Маря-Мара-Марья Маревна...

Богиня Мара/Маря (Мара, латыш. M;ra) — в латышской мифологии богиня, опекающая коров. У неё просят молока, сыра, телят. В некоторых случаях она совпадает с мифологизированным образом девы Марии. Её день отмечали четыре раза в году: зимой — на святки, весной — день «капустной Марии» (Марья — зажги снега), когда сажают капусту, летом — 15 августа (Обжинки) и осенью 8 сентября (Осенины).
*********
Читать :Семь планет ( Sab'ai Sayyor) — поэма Алишера Навои, "зелёный дворец"(понедельник) .

...... ***.............
А страж сказал: «Колдунья — звук пустой,
Изображенье, созданное мной.
Хотя людей измучила она,
     Не человек, а чучело она.
Ее прославленное колдовство —
Обман и ловкость, только и всего.
Приблизясь к ней, ударь старуху в грудь, —
     И в храм любви свободен будет путь».
Поставив стража якобы в тупик,
Вновь к шаху обратил Саад свой лик,
Спросив: «Что делать дале? Повели!»
И вот его к старухе повели.
Все разбежались у ее ворот.
Один Саад бесстрашно шел вперед.
За ним стоял немолчный шум людской:
Был подвиг удивителен такой!
       Вокруг старухи — тысяча смертей,
       Над головой — огнеобразный змей.
Саад, не испугавшись ложных чар,
         По высохшей груди нанес удар.
         Тогда старуха зашаталась вдруг,
      На множество кусков распалась вдруг:
        То были тряпки. Связывал их клей,
        Из ниток сделан был ужасный змей.
Откуда ж эти грозные огни?
Из пестрых тряпок сделаны они!
         Разрушив чародейства *мнимый ад,
Вернулся к шаху* радостный Саад.
Шах, как отец, его поцеловал,
Любимым сыном он его назвал!..
«Зеленый рай», — так прозван был цветник,
В котором старый шах дворец воздвиг.
Зеленому дворцу дивился мир,
Был во дворце устроен брачный пир:
         Обвенчан ангел с пери молодой,
       Слилась денница с утренней звездой!
Владыка вскоре в лучший мир ушел.
Счастливец унаследовал престол.
          Саад в Зеленом восседал дворце,
          В зеленом одеянье и венце.
В вазиры взял он правдолюбцев двух,
К словам народа он склонял свой слух.
Его кумир, красив, розоволик,
Зеленый шелк носил, как базилик.
Весельем ясным душу просветлив,
Был новый шах к народу справедлив,
Была его лицом озарена
Веселая, зеленая страна.

**********
Двойную природу этого образа в котором слились языческие и христианские верования отражает обращение «Милая Мара скота, мать Иисуса Христа, упаси от колдунов и ведьм!». Иногда её называют матерью Лаймы.

Ла;йма или Лайме (латыш. Laima, лит. Laima или Laim;, также Laimas m;te — «мать счастья») — богиня счастья и судьбы в балтийской мифологии.

«Мара — это Земля или Материя, со всеми её разнообразными силами и видами, поэтому и землю в наших народных сочинениях называют землёй Мары».

Мара — Мать, подательница жизни и её «взращивательница» (латыш. aukl;t;ja). Она связана со всеми предметами, в особенности с домашним скотом, богатством, покровительствует женщинам и дарует плодородие. «Однако временами Мара, как и Лайме, может оказываться злой по отношению к людям, в особенности перед смертью, потому что Мара требует у души данное ей тело». Согласно «Диевтурибе», Мару можно видеть и слышать: всё, что человек воспринимает с помощью органов чувств, обладает сущностью Мары.
Марена (польск. Marzan(n)a, ;miertka, словацк. Morena, Marmuriena, чеш. Morana, Smrtka, укр. Марена) — в западно- и в меньшей степени восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Имя Марены или Марк носит чучело, кукла или деревце в ритуалах проводов зимы и встречи весны..

Ма;рья Море;вна (девица Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-богатырша, Белая Лебедь Захарьевна) — дева-богатырша, королевна, героиня русских народных сказок, обладающая большой колдовской силой и заковавшая в цепи Кощея Бессмертного. Она красива, мудра, справляется с невыполнимыми заданиями. Её должен добыть и взять себе в жёны главный герой сказки..

В одном из сказаний о Марье Моревне происходит следующее: после смерти родителей Иван-Царевич выдаёт замуж трёх сестёр, а сам женится на степной воительнице Марье Моревне, пленившей Кощея прекрасной королевне. Через некоторое время Марья Моревна отъезжает и говорит супругу: «Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не моги заглядывать», не то «худо нам будет». Но не послушался Иван-Царевич и открыл чулан, отворил дверь — а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован. Выпив три ведра воды, принесённые ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает двенадцать цепей и освобождается из подземелья. При этом он похищает саму Марью.

Иван-царевич решает её вернуть, и идёт за помощью к мужьям своих сестёр: Ворону Вороновичу, Соколу Соколовичу и Орлу Орловичу — могущественным оборотням, которые умеют превращаться из птиц в добрых молодцев. С помощью их советов Иван несколько раз освобождает Марью Моревну из Кощеева плена, но Кощей всё время настигает его на своём волшебном быстроногом коне. Два раза он щадит Ивана (из-за того, что тот ему помог), на третий — убивает последнего, расчленив его при помощи сабли. Ворон, Сокол и Орёл оживляют Ивана и дают ему добрый совет: добыть волшебного коня у Бабы-Яги. Когда у Ивана появляется такой же волшебный конь, как у Кощея, они сходятся в поединке, Иван убивает Кощея булавой или бросив на землю яйцо со смертью Кощея, сжигает тело на костре и освобождает Марью Моревну...

Царь-девица — героиня сказок многих европейских народов, являющаяся под разными именами и фигурирующая в популярной русской «Сказке о Иване-Царевиче и Ц.-Девице». Сын царя Архидея, Иван-Царевич изготовляет себе палицу в 40 пуд. и отправляется за тридевять земель на розыски похищенных чудовищами своих сестер — Луны и Звезды. При содействии Бабы-Яги он убивает Змея, освобождает сестер и затем совершает ряд подвигов, добывая с большими препятствиями невиданные и диковинные вещи вроде Жар-Птицы, Свинки-Золотой щетинки, Оленя-Золотые рога, живой и мертвой воды, яблони с золотыми плодами и, наконец, сестры Солнца, златокудрой красавицы Ц.-Девицы, на которой впоследствии женится сам неустрашимый витязь или же уступает ее прежнему жениху Ц."

******
Алишер Навои.
Семь планет... (читать)


Рецензии