Пумпур Андрей. Лачплесис

«Лачплесис» (латыш. в переводе — разрывающий медведя) — латышский героический эпос, воссозданный Андреем Пумпуром на основе народных преданий и опубликованный, после 15-летней работы, в 1888 году. Образ главного героя эпоса, Лачплесиса, олицетворяет величие народа, его героизм. Символизирует отвагу человека, очищающего землю от захватчиков.

             Пумпур Андрей.
  Лачплесис- Латышский народный герой
Перевевод с латышского : Владимира Державина.



ЛАЧПЛЕСИС. СКАЗАНИЕ ПЕРВОЕ
В своде небесном лазурном,
В сказочном Перконса* замке,
Где *Вечный Свет пребывает,
Где *Радость царит и *Веселье,

 Балтии боги собрались

Слушать властителя Судеб,
Кто дни удач и несчастий
Дарует народам и людям.

Перконса серые кони
В сёдлах у замка стояли.
Сквозь сёдла заря алела,
В уздечках солнце сверкало.

Патримпса-бога коляска
Из золотистых колосьев,
Спицы из спелой соломы,
Жёлты, как воск, его кони.

Паколса чёрные кони
Впряжены в санки из кости,
Из рёбер - полозья и перед,
Оглобли - из кости берцовой.

Антримпса бурые кони
Влажной горят чешуёю,
Из раковин драгоценных
Сиденье в его колеснице.
 
Лиго и Пушкайтис - оба,
Сидя в цветочных колясках,
На быстрых конях крылатых
Летели сквозь *радуг ворота.

*Всех небожителей дети
К замку примчались верхами;
У них - золочёные сёдла,
Алмазы горят на уздечках.
Аустра, и Лайма, и Тикла,
Светлые дочери солнца,
В колясках из роз багряных
Неслись на сияющих конях.
Юные дочери солнца
Вожжи держали златые.
Сыпались из-под колёс их
Влажно-сребристые блёски.

Судеб отец седовласый
Сидел на троне *алмазном;
Направо - *Перконс и Патримпс,
Налево - *Паколс и Антримпс.
Пушкайтис дальше и Лиго,
И небожителей дети,
Аустра и Лайма и Тикла
 
И светлые дочери солнца.
С большими богами и малых
Множество там восседало:
Сюда *все добрые духи
Могли собираться, чтоб слушать.
Судеб отец седовласый
С алмазного трона поднялся,
В мрачных словах возвестил он

*Собранью о том, что случилось:

  "Чудо свершилось в Завечности!

        Девушка Свет породила,
        Дивный сын бога явился
     В день, что судьбою назначен.
       Мудро, прекрасно учил он
        Смертных познанию бога,
         Как жить им в правде, - бессмертным
        Подобясь величием духа.! *

Злые восстали,- и смерти
Предали этого бога;
Но пекло не удержало
Его в своей власти ужасной.
Вышел могучий из пекла,
На небо в славе вознёсся.
 
Имя его вам известно:
В подлунном зовётся он *Кристус.
Доброе - вскоре - ученье
Приняли мира народы.

*Но злые в новом ученьи
Все доброе в зло обернули.*!

Судьбы решили, что будет
В Балтии новая вера.
Но могут старые боги
Над волею смертных владычить".


Перконс поднялся и молвил:
"Даже мы - боги - не властны
Противиться судеб веленью.
Но клятвенно я обещаю
Хранить народ мой латышский.
Слушайте, что я скажу вам:
Христово ученье не ново,
Возникло оно на востоке.
Но веры носители этой
Умысел тайный имеют
Забрать балтийские земли
И в *рабство народ мой повергнуть.

Я на пришельцев восстану,
Не уступлю ненавистным!
Как я раскалывал скалы,
Дубы разбивал вековые,
Так я в грядущем повсюду
Молниями и громами
Всех сокрушу, кто народ мой
Начнет утеснять и бездолить.
 
