Шри Аурбиндо. Мысли...
Шри Ауробиндо писал свои "Мысли и афоризмы" в одной из обыкновенных
ученических тетрадей, которыми он пользовался в период около 1913 г. На этот
же год указывает и почерк Шри Ауробиндо. В мае 1915 г. и мае 1916 г. десять
афоризмов были напечатаны в ежемесячном философском обозрении "Арья";
позднее они были включены в книгу "Мысли и озарения"* (а именно: последний
афоризм в подглаве "Радость бытия" и первые девять афоризмов в главе "Мысли
и озарения"); с тех пор они не включаются в состав работы "Мысли и
афоризмы", нет их и в настоящем переводе.
***
Ненавидеть грешника - самый большой грех, ибо это значит
ненавидеть Бога; однако же, впадающий в него упивается своей высочайшей
добродетелью.
Когда я слышу слова "праведный гнев", меня поражает способность
человека к самообману.
Когда ты одерживаешь победу в диспуте, о яростный спорщик, тебя
можно только искренне пожалеть; ведь ты упустил возможность расширить свое
познание.
Исследуй себя без сожаления, тогда ты станешь более милосердным и
сострадательным к другим.
Мысль - это стрела, выпущенная в направлении истины; она может
поразить цель, но никогда не покроет всей мишени. Но стрелок слишком доволен
своим успехом, чтобы стремиться к чему-то большему.
Бог поразил меня рукой человека; что же мне теперь, сказать: "Я
прощаю Тебе дерзость твою, о Господи"?
Бог принес мне благо, поразив меня. Что же мне, сказать: "Я прощаю
Тебе, о Всемогущий, зло и жестокость, но больше так не делай"?
Когда, изнемогая в несчастье, я называю его злом, или испытываю
ревность и разочарование, я знаю, что во мне вновь пробуждается вечный
глупец.
Когда я вижу, как страдают другие, я чувствую себя несчастным, но
мудрость, не мне принадлежащая, видит, как при этом совершается благо, и
благословляет.
В этой вселенной нет ничего случайного; понятие иллюзии само по
себе есть иллюзия. Человеческий разум до сих пор не породил ни одной
иллюзии, которая не содержала бы в себе искаженную истину.
Пока у меня был всеразделяющий ум, я отвращался от многих вещей;
после того, как я забыл о нем, я искал по всему миру уродливое и
отвратительное, но уже не мог найти ни того, ни другого.
Господь открыл мне глаза; ибо я увидел благородство вульгарного,
привлекательность отвратительного, совершенство уродливого и красоту
безобразного.
Грех и добродетель - это игра, в которую мы играем с Богом,
сопротивляясь Его усилиям устремить нас к совершенству. Сознание собственной
добродетели помогает нам втайне лелеять свои пороки.
Я забыл, что такое порок и что - добродетель; я вижу только Бога,
Его игру во вселенной и Его волю в человечестве.
Я видел дитя, играющее в грязи, и то же самое дитя, умытое матерью
и сияюще чистое, но каждый раз меня охватывал трепет перед его совершенной
чистотой.
Люди до сих пор влюблены в скорбь; когда они видят того, кто выше
горя и радости, они проклинают его и кричат: "О ты, бесчувственный!" Именно
поэтому Христос до сих пор распят на кресте в Иерусалиме.
Люди влюблены в грех; когда они видят того, кто выше порока и
добродетели, они проклинают его и кричат: "О, ты попиратель основ,
бессовестный и безнравственный!" Именно поэтому Шри Кришна все еще не живет
во Вриндаване.
Послушав некоторых верующих, можно подумать, что Бог никогда не
смеется; Гейне был близок к истине, когда прозрел в Нем божественного
Аристофана.
Если бы люди относились к жизни не столь серьезно, они очень скоро
смогли бы сделать ее более совершенной. Бог никогда не относится серьезно к
трудам Своим; вот почему мы видим перед собой эту прекрасную Вселенную.
****************************************
Открой глаза свои и увидь, что такое мир на самом деле и что -
Бог; отбрось тщетные и приятные фантазии.
Этот мир был создан Смертью, дабы она обрела жизнь. Ты хочешь
упразднить смерть? Тогда исчезнет и жизнь. Тебе не дано упразднить смерть,
но ты можешь превратить ее в более великое существование.
Этот мир был создан Жестокостью, дабы она смогла возлюбить. Ты
хочешь упразднить жестокость? Тогда и любовь исчезнет. Тебе не дано
упразднить жестокость, но ты можешь преобразить ее в ее противоположность -
в неистовую Любовь и Упоение.
Этот мир был создан Невежеством и Заблуждением, дабы они могли
обрести знание. Ты хочешь упразднить невежество и заблуждение? Тогда
исчезнет и знание. Тебе не дано упразднить невежество и заблуждение, но ты
можешь превратить их в высочайшую лучезарную силу, превосходящую разум.
Если бы существовала только Жизнь, но не смерть, то не было бы и
бессмертия; если бы существовала только любовь, но не жестокость, то вместо
радости были бы обыденные мимолетные восторги; если бы существовал только
разум, но не невежество, то наши величайшие достижения не выходили бы за
пределы ограниченной рассудочности и житейской мудрости.
Преображенная Смерть становится Жизнью, которая есть Бессмертие;
преображенная Жестокость становится Любовью, которая есть нестерпимый
экстаз; преображенное Невежество становится Светом, который простирается за
пределы мудрости и знания.
Слово Писания непогрешимо; ошибочными могут быть лишь толкования,
которые дают Писанию сердце и ум.
Избегай всякой приземленности, узости и поверхностности в
религиозной мысли и религиозном опыте. Будь шире самых широких горизонтов,
будь выше самой Канчанджанги, будь глубже самых глубоких океанов.
В видении Бога нет ни близкого, ни далекого, ни настоящего, ни
прошлого, ни будущего. Все эти понятия - всего лишь подручные средства для
построения перспективы в Его картине мира.
Солнце движется вокруг Земли - это несомненно для органов чувств,
но ложно для ума. Земля движется вокруг Солнца - это очевидно для ума, но
ложно для высочайшего видения. Ни Земля, ни Солнце не движутся; происходят
лишь изменения в отношениях между сознанием Солнца и сознанием Земли.
Любовь к уединению есть признак предрасположенности к знанию;
само же знание достигается лишь тогда, когда неизменное ощущение
уединенности не покидает нас ни среди толпы, ни на поле боя, ни в рыночной
сутолоке.
Свидетельство о публикации №118122805199