Сад правды. Сокровищница тайн
Первая часть "Хамсы" (Пятирицы)
Низами Гянджеви.
/Написана под влиянием поэмы Санаи"Сад правды" /
«В прославленье Аллаха, что благом и милостью щедр»(славный) —
Вот к премудрости ключ, к тайнику сокровеннейших недр.
* Размышленья начало и речи любой завершенье —
* Имя божье, и им ты закончи свое изложенье.
В изначальной пред-жизни старейшиной бывший над нею,
И каламу времен ожерелье надевший на шею, —
Он раздернул завесу со скрытых завесой небес,
Сам сокрытый под высшей из прячущих тайну завес.
Он — создатель *ключей(источник) , где щедрот(омовение росой) его влага струится,
Зачинатель всего, что с его бытием единится.
Он для пояса солнца из яхонтов создал убор,
Наряжает он землю, на *воды наводит узор.(уз... ор(кожа, покров)
Учит пище духовной питающих *глубь неземную,
Воздвигает он день для снедающих пищу дневную(голубиную пищу "на сущная" "над сущная") .
Бусы знаний он нижет на тонкую разума нить,
Он для *разума — свет, его глаза не даст он затмить.
Он источник для тех, кто заранее знает решенья.
Первый он и последний по качествам и бытию,
Он на жизнь и на смерть обрекает державу свою.
При всесилье его, что в обоих мирах не вместится,
Все, что в нас и при нас, лишь коротким мгновением мнится.
В долговечной юдоли вселенной, помимо творца,
Кто воскликнуть бы мог: «Для кого здесь сиянье венца?»
Все, что было и не было, все, что высоко и низко,
Может быть и не быть, от не сущего сущее близко.
Из предвечности знанье его — о морская пучина!(Море- школы и учителя мудрости)
Как безбрежная степь, вековечно оно и едино,
Что первейшее в нем, не имело начала вовек.
И последнее в нем окончанья не знало вовек.
Саду(Дух) плоти твоей от него животворная влага(роса, слеза,) ,
Вековечен лишь он, остальному грозит перемена.
Он один — пресвятой, никакого не знающий тлена.
Благодарности полный, его *многотысячный хор(хор... Вод(навь))
Славословит на шапке земли и на поясе гор(сознание- гора(ведущая))
За завесою света скрывались щедроты творенья, —
Сахар был с тростником(Бен Бен) , были с розой(заря, слово,) шипы(иглы, мечи) в разобщенье.
Но лишь дал он щедротам цветенье, щедроты лия,
Тотчас цепь бытия разрешилась от небытия.
В неуемном стремленье к двум-трем деревням разоренным[2]
Было небо в смятенье, неявное в несотворенном.
Узел, мысль сожигающий, не был еще разрешен,
И Локон ночи тогда был ладонями дня полонен.
Только жемчуг небес нанизал он в ряды узорочий,
*Пыли небытия не оставил на локонах ночи.
Из кругов, что на небе его изволеньем легли,
Семь узлов завязал он, деля ими пояс земли.
Стало солнце в кафтане являться, а месяц в халате:
Было этому белое, этому черное кстати.
Светлый Хызра источник из злачных извлек луговин.
Утра полную чашу он пролил над темною глиной,
Только *камня устам не достался глоток ни единый.!!!
Из огня и воды, их мельчайшие части смешав,
Создал яхонта зерна и жемчуга жирный состав...
Божьей щедрости сад в процветанье привел небосвод,
Птицу речи он создал, что небу на *радость поет(радость моя) .
Пальме слова он финики дал, что отрадны для духа,(па... Аль... МА)
Жемчуг он языка(огненные языки речи) не оставил без раковин слуха.
Посадил за завесу безмолвную голову сна,
! *Им и водному телу одежда души придана.
Кинул пряди земли он на плечи небесные прямо,
*Непокорности мушку навел на ланиту Адама.(ад.. Дам)
С лика золота он отпечаток презрения смыл,
Крови лунные розы он тучкой весеннею смыл.
Ржу воздушную снять поручил он светилам лучистым,
Душу утренних ветров он травам доверил душистым.
В глине бьющую кровь там, где печень сама, поместил,
! *Где биение сердца, биенье ума поместил.
