Татхата...

«Мы должны вернуться и искать источник жизни и силы внутри нас самих. Мы должны познать наше прошлое, чтобы применить его к нашему будущему».Шри Ауробиндо.

Дивна во красе тропа,
Гора  во солнце-
Века, озеро искрится
Лотос сердца длится...

Во красе- мир расцветал,
Дивен явленый кристал
Грани - свет блестают,
Ввысь лики взлетают...

Во сиянии душа-
Умилением чиста.
Рунный свод - дарится,
Мир являет лица...

Созерцание поет-
Мысль огня песней живёт,
Солнце расцветает,
Радость мир питает...

Во бездонной красоте,
Волны радости...везде
Лики мир чертают,
Тишину верстают...

Ладья в радости парит,
Парус дивен путь дарит...
Солнце-око лика,
Красота велика...

Пустота светом сильна,
Радость - чувств плывёт волна
Таковость-явится,
Суть - реальность длится...


*******************************

                Татхата-таковость.
Та;ковость, татха;та или ятхабхутам(санскр. — tathat; IAST) — понятие религиозной философии, конкретно — буддизма махаяны, определяющее истинные свойства или подлинное существо объекта или явления, не замутнённое внешними иллюзиями.

Особое значение понятие таковость приобрело в буддизме в смысле восприятия истинной сущности, абсолюта вне иллюзий Мары и вне страданий сансары. Иллюстрируя понятие таковости буддисты говорят, что исторических будд было несколько, но все они суть явление одной и той же сущности, характеризуя которую Будда Гаутама использовал термин татхагата (так приходящий).

Для махаянских школ буддизма таковость означает «особую способность непосредственно воспринимать реальность [такой], как она есть», является синонимом праджни и отождествляется с природой Будды.

Таковость - просветление.
Таковость- пустотность.
Пустота: «Таковость не есть ни сущее, ни не-сущее, ни сущее и ни не-сущее одновременно, ни сущее и ни не-сущее раздельно; она не есть ни единство, ни множество, ни единство и ни множество совместно, ни единство и ни множество раздельно»


Притча Дао:

Однажды к Чжао-чжоу обратился монах:
— Учитель, я все ещё далек от цели. Дайте мне наставление.
— Ты уже позавтракал? — спросил мастер.
— Да, — ответил монах.
— Так пойди и вымой за собой чашку!
В этот момент монах прозрел.


Познавательно вещи такими, какие они есть...

«Этот звук, исходящий из старого пруда, был воспринят Басё как наполняющий всю вселенную. Не только всё окружа­ющее полностью вошло в звук и исчезло в нем, но и сам Басё был вычеркнут из собственного сознания». После данного опыта «старый пруд перестал быть старым прудом, а лягушка — лягушкой», сам Басё же «воскрес» и превратился в «Звук» или «Слово», постигнув загадку бытия-становления... "


12 аспектов Таковости:

Таковость (татхата)
Носитель (среда) дхарм (дхармадхату)
Природа дхарм (дхармата)
Реальность (авитатхата)
Неизменность (ананья-татхата)
Универсальность или неразличаемость (самата)
Бессмертность (отделенность от рождения и смерти)
Вечность
Вместилище дхарм (дхармастхитита)
Границы реальности (бхута-коти)
Пространство, пустота, нематериальность (акаша-дхату, антарикша)
За пределами мысли и речи (ачинтьядхату)


   ТАТХАТА (санскр. tathat;, букв. — таковость) — термин махаянской буддийской философии и сотериологии, обозначающий подлинную, высшую реальность, которая присутствует во всех существах и вещах феноменального мира. Она несотворенная и вечная, недоступна обыденному сознанию, но открыта очищенному сознанию татхагат (просветленных).
Тат-Отец.
Та... Тха...та
Она обусловливает единство всех уровней бытия, объясняет связь каждого отдельного человека с Буддой (как персонифицированным, так и неперсонифицированным абсолютом), потому что является единой основой всего, стоит за мнимым существованием чувственных и ментальных объектов, за воображаемым противопоставлением познающего и познаваемого, воспринимающего и воспринимаемого, субъекта и объекта.

Шри Ауробиндо:
"... последняя ступень на пути бодхисаттвы, на которой он обретает пробуждение и становится татхагатой."


«Если мы признаем, – пишет Шри Ауробиндо в "Божественной жизни", – что скромный смысл нашего рождения в Материи заключается в нашем духовном развитии на земле, если это в основе есть эволюция сознания, происходящая в природе, то нужно признать, что человек, каков он есть сейчас, не может быть пределом этой эволюции – он еще слишком несовершенное выражение Духа, его ум слишком ограничен в своих функциях и является только переходным выражением сознания, а сам человек – только переходным существом… Если предположить, что такое завершение эволюции предназначено и что человек должен стать посредником, то нужно заметить, что это будет относиться только к немногим, особо развитым людям, которые создадут новую расу людей и начнут движение к новой жизни. Как только это произойдет, остальное человечество отойдет от духовного стремления, так как это уже будет ненужным для замысла Природы, и останется в его нормальном состоянии покоя и неподвижности».

Но Природа для Шри Ауробиндо не инобытие, не творение Бога (как в христианстве), это или равноправный член с Богом, или даже первоначало, само бытие как высшая реальность. Природа и Бог, Материя и Дух, Жизнь и Сознание – эти сущности, с одной стороны, являются самостоятельными потенциями и реальностями, с другой – скрыты друг в друге, выявляют себя и дифференцируются в ходе эволюции. Пожалуй, только эволюция едина и объемлет все остальные сущности, возможно, лишь она – единственный актер на сцене бытия...


«Вечность-Божество, – пишет Шри Ауробиндо, – выражает себя как бытие, сознание, экстаз, мудрость, знание, любовь, красота и представляется нам как безличные универсальные силы… но на самом деле Божество не есть безличное состояние или абстракция качеств, а существо одновременно абсолютное, универсальное и индивидуальное… нет противоречия в сосуществовании личного и безличного: они тождественны и сливаются друг с другом… В действительности индивидуум и космос – оба являются непосредственными и взаимно связанными выражениями единого трансцендентального существа» («Божественная жизнь»).


Рецензии