Не путайте пэон с пиррихием!
Сразу прошу меня извинить... Как оказалось, в настоящее время термин "пэон" (правильное написание) всюду используется в написании: "пеон".
Видимо, потому что так удобнее произносить.))
Уж я не буду исправлять текст, оставлю изначальный. Только в названии сделала исправление: "пэон".
****
Для начала, немного теории, кратко. В частности, советую: http://www.stihi.ru/2006/06/05-692
Из Поэтического Словаря А.Квятковского:
- Термин "пэон" применительно к русскому языку известен с начала 19-го века (Д.Самсонов "Краткое рассуждение о русском стихосложении", 1817г.)
- А.Белый под "пэоном" имел в виду сочетание ЯМБА или ХОРЕЯ с ПИРРИХИЕМ.
ПИРРИХИЙ - вспомогательная группа 2-х безударных слогов, являющаяся ЧАСТЬЮ какой-либо стопы.
В русскую поэтику термин "пиррихий" введён В.Тредиаковским для обозначения двух смежных безударных слогов в ямбическом или хореическом стихе. Например, в ямбе:
"Богат / и сла / вен Ко / чубей -1 / -1 / -- / -1
Его / луга / нео / бозри / мы -1 / -1 / -- / -1 / -
То есть, "пиррихий" сам по себе существовать не может, он является довеском к стопе ЯМБА или ХОРЕЯ, в паре с которой получается ПЭОН.
****
Боюсь, как бы мои размышления не канули впустую. Но вопрос для меня очень важен.
А состоит он вот в чём: как определять наличие пиррихиев в поэтическом тексте?
И как к ним вообще относиться?
Являются ли они нарушением общей ритмики стиха?
Слегка переиначу свой недавний пост, посвящённой этой теме, отделив зёрна от плевел.
Моим оппонентом был приведён отрывок из стиха Ахматовой с предложением анализа на предмет пиррихиев:
"Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье.
Здесь горных трав легко благоуханье,
И только раз мне видеть удалось
У озера, в густой тени чинары,
В тот предвечерний и жестокий час —
Сияние неутоленных глаз
Бессмертного любовника Тамары."
**************************
Что ж, давайте разберём:
Здесь Пушкина изгнанье началось -1---1---1
И Лермонтова кончилось изгнанье. -1---1---1-
Здесь горных трав легко благоуханье, -1-1-1---1-
И только раз мне видеть удалось -1-1-1---1
У озера, в густой тени чинары, -1---1-1-1-
В тот предвечерний и жестокий час 1--1---1-1
Сияние неутоленных глаз -1-----1-1
Бессмертного любовника Тамары. -1---1---1-
Перед нами - 2 катрена с опоясывающей рифмой: бааб, абба (а - женская рифма, б - мужская)
Очевидно, что ритмика здесь смешанная. ЯМБ сочетается с ПЕОНОМ. Чистого ЯМБА не наблюдаю.
Некоторым экспертам почему-то угодно в таких случаях считать ПЕОН - ПИРРИХИЕМ.
С моей точки зрения, это системная ошибка.
Думаю, для общего понимания надо ввести общую терминологию.
ЯМБ - это 2-сложный размер (-1).
Он допускает соседство с 4-сложным ПЕОНОМ (---1).
А ПИРРИХИЙ, сам по себе, это безударная стопа, которая, если не вписывается в заданный размер, то реально сбивает общую ритмику. Например, как случайно возникшая лишняя пара безударных слогов. Обычно, такая ошибка слышится отчётливо, её ни с чем не спутаешь.
Если же ритмика не сбита, значит мы имеем дело не со случайным ПИРРИХИЕМ (то есть, фактом ошибки), а с другим размером. В данном случае - с ПЕОНОМ.
В приведённом стихе ритмика соблюдена, сбоев нет, а значит, есть лишь сочетание двух размеров - ЯМБА и ПЕОНА.
Правда, есть 2 сомнительные строки:
"В тот предвечерний и жестокий час" 1--1---1-1 (первый слог кажется ударным, напрашивается запятая: "В тот, предвечерний")
"Сияние неутоленных глаз" -1-----1-1 (гекзаметр внутри строки)
В принципе, читаются они достаточно гладко, хотя схематически выбиваются из общей системы.
На мой взгляд, нельзя подменять понятия - путать ПИРРИХИИ с ПЕОНАМИ.
Если в обычной, свободной поэзии, мы можем использовать смешанные размеры, то имеем ли мы право их использовать в сонетах?
Если сонет - твёрдая форма, и положено соблюдать ЯМБ, тогда давайте его соблюдать. В таком случае, все ПЕОНЫ следует отнести к категории ПИРРИХИЕВ, категорически не допустимых. Или же, мы допускаем ПЕОН, и снимаем вопрос.