В утешение губ приказал появиться он смеху,
Посадил он Венеру на пение, ночи в утеху.
Полночь — божий разносчик, он мускус продаст дорогой,
Новый месяц — невольник со вдетою в ухо серьгой.
О стопу его речи, чьи силы от века велики,
*Камень лоб раздробил у шатра, что достоин *владыки.
****************
Шатёр (под разными названиями) часто упоминается в Библии. В Быт 4.20, как «отец живущих в шатрах» со стадами, упоминается Иавал; праотцы евреев: Авраам, Исаак и Иаков, также жили в шатрах (Быт. 18:1; Евр. 11:9). Во время странствования по пустыне израильтяне переносили свои шатры с места на место, и после поселения в Ханаане у некоторых из них остался старый обычай — жить в шатрах (Суд. 4:17, Иер. 35.10); в особенности у колен, придерживавшихся кочевого образа жизни.
Шатер или купол. (купол храма, купол собора Софии...)
Шатёр — временная лёгкая постройка из тканей, кож или *ветвей(крона деревьев) , разновидность палатки, от которой отличается бо;льшими размерами и крышей круглой формы в форме купола.
Ски;ния (др.-греч. скэнэ;, «шатёр, палатка»; др.-евр. мишкан, «обиталище, местопребывание», др.-евр, оэль моэд, «шатёр встречи, собрания») — в основном употребляется в значении походного храма евреев, Скинии собрания, использовавшегося, согласно Библии, как место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета до постройки Иерусалимского храма, созданного строго по образу Скинии.
В русской традиции также употребляется синоним слова скиния — куща.
Куща:-Тенистая роща, лесная заросль; *кроны деревьев.
"Райские кущи символ обилия и благополучия: букв. : кущи рая"
*****************
Легковесная мысль вкруг него исходила пути,
Но с пустыми руками от двери пришлось отойти.
Вечность к трону его ступенями ведет без конца.
Особливо богаты дарами уставших в дороге
Возвестители божьи, чьи вервием связаны ноги.
Те сердца, что как души святой чистотою горят,
Только прахом лежать притязают у божиих врат.
Но из праха у врат его зернышко вышло такое[5],
Что пред садом его сад Ирема — сказанье пустое.
Так и прах Низами, что изведал поддержку его, —
Нива зерен его и единства его торжество.
********************
Песнь песней Соломона
4О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные.
15О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! и ложе у нас - зелень; 16*! кровли домов наших - кедры,* потолки наши - кипарисы.
Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти.
9 Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих, как от яблоков;
10 уста твои - как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных....
.........
Славить бога.
Славить Творца...
Да святится Имя Твое!
Имя - желание.
Желание наполнить светом- явить намерение подобное Творцу: отдавать.
Каббалисты настаивают, что Бог – это не какой-то дядя с бородой, властвующий над мирозданием, а высшая сущность, Творец, который олицетворяет идеальную, безусловную любовь и безграничную отдачу. Так что забудьте об обывательских представлениях и мыслях о божественном воздаянии – здесь все куда интереснее.
Образы- свет.
Подобие это-тень.
Два вида тени.
Святая тень дает ощущение человеку, что все его страдания приходят к нему по желанию Творца, для того чтобы вышел он из них верой выше знания.
Человек это тень творца( желание)
В тени твоей... В желании отдачи в любви,радости,милосердии... Под древом твоим...
Творец – это свет («ор»), а творение – это сосуд («кли»), недостаток наполнения,
Свидетельство о публикации №120020107520
То он в прославлении, вряд ли, нуждается!
Филиппов Владимир 1 01.02.2020 19:15 Заявить о нарушении
Все по вере...
И, всему свое время...
Таня 5 01.02.2020 19:22 Заявить о нарушении
Это вы в прославлении его нуждаетесь...!!!
Молитва -есть благая мысль и деяние благое...
Вы в нем нуждаетесь... Он Совершенен!- а вы?
Таня 5 15.08.2024 09:17 Заявить о нарушении
Образ - свет
Тогда этот сосуд наполнит свет( образ) Творца.
Желание отдачи в любви...
Живое- будьте подобны Творцу...
Таня 5 05.11.2024 09:56 Заявить о нарушении