Метатрон

Метатрон, также Маттатрон (ивр. ) — архангел, высший среди всего сонма. Его имя появляется в Аггаде, упоминается в мистических текстах Каббалы и в раввинской литературе.

Термин «Метатрон» включает в себя значения стража, господина, посланника, посредника; он — причина богоявления в чувственном мире. Метатрон наделён не только видом Милосердия, но и видом Справедливости; он не только «Великий Священник» (Кохен ха-гадол), но и «Великий Князь» (Сар ха-гадол), и «вождь небесных ратей», то есть в нём олицетворены как принцип царской власти, так и основа жреческого или понтификального могущества, которой соответствует и его функция «посредника». В целом, по Генону, этот архангел двуаспектен: «светоносный» отождествляется с Микаэлем, «тёмный» же — с Самаэлем.

Ему приписывались разные роли: царя ангелов, князя божественного лика или присутствия, небесного канцлера, ангела Завета, главного среди ангелов-служителей. Метатрон отождествляется с Иеговой (Яхве-Иакх)..
Наиболее широко принято толкование, согласно которому «Метатрон» (, метатрониос) — «стоящий подле Престола [Бога]», или «занимающий трон рядом с Божьим Престолом».

 В нескольких местах в Торе (первые 5 книг Библии) фигурирует очень необычный и таинственный Ангел. Этот Ангел необычно являет Всевышнего и даже говорит от его лица как будто он сам Бог. Древние евреи дали ему имя – Метатрон. В Библии вы имя его на найдете, так как имя это традиционное и исходит оно из древних книг Эноха.
Еврейская традиция учит что имя «Метатрон» включает в себя значения стража, господина, посланника, посредника. Метатрон есть сама причина богоявления в материальном мире. Упоминающийся в Талмуде и средневековой Агаде ангел Метатрон занимает особое положение среди прочих ангелов. Традиция считает его архангелом. «Будучи выше других «по званию», находясь в непосредственной близости к Всевышнему, он получает Его приказания, которые он выполняет сам» (Ялкут, 44), «или с помощью других, стоящих ниже него ангелов» (Мидраш ѓа-Бахир).

Кроме имени «Метатрон», его ещё называют «Князем (Б-жественного) Присутствия» (сар ѓапаним) или «Князем Мира» (сар ѓаолам). В «Сефер Хехалот» (3 книга Эноха) говорится, что на ангела Метатрона Б-г возложил венец царства и дал ему «имя "Малый Г-сподь" (ЙХВХ) пред всей Своей свитой в выси, как написано: «Мое Имя в нем». Вот как необычно возвышен этот ангел!

Метатрон — высший в сонме ангелов и в мире бесплотных небесных сил, ему нет равного и стоит он непосредственно перед престолом Творца. Свет, исходящий от него, превосходит свет всех остальных небесных существ, и без его разрешения ни один ангел ничего не делает. На него перешла часть сияния от Небесного Престола, и ему известны все тайные решения Отца, Который на Небесах (ср. Ялкут, 44).
Популярное в первом веке имя Йешуа (Бог спасает) – это сокращенная форма еврейского имени Йеѓошуа, в первом слоге которого непроизносимое имя Бога (ЙХВХ) немного виднее. (про имя ЙХВХ) Вот и получается что тайна ангела Метатрона, действующего от лица самого Всевышнего, заключается в том, что он вовсе не ангел, а другой посланник, Мессия Израиля. Только он способен такое делать!

Из Иудаизма, естественно, Метатрон проник и в арабскую ангелологию и в христианскую теологию.

- Что говорит Каббала о Метатроне?

Каббала говорит: «шмо ке шем рабо» - «имя /характеристика/ его идентично имени его Хозяина» (то есть Б-га). Что это значит? Имя «Метатрон» в гематрии соответствует численной величине одного из имен Б-га, «Ша-дай». В книге Ханоха Метатрон назван «малым йуд-кей-вав-кей» (прообразом непроизносимого четырехбуквенного имени Б-га), имея в виду, что этот ангел является полномочным представителем Вс-вышнего перед человечеством. Мнения совпадают с иудаизмом!

Каббалисты видели в этом Ангеле посредника между Богом и Его народом.
Однако как же «выглядит» этот могущественный ангел «при исполнении»? Каббала говорит, что у Метатрона 36 крыльев (по количеству праведников, живущих в каждом поколении, благодаря которым поддерживается существование мира) и бесчисленное множество глаз. Кроме того, ангелы всегда стоят, и только у Метатрона есть особое право - сидеть. Трактат Вавилонского Талмуда «Хагига» рассказывает о четверых еврейских мудрецах древности, вошедших в «Пардес» (Сад) - высшие миры. Ахэр (Элиша бен Авуя), бен Азай, бен Зома и рабби Акива. Элиша бен Авуя увидел сидящего на престоле Метатрона, а вокруг него стояли бесчисленные сонмы ангелов. Зрелище было столь величественным, что в голову мудреца закралась еретическая мыслишка: «А может быть, на Небесах есть две власти?» С тех пор оставил Элиша бен Авуя еврейский образ жизни, и стали называть его мудрецы «Ахер» - «Чужим».

Что же может означать «сидеть» и «стоять» у ангелов, ведь они живут в духовном мире, в котором нет таких материальных понятий!? На самом деле, эти выражения означают форму использования Б-жественных сил. Положение «стоя» означает форму «ор хозер» (отраженный свет), а положение «сидя» - «ор яшар» (собственный свет). То есть Метатрон является «идеальным проводником»: он не отражает, а пропускает Б-жественный свет через себя, не искажая его. Потому и назван Метатрон «секретарем Вс-вышнего», передающим Его приказы. (Вспомните: «имя /характеристика/ его идентично имени его Хозяина»!)


Рецензии