей божественную барку.

Когда Бог проходит рядом с Пещерой Сокариса, он встречает грозного двуглавого змея, который пропускает его, только услышав соответствующее заклинание. Как всегда, Солнце не перестает заботиться о блаженных душах – обитателях этого региона Дат. В среднем регистре мы видим несколько божеств, которые занимаются благотворительной деятельностью по поручению Великого Бога. С другой стороны расположен ад для грешников. Его представляет богиня по имени: "Та – Кто – Присутствует – Когда – Рубят – Мертвых", а также группа демоничных "Зарезывающих".

Вот как описываются странствия Солнца в шестом часу ночи: "Пребывание Величия этого Великого Бога в водных глубинах "Владычицы – Тех – Которые – В – Дат". Он дает указания божествам, которые находятся здесь, он повелевает, чтобы они занялись своими жертвами в этом царстве. Он странствует по всей этой дороге, оделенный дарами в своей барке, он раздает им землю как жертвоприношение, дает им воду из их долины, когда странствует через Дат, день за днем. Имя врат этого царства: "С – Острыми – Ножами". Таинственная дорога Запада, по водам которой странствует этот Великий Бог в своей барке, чтобы заботиться о тех, которые в Дат. Их часы – таинственные сущности – слагаются в их именах, познаются в их бытии, моделируются в их формах. Этот таинственный образ Дат не будет познан никакими людьми. Этот образ именно так начертан в сокрытом месте Дат, в южной части Сокрытого Помещения. Кто его знает, тому принадлежат погребальные жертвы в Дат, удовлетворен он жертвами богам, которые в свите Озириса, на земле будут приносить жертвы ему и его родным. Указания, данные этим Богом, чтобы принести жертву божествам загробного мира. Когда он направляется к ним, они его видят и стоят на своих полях. Их жертвы приносятся благодаря тому, что им повелевает этот Великий Бог. Имя этого царства: "Водная – Глубина – Владычица – Тех – Которые – В – Дат". Это дорога солнечной барки. – Имя часа ночи, который сопутствует этому Богу в этом царстве: "Прибытие – Которое – Осуществляет – То – Что – Надлежит".

Этот текст не передает главную мысль полной иллюстрированной версии "Книги Амдуат". В шестом часу ночи душа Великого Бога, вновь наполненная жизнью в царстве пятого часа, достигает того места, где в глубине Дат покоится мертвая телесная оболочка Бога, окруженная великим змеем "С – Множеством – Лиц" (изображение в среднем регистре). Выше то же самое тело Ра представлено в иной форме. Мы видим здесь три гробницы, в которых покоятся три схематично переданные части тела: голова, туловище и задняя часть (последнюю египтяне условно изображали в виде животного без головы). Гробницы охраняются змеями, извергающими огонь. Новое соединение тела и духа, которое происходит в середине ночи в Подземной Стране, касается всех умерших. Конечно, творец этого величайшего для усопших добра – Великий Бог Ра-Озирис, который сам оживает в загробном мире. Все три регистра в иллюстрированной версии "Книги Амдуат" заполнены различными существами (как правило, в человеческом образе), которые отражают процесс воскресения. Одни из них уже стоят, другие только поднимаются и изображены в полусидящем положении. Некоторые все еще обвиты пеленами мумий, другие уже от них освободились и ничем не напоминают мертвых.

Погружение Солнца в глубины запредельного мира было нелегким. Но и восхождение к утренней заре после таинства возрождения жизненной силы Солнца связано с опасными препятствиями. Вот как повествует "Книга Амдуат" о седьмом часе ночи: "Пребывание Величия этого Великого Бога в Пещере Озириса. Указания, данные величием этого Бога в этой пещере божественным существам, которые в ней находятся. Этот Бог принимает в этой пещере иной облик, он минует (змея) Апописа благодаря магическому заклинанию Изиды и Старого Хека.

В десятом часу ночи перед Великим Богом идет его "личная стража", вооруженная луками, копьями и палицами. В том же среднем регистре мы видим два оригинальных символа, представляющих еще две формы Великого Бога. Это "душа Сокариса" – двуглавый змей на человеческих ногах, с соколом на спине, и "душа Озириса" – лежащий в барке змей с головой сокола.

В краткой версии "Книги Амдуат" не говорится об одной очень важной особенности царства десятого часа. Как свидетельствуют изображения нижнего регистра, в глубоких водах подземной реки тонуло множество обитателей этого царства. Согласно представлениям египтян, эти несчастные лишились возможности воскреснуть из мертвых, поскольку их тело уже не мож
ет быть мумифицировано и сохранено. Однако сила Великого Бога такова, что даже утопленники, чьи тела подверглись разложению, оживают и соединяются со своими душами. Более того, смерть человека, который утонул – погрузился в первичный божественный океан Нун – обеспечивает усопшему божественность. В известной степени это связано с мифом об Озирисе (прежде чем воскреснуть из мертвых, он был погружен в морскую воду). Естественно, такая судьба ожидает только добрых людей, ибо для врагов Солнца вода, в которую они попадают, превращается в огонь, и в нем они будут страдать вечно. Великий Бог совершает акт спасения утонувших, приняв облик "Гора запредельного мира".

