Девика Рани Рерих
Разносторонне одаренная девушка стала и дальше развивать свои художественные способности. Получив ученую степень в области архитектуры, она брала уроки грима в студии Элизабет Арден и некоторое время работала дизайнером текстиля.
Святослав Рерих с супругой на открытии фестиваляПосле знакомства в 1926 г. в Лондоне с индийским кинорежиссером и продюсером Химаншу Раем, ставшим впоследствии ее первым мужем, Девика Рани дебютировала в кино - первым ее фильмом стала "Карма» (Судьба). Молодая актриса исполнила роли в таких кинолентах, как "Ачхут Канья ", "Джанам Бхуми", "Дживан Найя", "Мамта" (1936), "Иззат", "Прем Кахани" (1937), "Нирмала" (1938), которые имели огромный успех как в Индии, так и в Европе. После смерти мужа в 1940 г. Девика Рани взяла на себя управление его кинокомпанией "Бомбей Токис". Теперь ее талант проявился в режиссерском мастерстве (искусству кинопостановки Девика училась еще в 1920-х годах в Германии, где Х. Рай снимал один из своих фильмов). Под ее руководством был поставлен целый ряд успешных лент, среди которых, к примеру, "Кисмет". Причем Девика выступала не только в качестве режиссера, но и была декоратором фильмов.
Именно в это время произошла судьбоносная встреча Девики Рани с русским художником Святославом Рерихом. Дело в том, что в работе над одним из фильмов в 1944 году ей понадобились новые декорации, и она, обратив внимание на картины неизвестного ей иностранного живописца, которым оказался С. Рерих, решила пригласить этого художника. Каково же было ее удивление, когда Рерих отказался выполнить заказ уже достаточно знаменитой к тому времени кинопродьюсера Рани. Пришлось ей самой отправиться на встречу с художником. Девика полюбила русского художника, вышла за него замуж до конца жизни не расставалась с ним.
Девика Рани не только стала соратницей своего мужа в изучении индийской культуры и фольклора, она - этот "магический цветок романтики", как назвала Девику индийская поэтесса Сароджини Найду, - была его музой. Художник создал многочисленные портреты своей знаменитой супруги, полные одухотворения и любви. Их долгий и счастливый брак стал "мостом" между двумя культурами - индийской и русской.
Елена Рерих, мать Святослава, писала о Девике Рани: "Она очень миловидна и вообще мила во всем. Детство и юность провела в Европе, и, конечно, это наложило известный отпечаток, индусские бытовые привычки или обычаи совершенно сгладились, и она близко подошла к нашему домашнему укладу. Уже почти два месяца как она с нами, и должна сказать, она никому не в тягость, наоборот, моя "молодежь" даже повеселела. Ее муж и она были первыми пионерами индусских фильмов. После его смерти она продолжала его дело и завоевала себе общее уважение. Она, несомненно, лучшая среди индусских артисток, самая любимая и глубоко почитаемая за прекрасное ведение дела. По настоянию Святослава, она вышла сейчас из дела и не будет больше выступать, может быть, это и лучше, она ушла на вершине славы и популярности. Н. К. (Николай Рерих, знаменитый художник и отец Святослава - прим. авт.) и мне она пришлась очень, очень по душе, дай Бог им счастье".
Такая прекрасная характеристика Девики, данная Еленой Рерих, стоит дорогого.
После смерти Святослава Николаевича в 1993 г. Девика стала хранителем наследства семьи Рерихов. Незадолго до своей кончины передала его международному центру Рерихов (музею им. Н. К. Рериха) в Москве, который продолжает сохранять наследие этой великой династии и развивать культурные и научные связи между Россией и Индией. Девика Рани пережила мужа всего на один год и один месяц.
Вернувшись в Индию, в 1934 году супруги основали прогрессивную киностудию «Bombay Talkies». С этой студией связаны яркие страницы истории индийского кино. В год снимали по три фильма. Почти во всех Девика играла главные женские роли. В 1936 году вышел самый известный из фильмов с участием Девики Рани – «Неприкасаемая». Эта роль сделала её примадонной индийского кино. Девика покорила абсолютно всех: и зрителей, и критиков далеко за пределами Индии. В самой Индии песни из этого фильма любят и поют до сих пор. После этого фильма ни одна из индийских актрис не могла соперничать с Девикой Рани в популярности.
Портрет в жёлтом сари – первый портрет Девики, написанный художником в Кулу, осенью, через полгода после их свадьбы, – пронизан особой нежностью чувств. Сама же она – одухотворённый образ земной женщины с проникающим в сердце взглядом больших выразительных глаз.
Свадьбу Святослава Николаевича и Девики Рани население Кулу отметило с необычайной торжественностью. Все 365 храмов, находившихся в долине, прислали своих представителей встречать Девику. Люди пели, танцевали и забрасывали цветами паланкин, в котором её несли до дома, стоящего высоко над рекой. Девику торжественно ввели в дом, осыпая лепестками цветов, которыми благоухала долина; особенно, как вспоминает Девика, много цвело тогда жёлтого жасмина, наполнявшего окрестность чудесным ароматом…». (С. Н. Рерих. Священная флейта. Автор-составитель О. В. Румянцева, Самара, Издательский дом «Агни», 2000).
После 1945 года Девика несколько лет работала в Комитете цензуры. В 1953 году она была избрана членом новой Академии Искусств Индии и состояла в числе её советников и основателей. В 1955 году организовала в Дели семинар по проблемам и путям развития индийского кино. В 1958 году была награждена орденом «Падма Шри», в 1970 году первая получила высшую премию Индии за вклад в киноиндустрию. Имела и зарубежные награды – советская премия имени Джавахарлала Неру (1989) и болгарская юбилейная медаль (1984). На протяжении многих лет Девика была активным членом различных культурных (общественных и правительственных) организаций.
Когда журналисты часто спрашивали у Девики, не жалеет ли она о том, что так неожиданно и вдруг бросила мир кино, она неизменно отвечала: «Я никогда не оглядываюсь назад. Для меня важно только то, что есть сейчас и то, что будет».
Умерла Девика Рани Рерих 9 марта 1994 года в Бангалоре. Индийская поэтесса Сароджини Найду назвала Девику «магическим цветком романтики». Этот магический цветок, околдовывавший поколения поклонников Девики, будет продолжать завораживать и вдохновлять людей ещё надолгие годы.
Свидетельство о публикации №119010503779