Душа птица. Матерь Сва

Душа- птица. Алишер Навои

О том, как душа, подобная птице, обладающей перьями Хумаюна, перелетела из цветка этого мира в небо — во мрак неизвестного мира ангелов.


День за горами скрыл прекрасный лик,
Над степью ветер мускусный возник.
Нарцисс благоухающий уснул,
Восток дыханьем амбры потянул.
Цветок заката желтый облетел.
Небесный сад цветами заблестел.
И день, уйдя за грань земель иных,
Рассыпал мускус из кудрей своих.
Благоухает мускусом ручей,
А в сердце человека сушь степей.
Он, утомленный долгим жарким днем,
Закрыл глаза, чтобы забыться сном.
Уснул рябок в посеве до зари,
Во мраке мечутся нетопыри,
Сова, бесшумно взвившись в вышину,
Как в круглый бубен, гулко бьет в луну.
И тысячи разнообразных роз
В росе раскрылись, словно в брызгах слез.
И дивные дела в ночной тиши
Явились взору дремлющей души.
Судьба, как фокусник и лицедей,
Пришла с палаткой колдовской своей.
Ее палатка — синий небосвод,
А куклы — звезд несметный хоровод.
И полудужье Млечного Пути
Звало, манило — на небо взойти.
Тот путь — зовущий издревле сердца —
Не живопись на куполе дворца.
Прекрасен сад небесной высоты,
Где блещут звезд бессмертные цветы.
Душа, как птица, вся рвалась в полет
И устремилась в высоту высот.
Телесный прах оставив на земле,
Она кружила в небе, в млечной мгле.
И крылья, что внезапно отросли,
Высоко над землей ее несли.
Вот так душа живая — ты пойми —
Была на первом небе из семи.
Дух человека землю облетал,
Жемчужной сферой мира заблистал.
Кружились хоры звезд в своем кольце,
Стал человек алмазом в том кольце.
Нет, то кольцо, как блюдо, мне блестит,
Где сонм свечей собранье осветит.
Душа — в ночи разлуки мне она
Свечой среди развалин зажжена;
Свечою в хижины несущей свет,
Сияньем, пред которым ночи нет.
Кругл облик мира. Вечный звон его
Несметных четок — славит божество.
И мнится пение его кругов
Мне словарем, где мириады слов.
И вот душа живая, окрылясь,
В сады второго неба поднялась.
И там она красавицу нашла,
Чьи брови — черный лук, а взгляд — стрела.
Кольчуга локонов из-под венца
Завесой скрыла лунный блеск лица.
В ней было двойственное существо —
Она и Кравчий, и творец Наво.
Хоть вешней юностью она цвела,
Старуха ей подругою была.
Все были жилы и мослы видны
На теле ущербленной той луны.
Певец, как врач, свой обнажал ланцет,
И плакал он, что в жилах крови нет.
Он плакал, крови не добыв из жил,
И плачем этим Вечному служил.
И в новый круг небес душа пришла,
Там, где султанша мудрая жила.
Она писала, или — может быть —
Жемчужную нанизывала нить.
Вся прелесть мира — в образе ее
Бесценном, редкостном, как мумиё.
Ее вниманье тонкое всегда
В любой сосуд вольется, как вода.
Ее перо черно, но письмена
Блистают. Славит истину она…
И дух черту высот перелетел,
На некий новый свод перелетел.
В ларце сапфирном неба там блистал
Перл, что вселенной средоточьем стал.
Был свет его в надоблачной тиши,
Как свет первоисточника души.
Как зеркало, весь мир он отразил,
Свет зеркалу луны он подарил;
Он ангелом кружит по тверди сей,
На крыльях огневеющих лучей.
Там сам Иса живой открыл родник,
Неистощимый вечных сил родник.
Не потому ли вечный мрак глубок,
Что вечной жизни в нем горит исток?
Бьет исполинскими лучами свет,
Как крылья величайшей из планет.
Нет — то не огненные арыки,
То — славящие бога языки…
И вот увидел дух в пути своем
Тот круг, где Тахамтан (Рустам) стоит с копьем.
Он — в тучах гнева. В годы старины
Им сотни звезд хвостатых рождены.
Они летают в небе сотни лет,
Но духу гнева примиренья нет.
Он миру местью издавна грозит,
И меч его двуострый ядовит.
Он в руки череп чашею берет
И не вино — а кровь из чаши пьет.
Идет он, стрелы длинные меча;
Луна Навруза — след его меча.
Но меч его и каждая стрела —
Все это было Вечному хвала.
И перенесся дух живой тогда
В тот круг, где шла счастливая звезда.
Она, как ангел в радужных шелках,
Она — дервиш небес и падишах.
Хоть на высоком троне вознеслась,
Она от блеска мира отреклась.
Она являет по ночам свой лик,
Ей в небе — факел счастья проводник.
В ней — разум, а лица ее цветок —
Как счастья совершенного залог.
В ее владеньях нет ни тьмы, ни зла,
А в песнопеньях — Вечному хвала.
Душа вошла потом в питейный дом;
Ходжа — индийский старец в доме том.
Во всех своих деяньях терпелив,
Усердием в работе он счастлив.
Как ночь страданий, темен он челом —
И на обе ноги, должно быть, хром.
За расторопным служкой он глядит,
А сам в углу по целым дням сидит.
Как Каабу, он весь небесный свод
За тридцать лет однажды обойдет.
Но четки звезд перебирает он,
Единственного восхваляет он.
И дух, что чуждым стал мирской тщете,
К надмирной устремился высоте.
Неколебимая твердыня — там.
Коран гласит: «Светил святыня — там,
Где под землей и над землей идет
Двенадцати созвездий хоровод».
Но холм в любом созвездье видишь ты —
Престол для несказанной красоты.
Взгляни, как чередуются они,
Как над землей красуются они!
И все глаголом сердца говорят,
Дарителя щедрот благодарят.
И вот ступил на высшую ступень
Скиталец-дух — незримый, словно тень.
Вошел он в храм, где статуи Богов,
Как изваяния из жемчугов.
Там не было брахманов, но кругом
Блистали Будды древним серебром.
Гул их молитвы истов был и чист,
Казалось: Будде молится буддист.
Увидев эти дива, не спеша
Весь круг их чутко обошла душа.
И поклонилась. Было им дано
То видеть, что от нас утаено…
И вот душа, внезапно изумясь,
Стократным удивленьем потряслась.
Все в средоточье здесь.
Одна она Рассеянна и речи лишена.
Свет откровения ее поверг
В беспамятство. И свет ее померк.

