Скарабей-Хепри. Книга Амдуат. Воскрешение
Амдуат:"Гнига царя/книга восхождения Солнца завтрашнего дня"
Ра утреннее:Хепри.
Ра дневное:Ра.
Ра вечернее:Атум.
Ра ночное:Овен. (аракул, пророк, ночное солнце...)
Жук из семейства Lamellicornus, скарабей, обрабатывает бесформенную, мягкую массу навоза, настойчиво и упорно перекатывая ее перед собой, пока она не превратится в совершенную сферу. Отложив яйца в навозный шарик, скарабей катит его с востока на запад и, вырыв норку, прячет на 28 дней. На 29-й день жук отрывает шарик, бросает его в воду, и из него появляются маленькие скарабеи. Считалось, что маленький жук повторяет путь Солнца, которое воскресает, возвращаясь из мира теней. Он рождается и воскресает из навоза, своего собственного мира теней и разрушения. Шарик скарабея, содержащий в себе семена новой жизни, сравнивали с Солнцем — огненной сферой, несущей в себе зародыш всего живого.
Испокон веков скарабей был олицетворением и символом Хепри (или Хепера), одного из древнейших египетских богов, связанных с сокровенными таинствами Солнца. Если бог Ра символизирует дневное Солнце, а Атум — ночное, сокровенное, то Хепри — божество с головой скарабея — олицетворяет утреннее, восходящее Солнце. Атум, Ра и Хепри представляют собой три образа, три лица одного, вечного бога Солнца. Как и остальные солнечные божества, Хепри имел функцию Демиурга, Творца мира, человека и Вселенной. Он всегда символизировал невидимую силу созидания, которая дает толчок для движения по небу не только дневному солнечному диску, но и всему сущему.
Поэтому он считается символом возрождения, нового начала и светлых перемен, ведь рассвет, по мнению египтян, представляет собой возрождение всего сущего, которое происходит каждый день. Амулет со скарабеем означал новые возможности, придавал силы в трудные времена и помогал в саморазвитии и обучении.
Возможности божества рассвета были практически безграничными, поскольку египтяне считали, что он управляет самим мирозданием и его энергией. Поэтому верили, что владельцу амулета со скарабеем подвластно все. Также, как и большая часть египетских символов, он означал саму жизнь и жизненную энергию — то, без чего никто не смог бы существовать.
В символике египтян скарабей традиционно олицетворяет душу, поэтому имеет сокровенный смысл.
Скарабея почитали как символ Вечной Жизни, как солнечную, мужскую эмблему ее зарождения, как символ возрождений и всепобеждающей жизненной силы. Это также символ воскрешения, олицетворяющий закон перевоплощения. Божество Хем, «сеятель семени», изображенный на стеле в картине Воскресения после физической смерти, показан как творец и сеятель злаков (зерен), которые, прорастая каждый раз в новом колосе, имеют на стебле жука-скарабея.
Китайские мудрецы считали скарабея наглядным примером самозарождения жизни.
Скарабей с расправленными крыльями, который держит в своих лапках огненный шар, является символом нового, молодого, восходящего солнца весны, победившего тьму и воскресшего на свет дня. Крылья Скарабея олицетворяют два глаза — один ночной, видящий в темноте, связанный с Луной, и другой дневной, дающий жизнь всему сущему, связанный с Солнцем. На его спине знаменитый символ тау, в центре которого находится точка, где и встречаются Небо и Земля, шесть направлений пространства, семь основных космических движений.
Египтяне считали, что скарабей дает толчок, который получает душа для небесного полета, для возрождения в мире духовном, после того как в ней начинает умирать и разлагаться все материальное. Скарабей олицетворяет тайную силу Сердца, которую человек должен пробудить в себе, чтобы возродиться, умереть и воскреснуть, преодолеть любые испытания, ожидающие его в жизни и после смерти.
В Египте, этот маленький и упорный навозный жук становится символом ученика и его пути к мудрости. Стремящийся к знаниям ученик, подобно скарабею, должен из бесформенной и вязкой массы своих недостатков и ограничений сформировать идеальную, совершенную, огненную и прозрачную сферу, отражающую свет Духа. Даже из самой глубокой тьмы, из самого топкого болота можно вырваться, можно воскреснуть, родиться заново, если пробуждается сокровенная сила и мудрость сердца.
Достигнув вечера, стареющий Ра становится Атумом, который в Гелиополе воспринимался как творец мира, который "соединил в себе все". Иногда Атум принимает облик человека с головой овна, но может изображаться и в виде рыжего кота (одна из росписей изображает кота, отрезающего солнечным ножом голову змея хаоса — Апопа). Атум — это даритель северного ветра, который спасал египтян от палящего жара пустыни и дарил "свежее дыхание" несчастным жителям Дуата, подземного мира. Атума также изображали в виде человека в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта на голове; он держит скипетр уас и крест анх.
Атум — это божество, которое покидает солнечную ладью Манджет (поэтически названную Ладьей миллионов лет) и переходит в ночную, черную ладью — Месектет, в которой и путешествует по часам ночи, становясь ночным солнцем в Дуате. Ошибочно считать Дуат (загробный мир Египта) подземным миром, поскольку это иной мир, за небом нашего мира, проход в который находится между северными звездами (в созвездии Большой Медведицы). Там в ночные часы путешествует Солнце, чтобы возродиться, начать новый день, победив силы хаоса.
Странствие Солнца по 12 ночным часам подробно описывается в книге "Амуат"
Главная идея любой религии — спасение. Ну, то есть, чтобы еще немного и там пожить. Понятно, что у народов, стоящих на более низком уровне развития, и взгляды на "спасение" были примитивными, а вот если у народа было уже государство, каналы, житницы, то и пантеон богов был куда обильнее. Вот мы смотрим на Солнце, смотрим на Луну, а ведь у тех же древних египтян это были… Боги. Народ Египта даже жил по "часам богов".
