А что до мысли -

"...А что до мысли — от ее игры
Порой зависят целые миры!"

Руми, из притчи
«Два невольника»


Тема всеохватной духовной любви, возвращающей душу в
лоно Божие, а все множество творений — к единению с
Творцом, лаконично выражена в притче Руми «Я и Ты»:

"…Теперь ты понял тайну бытия:
С твоею сутью слита суть Моя!
Ты — это Я. Теперь вопрос решен:
Неразделимы корень и бутон!"


Омар Ибн аль Фарид (1181–1235 гг.) поэма «Стезя праведного». В
ней от лица Бога приводятся такие слова:
Не без Моей всесильной воли неверный повязал «зуннар» —
Но снова снял, не носит боле, с тех пор как истину узнал.
И, если образ благостыни в мечетях часто Я являл,
То и Евангельской святыни Я никогда не оставлял.
Не упразднил я Книгу Торы, что дал евреям Моисей, —
Ту Книгу мудрых, над которой не спят в теченье ночи всей.
И, коль язычник перед камнем мольбу сердечную излил,
Не сомневайся в самом главном: что Мною он услышан был…
Известно правое Ученье повсюду, веку испокон,
Имеет высшее значенье любой обряд, любой закон.
Нет ни одной на свете веры, что к заблуждению ведет,
И в каждой — святости примеры прилежно ищущий найдет.
И тот, кто молится светилу, не заблудился до конца:
Оно ведь отблеск сохранило сиянья Моего лица!
И гебр, боготворивший пламя, что тысячу горело лет,
Благими подтверждал делами, что, сам не зная, чтит Мой Свет:
Блистанье Истинного Света его душа узреть смогла,
Но, теплотой его согрета, его за пламя приняла…
Вселенной тайны Мною скрыты, их возвещать Я не хочу,
И мира зримого защита — в том, что о тайнах Я молчу.
Ведь нет такой на свете твари, что высшей цели лишена,
Хотя за жизнь свою едва ли о том помыслит хоть одна!..



Притча: «Названия винограда», повествует о ссоре четырех разноязычных друзей (олицетворяющих разные религии), каждый из которых, мечтая купить виноград, дает ему название на собственном языке:
…Вот так друзья, не вникнув, что и как,
Доходят до раздоров и до драк.
Из них был каждый разуменьем слаб:
Слова «ангур», «узум», «стафиль», «айнаб» —
Суть просто винограда имена,
Но меж друзьями вспыхнула война!..
…О, если б тот вмешался в злобный спор,
Кто мыслью прозорлив и делом скор!
Он бы сказал: «Монету дайте мне,
Поверьте моей честной седине:
Я вам с базара принесу сейчас
То, что желанно каждому из вас!..»

…Тогда бы вмиг закончилась война:
Слова различны — суть у них одна,
Но может только истинный мудрец
Нелепым спорам положить конец!



"Ломай же преграду, что нам не дает
Коснуться потока Божественных вод!"

Руми, притча «Разрушение башни»


"Чтоб стал твой мир прозрачен и лучист —
Ты сердце, словно зеркало, очисть!"

Руми, из притчи «Ромеи и китайцы»


Руми иносказательно изображает совокупность сюжетов мирового
фольклора в виде «Древа Знания»:

" …Меж тем в сказаньях, притчах всех широт
О Древе Знанья говорит народ.
Оно повсюду ветви простирает
И познающих светом озаряет,
Да я и сам, насколько было сил,
Узрел его и плод его вкусил…"

 (Из притчи «Древо Бессмертия»)


" …Раздвинь завесу плотского ума —
И воссияет Истина сама!"

(Из притчи «Муравей»)


О том, что сердце, очистившись, призвано стать обителью
Бога — Высшей Истины, говорит, отвергая лицемерное,
внешнеобрядовое, «служение», и сам Руми:

"В сердце Бог живет от века, в нем — Всевышнего чертог!
Поспеши же в храм Владыки, где Он славен и хвалим!.."


У Руми читаем:
Творец все души озарил, спросив: «Не Я ль вас сотворил?»
И я воскликнул: «Ты, Аллах!» — Любовью вечной я горю!
Служенья ангелы мудры, пред ними в трепете миры,
Моя ж любовь сильней, чем страх! — Любовью вечной я горю!
А такую строку, как «не страшен мне горящий ад, не жажду райских я наград», воспринимаемую в контексте всего
учения о любви к Богу, вслед за Руми мог бы повторить каждый суфийский мыслитель. И действительно, подобные слова встречаются как у предшественников этого величайшего
«шейха поэтов», так и у его последователей.
Если суфийский шейх отдавал себе полный отчет в том, что
в лице каждого мюрида ему вверен для наставления бессмертный дух, наделенный безграничными потенциями развития, то его первой и ближайшей целью было — передать уче
нику это понимание истинного величия человека.


Руми говорит  так:
"…В тленье празднуя нетленье, от начала бытия
Нас Дорога Превращений в гору Разума вела.
Став из праха — минералом, ты затем взошел травой,
Зверь возник из травной кущи — в нем душа твоя жила…
…Вскоре Ангелом ты станешь, удалившись в горний мир,
И душа стяжает в высях, что внизу не обрела…"

                Стихи.