/Хумаюн-Гамаюн... Птица Вещая./


Шри Ауробиндо, даёт пояснение, раскрывая аллегории образов явленных в сагах, сказаниях, мифах...
 

                "Вода, Гора, Солнце, Конь. золотой заслон..."

Вода- Сарасвати- знание.Небесная вода- истина - знания- тайна.

 Как символ используется в Веде и слово «вода». В Веде говорится о бессознательном океане, salilam apraketam, в который вовлечено Божественное и из которого оно рождается своим величием; в Веде говорится и о великом океане, maho aria;, верхних водах, которые, как сказано в одном гимне, Сарасвати делает осознанными для нас или которые она дает нам осознать при помощи луча интуиции: pra cetayati ketun;. Семь рек похожи на реки северной Индии, но в Веде говорится о семи могущественных Небесных реках, которые текут с Небес; это воды, наделенные знанием, ведающие Истину – tajna, и, будучи освобождены, они открывают нам путь к великому Небу. Таким же образом Парашара говорит о Знании и универсальной Жизни «в доме вод». Убив Вритру, Индра освобождает дождь – но дождь этот также – дождь Небес – и выпускает течь реки. Так легенда о высвобождении вод, занимающая столь большое место в Веде, приобретает значение символического мифа.
                Гора-( пещера) рождает Солнце.
                Гора-есть наше растущей сознание.
              Истина-есть Солнечный мир- наивысший Свет.
С ней сопряжена другая символическая легенда – о том, как Боги и риши Ангирасы отыскали и вызволили из темной пещеры в горе Солнце, коров или солнечные стада, или солнечный мир – Свар (svar).

Свар-есть Солнечный мир-сияние солнца на горе нашего пробудившегося сознания.

 Символ Солнца постоянно ассоциируется с наивысшим Светом и Истиной: в Истине, сокрытой низшей Истиной, распрягаются кони Солнца, великая мантра Гаятри призывает Солнце, наивысший Свет, привести наши мысли в движение. Также в Веде говорится и о врагах, как о грабителях, дасью, которые угоняют коров, или вритрах, которые в обычной интерпретации принимаются за враждебно настроенных людей, но Вритра – демон(дух) , прячущий и удерживающий Свет и воды, а вритры – его силы, выполняющие эту функцию.
«Есть Истина, сокрытая Истиной, где распрягают коней(лучи божественные) Солнца; десять сотен стояли вместе, там было То Единое, я видел величайшего (наилучшего, славнейшего) из воплощенных богов».

В Упанишадах этот отрывок выглядит так: «Лик Истины сокрыт золотым заслоном. О Пушан, устрани его ради видения закона Истины . О Пушан( Велес-"первая речь") (пестующий), провидец(пророк) единственный, о Яма( Богумир)(ям-море, школы и учителя мудрости) , о Солнце, о Дитя Отца всех существ, направь и вместе собери свои лучи; я вижу Свет, который есть прекраснейшая (благодатнейшая) из форм твоих; он, кто есть этот Пуруша, Он – это я».
Пуруша- «человек, мужчина, дух».
                Золотой заслон

Подразумевается, что золотой заслон есть то же самое, что и низшая, скрывающая истина, ритам (tam)(там-рассвет, Огонь) , о которой говорится в ведийском стихе; «наилучшее из тел богов» ( сияющее тело души)– то же, что и «прекраснейшая форма Солнца», это высочайший Свет, иной и более великий, чем любой внешний свет; великая формула Упанишад «Он – это я» соответствует Тому Единому, tad ekam, стиха Ригведы; выражение «десять сотен стоящих вместе» (Саяна говорит, что это лучи Солнца, и смысл, очевидно, таков) воспроизводится в мольбе к Солнцу «направить и собрать его лучи», дабы сделать зримой его наивысшую форму. Солнце, упоминаемое в обоих отрывках, выступает – неизменно в Веде и часто в Упанишадах – как Божество наивысшей Истины и Знания, а его лучи – как свет, исходящий из этой высшей Истины и Знания.