Повествуя о том, как Солнце приближается к концу своего подземного пути, "Книга Амдуат" затрагивает важную проблему течения времени. Его персонификация в царстве одиннадцатого часа появляется трижды, каждый раз в облике змея. В верхнем регистре изображен крылатый змей и держащий его за крылья бог; возле головы бога – солнечные очи "уджат". Это образ означает правременную форму Атума – Великого Бога, который символизирует начало и конец бытия Вселенной, то есть время. Чуть дальше – еще одно изображение змея. Его имя: "Тот – Который – Забирает – Часы". Часы же представлены в виде звезд между двумя змеями. Их десять, потому что именно столько часов ночи уже ушло. В некоторых вариантах "Книги Амдуат" встречаем одиннадцать звезд, когда в число "проглоченных" змеем часов включается текущий час. В развернутой версии "Амдуат" часто повторяется утверждение, что форма того или иного существа, которому дало жизнь прибытие Солнца в Дат, оказывается "проглоченной" после ухода Солнца из данного царства загробного мира. Возможно, эти воззрения связаны с наблюдениями так называемых "деканальных" звезд, которые восходят и заходят только в определенные часы ночи. Отсюда и изображение часа знаком звезды.

Третий символ времени – змей, которого несут на руках двенадцать божеств – "носильщиков", в среднем регистре. Имя змея: "Тот – Который – Окружает – Мир". Связанный с изначальным океаном, этот змей формирует своеобразную "орбиту", по которой вечно плывет солнечная барка. Что же касается краткой версии "Книги Амдуат", она так повествует о царстве одиннадцатого часа ночи: "Пребывание Величия этого Великого Бога в этой пещере. Он дает указания божественным существам, которые в ней находятся. Имя врат этого царства, через которые следует этот Великий Бот: "Место – Покоя – Тех – Которые – Находятся – В – Дат". Название этого царства: "Окраина – Пещеры – Которая – Считает – Трупы". Таинственная пещера Дат, через которую следует этот Великий Бог, чтобы выйти из Восточной Горы неба. Время глотает их образы перед "Стоящим", который находится в этом царстве. Оно снова отдаст их при рождении Хепри на земле. Эти сцены исполнены так же, как тот образец, что начертан в сокрытом месте Дат, в восточной части Сокрытого Помещения. Кто это знает, тот получает себе в удел пожертвование как хорошо обеспеченный светлый дух на небе и на земле, поистине прекрасно! Имя часа ночи, который сопутствует этому Великому Богу в этой пещере: "Звездная – Владычица – Барки – Которая – Отталкивает – Врага – Своим – Появлением".

Подошло к концу странствие Солнца через подземный мир Дат. Под радостные восклицания его обитателей солнечная барка вместе со всем экипажем достигла вторых, восточных Врат Первичной Тьмы, где Великий Бог, покинув связанную со смертью форму мумии Озириса, появился на небе ("на теле Нут" – богини неба) в облике Хепри – молодого Солнца, символом которого является скарабей. В древнеегипетской иконографии восхода Солнца бог воздуха Шу (который в этом контексте связан с Нуном – первичным океаном) возносит своими руками солнечную барку или скарабея на фоне солнечного диска. В нашем варианте "Книги Амдуат" эта сцена несколько упрощена. Мумия, "прислоненная" к границе мира Дат – это Озирис, одно из проявлений Великого Бога. Он будет властвовать в загробном царстве до следующей ночи, когда ему предстоит вновь соединиться с другими проявлениями Великого Бога, которые низойдут в Дат.

В среднем регистре выделяется изображение Великого Змея. Он не тянет барку за канат, как может показаться с первого взгляда. Здесь зашифрована гораздо более глубокая идея. Барка Великого Бога "входит в его (змея) хвост и выходит из его пасти, когда оно (Солнце) рождается в облике Хепри". Опять, как и в других, царствах мира Дат, мы встречаемся с символом времени. Имя Великого Змея: "Душа – Того – Кто – Позволяет – Жить – Богам" (или короче – "Жизнь – Богов"). Сам канат, за который тянут солнечную барку, тоже символизирует время, бесконечный бег часов, которые выходят из пасти змея обновленными, чтобы опять войти "а его хвост". Это и вечное движение Солнца: ведь именно солнечный цикл был положен в основу отсчета времени в Древнем Египте.

А завершает "Книгу Амдуат" следующий текст: "Начало света, конец первичной тьмы. Путь Ра на Западе, таинственные цели, которые осуществляет в пути этот Бог. Избранные наставления, таинственное послание из Дат, которое не узнает никто из людей за исключением избранных. Это изображение было исполнено так, как в Таинственном Помещении Дат – н невидимом, неуловимом. Кто знает эти таинственные изображения, тот является хорошо обеспеченным светлым духом. Всегда выходит он и входит в Дат, всегда (выходит) к живым. Воистину так было подтверждено миллионы раз!".


Рецензии