Поскольку стихотворение Ахматовой не относится к категории твёрдой формы, то смешанная ритмика в нём допустима. Но как относиться к смешанной ритмике, если мы её встретим в сонете?
Сам по себе ПЕОН состоит условно из двух "ямбов". Только один "ямб" - латентный (2 безударные стопы), а другой "ямб" - полноценный: --/-1. Поэтому, ритмически соседство ЯМБА и ПЕОНА - вполне органичны. ПЕОН помогает нам использовать длинные (с несколькими слогами, свыше 2-х) слова в стихах, написанных ЯМБОМ. Вкрапления ПЕОНОВ - давно рассматриваются, как норма.
Рассмотрим Сонет Шекспира №4 в переводе Маршака:
"Растратчик милый, расточаешь ты -1-1---1-1
Свое наследство в буйстве сумасбродном. -1-1-1---1-
Природа нам не дарит красоты, -1-1-1---1
Но в долг дает - свободная свободным. -1-1-1---1-
Прелестный скряга, ты присвоить рад -1-1-1-1-1
То, что дано тебе для передачи. 1--1-1---1-
Несчитанный ты укрываешь клад, -1-----1-1
Не становясь от этого богаче. ---1-1---1-
Ты заключаешь сделки сам с собой, ---1-1-1-1
Себя лишая прибылей богатых. -1-1-1---1-
И в грозный час, назначенный судьбой, -1-1-1---1
Какой отчет отдашь в своих растратах? -1-1-1-1-1-
С тобою образ будущих времен, -1-1-1---1
Невоплощенный, будет погребен. ---1-1---1
Мы видим типичную картину сочетания ЯМБА с ПЕОНОМ. Причём, совершенно бессистемную. Но общая ритмика и размерность, при этом, соблюдена.
Но, кстати, здесь, как и у Ахматовой, есть две точно такие же сомнительные строки:
"То, что дано тебе для передачи" 1--1-1---1- (ударный слог в начале строки)
"Несчитанный ты укрываешь клад" -1-----1-1 (гекзаметр внутри строки)
Можно сделать Вывод, что смешанный тип ритмики для сонета вполне допустим.
И строки, которые начинаются не ЯМБОМ, а ПЕОНОМ - так же являются правомерными.
Например:
"Не становясь от этого богаче" ---1-1---1-
"Ты заключаешь сделки сам с собой" ---1-1-1-1
А теперь, можно рассмотреть МОЙ сонет:
Ты тратишь, расточительная прелесть, -1---1---1-
Лишь на себя наследие своё. ---1-1---1
Но красота – увы, не птица Феникс, ---1-1-1-1-
Не возродить достоинства её. ---1-1---1
Природа не даёт пустые ссуды, -1---1-1-1-
А только в рост. Не будь же скрягой ты, -1-1-1-1-1
Ведь ростовщик без прибыли покуда ---1-1---1-
Бездарный раб плебейской суеты. -1-1-1---1
Ведь, заключая сделки лишь с собою, ---1-1-1-1-
Ты лжёшь, любезный, самому себе: -1-1---1-1
Пустить на ветер – ничего не стоит, -1-1---1-1-
Но что оставишь на своём гербе? -1-1---1-1
По смерти на могиле надпись ждёт: -1---1-1-1
«Здесь, под плитой, покоится банкрот». 1--1-1---1
Общая ритмика (ямб+пеон) нигде не нарушена. Сбоев и смещений ударений нет.
Лишь одна строчка (последняя) - такая же сомнительная, как в стихе Ахматовой:
"В тот, предвечерний и жестокий час" 1--1---1-1
«Здесь, под плитой, покоится банкрот». 1--1-1---1
Равно, как и у Маршака:
"То, что дано тебе для передачи" 1--1-1---1-
Тут вместо полноценного пеона вдруг появляется впереди ударный слог, который, впрочем, не ломает общей ритмики, поскольку является вступительным.
ИТОГ АНАЛИЗА
Честно говоря, я НЕ понимаю логики моего оппонента, который насчитал ДЕВЯТЬ ПИРРИХИЕВ в моём сонете.
Безударные начала в некоторых строках - начинаются ПЕОНАМИ, которые, конечно же, содержат в себе ПИРРИХИИ. Но это не является браком!
Таким образом, силлабо-тоника моего сонета может считаться нормальной.
И впредь претензии по части ПИРРИХИЕВ, которые не являются ошибками, я принимать не буду.