Я, словно сокол, в этот мир с руки Царя слетел…

Я, словно сокол, в этот мир с руки Царя слетел,
Я там, куда меня Сам Бог направить захотел!
Я ниспадал — и восходил с добычей до Сатурна,
Я девять сфер и семь небес мгновенно облетел!
Я охранял пресветлый Рай задолго да Адама,
Я среди гурий ликовал до сотворенья тел!
Еще премудрый Соломон на свет не появился,
А я, всех джиннов покорив, его кольцом владел!
Вступал я в пламя — и оно, как роза, расцветало,
И по моим следам огонь бутоном ярким рдел!
Ниспал жемчужиной с небес я в море плотской жизни,
Но воспарю — и возвращусь в бессмертный свой удел!
Миры, эпохи и века напев мой повторяют:
Я — Шамс, я первый эту нить в ушко веков продел!..




О люди всех эпох и мест, что о себе скажу я вам?..


О люди всех эпох и мест, что о себе скажу я вам?
Моя религия — не Крест, не Иудейство, не Ислам.
Я все стихии перерос, я вышел из+под власти звезд,
Юг, север, запад и восток — не для меня, не здесь мой Храм!
Твердь и вода, огонь и дух — к их мощным зовам слух мой глух,
Я тотчас всё, чего достиг, за новую ступень отдам!
Не страшен мне горящий ад, не жажду райских я наград,
Я узы крови развязал — и я не сын тебе, Адам!
Я — вне событий и имен, я превозмог закон времен,
Я в каждом встречном воплощен — и неподвластен я годам!
Во множестве провижу я Одно — Единство Бытия,
И слово Истины живой читаю я не по складам!
Я жажду в мире одного — Возлюбленного своего:
Лишь вечно видеть бы Его — и по Его идти следам!
Шамс! От любви и от вина всегда душа твоя пьяна:
Давай же славу воздадим сим, лучшим на земле, плодам!..




В Мекку путь свой направляет мусульманин&пилигрим…


В Мекку путь свой направляет мусульманин+пилигрим:
Вот он цели достигает, вот — Кааба перед ним!
Храм из камня мусульманин созерцает пред собой,
И вокруг — песок да камни, жаркий воздух недвижим.
Удивляется паломник: он на встречу с Богом шел,
А пред ним — стена из камня: как и прежде, Бог незрим!
Вот в смущенье он обходит Божий дом… Но в этот миг
Голос в сердце раздается — так мы с другом говорим:
«Там ли ищешь ты Святого? Разве здесь Его престол?
Не спеши, а лучше с сердцем посоветуйся своим!
В сердце Бог живет от века, в нем — Всевышнего чертог!
Поспеши же в храм Владыки, где Он славен и хвалим!..»
Шамс! Мы в келье в час полночный речь с Возлюбленным ведем:
Пилигрим заснул в дороге, мы же бодрствуем — не спим!..



О молящиеся! Бога не вмещает небосвод…

О молящиеся! Бога не вмещает небосвод:
Осознайте и поймите — Бог всесильный в вас живет!
Вы — свидетельство о Боге, цель и замысел Творца,
Вы — священного Корана воплощенье и оплот!
Вы — стиха святого буквы, только в целом этот стих
Лицемерный толкователь не осмыслит, не поймет!
В вас — поток бессмертной жизни, ваши души не умрут,
Вы — престол Живого Бога посреди земных красот!

                ***

Вы Творца найти хотите, а ведь Он — у вас в душе,
Мысль высокую Аллаха — облик ваш передает!
Чтобы в сердце, как в зерцале, отразился Божий Лик,
С сердца ржавчину сотрите мелких, низменных забот!
Пусть в омытых ваших душах навсегда, как у Руми,
В цветнике любви сердечной образ Друга расцветет!..



В радостный час — наедине мы были вдвоем…


"В радостный час — наедине мы были вдвоем,
Там воедино слились мы вполне — хоть были вдвоем.
Там, среди трепета трав, среди пения птиц,
Мы причастились бессмертной весне — мы были вдвоем!
Там, озаренные взорами блещущих звезд,
Мы уподобились полной Луне — мы были вдвоем!
Ибо меня, отделенного, не было там,
Ибо твое было отдано мне — мы были вдвоем!
Плакали кровью и пели любовь соловьи,
Души тонули в небесном вине — мы были вдвоем!..
................
…Я в Хорасане далеком в тот час пребывал,
Ты ж находился в Евфратской стране, — но мы были вдвоем!.."


Только тело погибает, а душа живет, светла…

" Только тело погибает, а душа живет, светла.
Ствол растет — не исчезает: исчезает тень ствола.
Умирают отзвук, отсвет — но не сами Звук и Свет.
Помни: пламя не сгорает, вещество спалив дотла.
В тленье празднуя нетленье, от начала бытия
Нас Дорога Превращений в гору Разума вела.
Став из праха — минералом, ты затем взошел травой,
Зверь возник из травной кущи — в нем душа твоя жила!
И разумным человеком ты предстал не навсегда:
Эта глина не навеки вид Адама приняла!
Вскоре Ангелом ты станешь, удалившись в горний мир,
И душа стяжает в высях, что внизу не обрела.
Шамс! Покинь небес просторы, в бездну темную сойди:
Строй созвездий отражают наши смертные тела!.."


           Из «Песни ная»
Прислушайся к звукам — и сердцем внимай,
Как жалобно плачет и сетует най,
Как, слезно рыдая и горько стеная,
Разносится плач тростникового ная.
«Скажи нам, о чем ты рыдаешь, о чем?»
«О горе! Я с корнем своим разлучен!
Любому, кто терпит любовные муки,
Понятно и близко страданье разлуки.

Вот слышится «плач тростникового ная» в тех творениях человеческого духа, которые исходят непосредственно из сердца и исполнены любви: «пусть сердце поет, как влюбленная птица…».

Заря - заряница! Озарение душу поит...медовые уста дарит!


Рецензии