Литературные практики vers libre 2
Перед тем как пойти дальше, просьба еще раз пробежать взглядом по тому, что уже было.
http://www.stihi.ru/2019/01/03/2797 (Литературные практики. Начало)
Обзор 3 января http://www.stihi.ru/2019/01/04/3939
Обзор 4 января http://www.stihi.ru/2019/01/05/2580
Диалоги 1 - http://www.stihi.ru/2018/12/21/4437
Диалоги 2 - http://www.stihi.ru/2018/12/25/2974
Диалоги 3 - http://www.stihi.ru/2018/12/25/2992
Диалоги 4 - http://www.stihi.ru/2019/01/03/8522
Диалоги 5 - http://www.stihi.ru/2019/01/03/8700
И хотел бы повторить одну рецензию:
Дмитрий Близнюк
верлибр - форма поэзии. этого знания вполне достаточно для спокойного, полноценного творчества.
честно говоря, вопрос "что такое верлибр?" мне не особо интересен.
как сказано - "автор свободен от всего, кроме необходимости писать хорошие стихи". что хочется добавить - автор свободен и от вопросов /"что такое верлибр?"/ да и свободен от ответов - любых - на него
_________________________________________
Феномен верлибра – СВОБОДА (это обозначилось с первого дня, и это радует)
Любые объяснения, пояснения, определения – ВТОРИЧНЫ
… но они нужны, нужны для творческого роста, какими бы творчески-великими мы себя сами не считали.
… общение это ДАР… к нему нужно возвращаться, выползать из своих комфортных ракушек.
Поэтому предложение, сместить акцент в сторону творчества.
И было бы интересно услышать/увидеть в ветке рецензий к данному посту – верлибры более 5-ти строк в эпиграфах которых были бы миниатюры данных практик.
Свидетельство о публикации №119010502976
"
В случае стиховой (периодичной) речи ее периодичная организация зависит от того, какова фонетическая структура языка и какова литературная и фольклорная традиция построения текста.
Греко-латинская традиция строит периодичность на основании соотношения стоп (этимологически – притоптываний).
Китайская традиция строится на чередовании ровного тона (пин) и неровных тонов (цзэ).
В обоих случаях структура стопы – расположение ударного слога по отношению к безударным и структура чередования тонов – дает счет слогов.
Строка имеет внутреннее размерение как число слогов, принятое для данного произведения.
Слог же есть элементарная часть звучания речи. Строка отражается в графическом построении стихового текста.
Фонационно-графическое построение стихового текста составляет метрику текста. Метрика текста опознается слушающим и формирует в нем ожидание повторения звучания и тем самым предсказанность следования текста, которая ориентирует его внимание на фонационно-графическую сторону текста. Тем самым метрика, как говорил Б.В. Томашевский, составляет фон для введения смысла. Смысл вводится и виден в графике благодаря знакам препинания как семантическое членение текста, то совпадающее, то несовпадающее с делением на строки, стихи, двустишия, строфы (аналоги периодов в прозе). Это смысловое деление, прозаизующее смысл слова ради его индивидуализации как произведения речи, Б.В. Томашевский назвал ритмом стиха [36].
Это название подчеркивает, что смыслообразование в стихах и в прозе происходит одинаковым образом. Различие между стихами и прозой состоит в отношении ритора (поэта) к типу внимания аудитории.
Прозо-стиховые тексты классифицируются следующим образом: стих – белый стих – верлибр – стихотворение в прозе – проза.
Белый стих сохраняет стопную метрику, но не имеет рифмы. Рифма в стиховой речи подчеркивает начало и конец строки. Поэтому в разных поэтиках рифма может либо начинать строку (как в классической тюркской поэзии), либо заканчивать строку (как в греко-латинской поэзии). Рифма, кончающая строку, является не только делимитативным средством метрики, но своеобразным оператором смысла – рифмующиеся слова и строки составляют пары, контекстный смысл которых в данной ситуации воспринимается как антонимический. Отбрасывание рифмы в белом стихе лишает стих этой контекстуальной расцветки и тем ослабляет внимание к звуковой метрике, переводя внимание на смысл.
Стихотворение в прозе с содержательной точки зрения есть бессюжетное лирическое построение, выполненное вне явной метрической техники. Это значит, что автор снимает влияние метрики (убаюкивающее внимание) и сосредоточивает внимание читателя на предметно-образном смысле.
Верлибр – есть метрическое построение, где метр создается не звуком, а регулярным повтором синонимизирующихся лексических единиц – слов и словосочетаний. Такая группировка синонимов образует внутренний смысловой метр, в котором все внимание читателя и слушателя концентрируется на умственной операции осознания гиперонимов, которые не названы, но представлены в тексте подбором ряда синонимов. Так строятся гимнографические тексты. Например, молитва святым равноапостольным Кириллу и Мефодию пишется в строках, как проза, но слова можно расположить по смысловым клаузулам:
<Яко Апостолам единоравны>
<и Словенских стран учителие>
<Кирилл и Мефодие Богомудрие>
Владыку всех молите
<вся языки Словенские утвердите в православии и единомыслии,>
<умирите мир и спасти души наша.>
Угловыми скобками отмечены синонимические ряды, составляющие смысловой метр.
Гимнография – труднейший вид текста, т.к. подбор синонимов должен давать основные признаки гиперонима, которые представляют существо идеи и реальности. Наложение гиперонима – явное или неявное, осознанное или неосознанное – составляет правильность мысли." (Теория риторики").
Куприянов Вячеслав 06.01.2019 00:01 Заявить о нарушении
.
Хотелось бы, чтобы заглянувшие на страницу (в рецензии) внимательно всё прочитали
Обязательно включу в обзор.
.
.
Пользуясь случаем, хотел бы именно здесь, оставить один текст:
.
*** Поименуй странность
(автор: Игумен Паисий Савосин http://www.stihi.ru/avtor/ltjhbcqltjhbf)
.
Нечто новое,
Пережитое едва-едва,
Какой-то новый строй
Речи и чувств, брезжащих на её грани,
Странное, трогательное приветствие,
Настигающее простое сердце,
Какая-то беззащитная несимметричность
Слов простых и разжатых пауз,
Как разжимается ладонь, выпускающая мотылька,
Как протекает вода сквозь пальцы,
Как ветер делает рукава и полы
Маленькими парусами,
А самым большим парусом – вздох
Перед открывшимся океаном...
Поименуй его,
Назови, услыши,
Как он колышется медленно,
Говоря в ответ
Свои странные и неловко сложенные слова,
Едва создающие собою фразы,
Свои огромные паузы
И пламенеющий горизонт...
Ведь солнце заходит, а мы недвижны.
И даже ветер в это мгновение
Замер, молчит, не дышит,
Как эти сосны,
Протяжные или раскидистые как придётся –
Большое, неловкое, невместимое,
Так тихое, что перекрывается жестом,
Но не шелохнётся мир...
.
Психоделика Или Три Де Поэзия 06.01.2019 00:18 Заявить о нарушении