************
ПРИМЕРЫ
давай смотреть (Липа Липовая)
…давай смотреть как дождь смывает снег. -1-1-1-1-1
ноль цельсия декабрь рисует серым -1---1-1-1-
разводами по кладезям примет, -1---1---1
мелодией тоски по струнным нервам. -1---1-1-1-
непраздничный, забытый музыкант -1---1---1
в обшарпанном подземном переходе, -1---1---1-
играй с листа минор-менорный скан -1-1-1-1-1
семь свечек и семь нот в сакральной оде -1---1-1-1-
и те уходят к спелым небесам, -1-1-1---1
набухшим снегом ливневых регистров. -1-1-1---1-
и тихо осыпается сезам, -1---1---1
и кофе стынет, и темнеет быстро… -1-1-1-1-1-
****
Предвесенний сонет (Александр Спарбер)
А только и осталось, что смотреть. -1---1---1
По зёрнышку клевать подобно птице. -1---1-1-1-
За сим, пожалуй, стоило родиться, -1-1-1---1-
а может, нет. Уже почти на треть -1-1-1-1-1
день увеличился. И хищники, и жертвы, 1--1---1---1- (первый слог ударный, 6 стоп)
поближе к солнцу выдвинув тела, -1-1-1---1
так жаждут приближения тепла, -1---1---1
как будто бы и впрямь они бессмертны. -1---1-1-1-
Банально, скажете? Банально, Боже мой! -1-1---1-1-1 (6 стоп)
А я с работы двигаю домой, -1-1-1-1-1
переставляя рычаги упорно, ---1---1-1- (начало - пеон)
и вижу, хоть становится темней: -1---1---1
из чуть подмёрзшей лужи воробей -1-1-1---1
водичку пьёт и прочищает горло. -1-1---1-1-
****
Чужое счастье старых фотографий (Никита Брагин)
Чужое счастье старых фотографий -1-1-1---1-
охапкой, как пожухлую листву -1-1-1---1
на чахлую траву, на мокрый гравий, -1---1-1-1-
на парапет и в стылую Неву! ---1-1---1
И поплывут серебряные тени, ---1-1---1-
покорно погружаясь в темноту -1---1---1
гербарием неведомых растений, -1---1---1-
увядших и опавших на лету. -1---1---1
Забвение, как пепельное море, -1---1---1-
как донный ил, тяжелый и густой… -1-1-1---1
И все же город зарифмован с горем, -1-1---1-1-
и с гордостью, и с грезой, и с грозой… -1---1---1
****
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Я специально привела примеры 5-ти стопного ЯМБА в сочетании с ПЭОНАМИ.
В настоящее время, это самая устойчивая связь двух размеров, идеально сочетающихся в русской поэтической речи.
Причём, это сочетание не имеет жёстких ограничений в отношении взаимного расположения в строке. Перед нами - полная палитра. И даже, казалось бы "провал" на 3-ей (стержневой) стопе всё равно читается прекрасно:
"переставляя рычаги упорно" ---1---1-1-
"водичку пьёт и прочищает горло" -1-1---1-1-
"И все же город зарифмован с горем" -1-1---1-1-
О вступительном ПЭОНЕ я уже говорила. Но для закрепления:
"на парапет и в стылую Неву" ---1-1---1
"И поплывут серебряные тени" ---1-1---1-
Осталось только найти примеры бракованных строк, где случайный "пиррихий" выглядит несуразно. Пока ещё я не нашла...
****
Свидетельство о публикации №119031806236
Зачем свою ты расточаешь прелесть,
И красоту не ценишь так, как должно?
Природа часто проявляет щедрость,
Но, лишь взаймы, вернуть кому не сложно.
Так почему ты уделяешь мало
Вниманья красоте - её умножить?
Не позволяй, чтоб юность проедала,
Не оставляя больше, кроме крошек.
С самим собою заключая сделки,
Обманешь лишь себя же по итогу;
И перед смертью выяснится: мелкий
Отчет о жизни предъявляешь богу.
И заберёшь ты красоту в могилу,
Она над всем земным имеет силу.
Николай Ефремов 1 04.05.2023 18:57 Заявить о нарушении
Рада, что с моими терзаниями всё же кто-то периодически знакомится.))
Я и сама невольно прочитала заново эту статейку, вспомнила бывшие баталии...
А за 4 года много воды утекло, и в частности, некоторые вампиры сдулись и ушли с конкурса... Легче стало дышать, думать и творить.))
А вообще, что-то всё же народ усваивает и старается не повторять ошибок прошлого.
Конечно, увлекаться этими пэонами не следует, но 1-2 штуки допустимы.))
Хороший сонет у Вас сложился.) Публикуйте! И мне будет, что покритиковать...))
Яна Тали 06.05.2023 15:09 Заявить о нарушении