Я на балтийские нивы
*Дождик пошлю благодатный,
Днем - *ветер свежий навею,
А ночью затеплю *звезды
Всюду всегда неотлучен
Буду с народом *в природе,
Пусть он мой *голос слышит,
Пусть мое имя помнит!

Всем вам велю я примеру
Этому следовать твердо
Каждый пусть так и знает
И к делу это приложит".
Патримпс поднялся и молвил:
"Балтия - край урожайный
Но дам лишь одним латышам я
Под осень колосья златые.
Пусть урожаем богатым
Дарят их Балтии нивы,
Ну, а враги свои сохи
Пусть о пни поломают!"
Антримпс поднялся и молвил:

"В море янтарном Балтийском,
Где ветры Севера дуют,
Где волны о скалы дробятся,
Я корабли чужеземцев
Стану топить неустанно,
Пока от вражеских вёсел
Балтии волн не очищу!"

Паколс поднялся и молвил:
"В пекле есть место незваным,
Но души героев наших
Будут над Балтией реять
В сполохах ярких - и страхом
Оледенять чужеземцев,
А приходя в "Ночь умерших",
Благословлять своих внуков!"
Когда же клятву такую
Перконсу дали все боги,
Встала прекрасная *Лиго
И так говорила собранью:
"Я средь богов почитаюсь
В народе богинею младшей,
Но судьбы предуказали
И мне не последнее место:

    *В сердце народном храню я
      Песни дар драгоценный,
       Сладко тревожа душу
        И радостью и печалью.
        И вечно жить будет имя
         Лиго в латышском народе.
          И если старые боги
         Забудутся через столетья,
        Всё же* в песнях прекрасных
          * Будете вы прославляться,
            Перконс и Лайма и Тикла,
              И светлые дочери солнца.
                Все имена эти в песнях
               *Вновь оживут и воспрянут,
                * Душу народа разбудят,
                *В бой поведут за свободу".
Кончилось сходбище вечных,
Боги к домам собирались,
Тут Стабурадзе явилась
И слова себе просила...


*Перкунас (Пяркунас, Перкун, лит. ) — бог-громовержец в балтийской мифологии, властитель воздуха, защитник справедливости. Один из главных богов балтийского пантеона. В последние языческие столетия Перкунас стал самым известным литовским богом. У латышей известен под именем Пе;рконс (латыш. Pеrkons), у древних пруссов — как Перкунс (Percuns). Согласно мифологическим сведениям, Перкунас выступал также как бог грозы, дождя, гор (и вообще любых возвышенностей), дубов и неба.


Лайма (лит. Laima, латыш. Laima) — богиня счастья и судьбы в балтийской мифологии.

Тикла-"божья слава"

Аустра, Аустрине (с латыш.«утренняя заря»), Аушра (с лит.«заря»), Аушрине (с лит.—«утренняя заря») — в балтийской мифологии воплощение утренней зари (или звезды), персонаж древнего мифа о «небесной свадьбе».

Лиго.
Древний латышский праздник *летнего солнцестояния, смысл которого заключается в чествовании бога плодородия Яниса, традиционно отмечают в ночь с 23 на 24 июня. Лиго – это целая философия с системой сакральных ритуалов, которые, увы, почти утрачены.

Встреча (зазывание/призывание) Лиго, Приходите, приходите Вместе с нами лиговать.
Не придете к нам на Лиго –
Мы к вам вовсе не пойдем.
Пособите влезть на камень,я певичка – невеличка, -
Пусть летит мой голосочек чтобы слышали сестрички...

 В танцы вкладывали магический смысл — они должны были способствовать плодородию полей и домашних животных собственно празднование Лиго Раз в году приходит Янис, Своих деток навестить:
Что едят, чем запивают,
Что на поле высевают;
Вы собирайтесь, дети Яна,
На высоком на холме,
Чтоб слыхали наши песни
В самом дальнем уголке...


В полночь молодежь уходит в лес искать цветущий папоротник(Перун в цвет или Огонь Перунов), символ счастья.


Рецензии