Сияющее тело души-золотой заслон.

Душа есть птица-птица матерь Сва.



           Велесова книга.


Вот прилетела к нам птица, и села на дерево(крест, древо, гора(наше сознание) , и стала  петь,  и всякое перо ее иное, и сияет цветами разными(радуга-сияние семицветье, семиречье рождает(семь богов, творят мир) . И стало в ночи(ночь:состояние нашего спящего сознания) , как днем(процесс пробуждения) , и поет она песни о битвах и междоусобицах.
  Вспомним о том, как сражались с врагами отцы наши, которые ныне
с неба синего смотрят на нас и хорошо улыбаются нам.

  И так мы не одни, а с отцами нашими.(небеса нашего сознания и Рай (яр) Ирий небесный и земной-едины)

 И мыслили мы о помощи Перуновой,(перл рун:образы богов:руны.Ру:есть дверь) и виде-
ли, как скачет по небу всадник на белом коне.(В сад ник(имя) (Кон-божественный луч, сияющий образов-Аз конца, единого, чистого, планетарного закона) И поднимает Он меч(Огненную мысль явленую образами Огня Духа)
до небес, и рассекает облака и гром гремит, и течет вода живая(роса небесная-образы рун и букв, являющиеся Истину) на нас(процесс Омовения души) .  И мы пьем ее, ибо все то, что от Сварога(Сва рога-Гор) , - то к нам жизнью
течет(дающий жизнь-гений-Огонь Духа) .  И это мы будем пить, ибо это - источник жизни  божьей  на земле.
  И тут корова(божественный луч) Земун (мантра) пошла в поля синие и начала есть траву(трава есть знания, высшие, небесных лугов) ту  и давать молоко(молоко-знания) . И потекло то молоко по хлябям небесным, и звездами(знаниями) засветилось над нами в ночи(нашего спящего сознания) . И мы видим, как-то молоко сияет нам,и это путь правый(путь духа) , и по иному мы идти не должны.
  И было так - потомок, чувствуя  славу  свою,  держал  в  *сердце своем Русь,* -
/раши, рош, рос, рус, — ;;;;;;: верховный, главный/
которая есть и пребудет землей нашей(земля высшая, небесная нашего сердца) .  И ее мы обороняли от врагов, и умирали за нее, как день умирает без  Солнца  и как Солнце гаснет. И тогда становилось темно, и приходил вечер, и вечер умирал, и наступала ночь.
 А в ночи Велес шел в  Сварге  по молоку небесному, и шел в чертоги свои, и к *заре приводил нас  до врат (Ирия). Озарение, сияние "золотого завеса" Души.)

 И там мы ожидали(в сиянии сердца своего), чтобы начинать петь песни и  славить Велеса от века до века, и храм Его(В сердце нашем) , который  блестит  огнями
многими, и стояли мы (пред Богом), как агнцы(ангелы) чистые.(в храме своего сияющего сердца)
  Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять,  и  жать солому на полях страдных, и ставить сноп в жилище,  и  чтить  Его как Отца божьего.
  Отцам нашим и матерям - слава! Так как они учили нас чтить  богов наших и водили за руку стезей правой(стене Огня Духа) .  Так мы шли, и не  были нахлебниками, а были русскими славянами, которые богам славу поют и потому - суть славяне.(Слава Ян)"


Птица Матерь Сва-душа сияюшая Омытая Огнём Духа.
Она несёт Огонь:" Когда Агния  был создан в своей Матери Матаришваном(веды Индии), он стал быстрым прорывом ветра"
/Ригведа./
Матерь Сва- есть посланец бога Вивасвата( Вышень Даждьбог)

Именно Матерь- Сва приносит "небесный Огонь" (вспомним картину Н. Рериха"Несущая Огонь"...) , небес (высота сознания) нам ария, и так мудрецы получают этот Огонь. (Озарение мыслью. Образы Огненные являются небесную мысль. Слово пророка-живого бога.)
Матерь Сва: образ Жар- птицы(жарье тело)
В Японии это  Солнечная богиня - её выманивают из грота(пещеры) в горе.

Именно она речей будущее-пророк, пророки.
Swan-английское слово - лебедь.

Матерь Сва, Сварог, Свастика... Свато...(свет и святость)
Матерь Свазиленд изображая с камнем Алатырем в руке. Зеркалом и с цветущий ветвью.


Рецензии