Как известно, в Египте не было единых представлений о сотворении мира, несколько городов соперничали между собой за право на "истину" — это и Мемфис, и Фивы, и Гелиополь; в разные периоды культы их главных божеств (Птаха, Атума, Ра) становились общегосударственными. Но в итоге солнцепоклонники одержали победу. В разное время атрибутами солярных богов в Египте были солнечная ладья/баржа, крылатый диск, феникс/птица Бену ("душа" солнца), круг с точкой в центре, скарабей, урей/кобра, кот, сокол.
Широко известное имя египетского солнечного божества — Ра, однако это было бы слишком просто для египетской мифологии. С культом Солнца на протяжении развития древнеегипетской мифологии, помимо Ра, связаны боги Гор, Атум, Амон, Апис, Мону, Атон. Но наибольшее развитие получила триада Хепер/Хепри — Ра-Хорахти — Атум. В Туринском папирусе говорится: "Я Кхепера утром, Ра — в полдень, Атум — вечером". То есть перед нами три ипостаси древнего гелиопольского бога.
Хепри/Кхепера (воплощение жизненной силы солнечного творца) — это молодое Солнце, ипостась божества, обладающего самым мощным потенциалом творения, начинающего новый цикл. Иконография его разнообразна: и скарабей, и человек, у которого вместо головы скарабей; младенец с локоном юности и лунным серпом на голове (младенец ночи), по спине которого ползет скарабей (восходящее Солнце); солнечный младенец с диском на голове, сидящий на лепестках божественной лилии.
Ра-Хорахте — солнечный бог в полдень, олицетворяющий царственную мощь в зените. Внешне его иконография напоминает Гора (Гор как бог Солнца почитался в додинастическом Египте). Существовало несколько форм Гора, но наиболее распространенной стал сокол/человек с головой сокола. Двумя различными божествами были Гор-старший (брат Осириса) и Гор-младший (сын Осириса и Исиды). Гор Летополиса — сын божественной Хатхор, В Шедену (дельта Нила) его звали Гором двух глаз (Солнце и Луна). Были и другие Горы. В Летополисе был даже храм, посвященный Гору Безглазому, что, по всей вероятности, должно было представлять Солнце в момент затмения. Но позже он стал Ра-Хорахти — Гором обоих горизонтов (властителем неба), одной из основных форм сокологолового Ра, восседающего на троне с солнечным диском, обвитым змеей. Ра-Хорахти хранит души Востока, те, что должны пробудиться для новой жизни.
Достигнув вечера, стареющий Ра становится Атумом, который в Гелиополе воспринимался как творец мира, который "соединил в себе все". Иногда Атум принимает облик человека с головой овна, но может изображаться и в виде рыжего кота (одна из росписей изображает кота, отрезающего солнечным ножом голову змея хаоса — Апопа). Атум — это даритель северного ветра, который спасал египтян от палящего жара пустыни и дарил "свежее дыхание" несчастным жителям Дуата, подземного мира. Атума также изображали в виде человека в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта на голове; он держит скипетр уас и крест анх.
Атум — это божество, которое покидает солнечную ладью Манджет (поэтически названную Ладьей миллионов лет) и переходит в ночную, черную ладью — Месектет, в которой и путешествует по часам ночи, становясь ночным солнцем в Дуате. Ошибочно считать Дуат (загробный мир Египта) подземным миром, поскольку это иной мир, за небом нашего мира, проход в который находится между северными звездами (в созвездии Большой Медведицы). Там в ночные часы путешествует Солнце, чтобы возродиться, начать новый день, победив силы хаоса.
Странствие Солнца по 12 ночным часам подробно описывается в книге "Амуат" (дословно, "О том, что в Дуате"). Она предназначена только для избранных, текстами из этой книги декорировались усыпальницы фараонов (особенно подробно эти записи можно увидеть в гробнице Сети I). Эта книга — часть тайного знания о вселенских процессах, о досотворенном мире, о водах хаоса и противоборстве с ними, о тайных местах загробного мира, где нет места человеку, он там даже не упоминается. Тогда как более известная "Книга мертвых", с ее заклинаниями, рассказом о загробном суде, страхом перед ним, — это для "простых смертных", для всех усопших, она только часть истинного знания.
Книга "Амдуат".
Путь солнечного бога по 12 ночным часам. Ккнига "Амдуат".
Первый час ночи (закат) — это время, когда солнечное божество "отмыкает печати" загробного мира, который изображается в виде лица Осириса, в его уста проходит солнечная ладья. Бога Солнца охраняют спутники, священные змеи; праведно умершие приветствуют его. Меняя формы и образы,
Солнце плывет в потоке "урнес" второй час ночи, его приветствуют "хлеборобы урнеса" — праведники, которым открыт тайный смысл вещей в ином мире, они предчувствуют новый цикл возрождения Солнца. Здесь боги-охранники ловят злых духов этого опасного места, которые могут помешать Солнцу двигаться дальше.
И вот ладья, везущая Солнце, засияла, меняя привычную форму, становясь золотой змеей — настал третий час странствия по загробному миру, где Солнце готовится встретиться с Осирисом, его приветствуют все правившие когда-то цари.
Настает время темных испытаний в четвертом часу, где начинаются пути загробного мира (рос-тау). Пересыхают потусторонние воды.
"Я и алтарь, я и жертва, и жрец…"
Это место песка и огня, куда все глубже погружается золотая змея в пятый час ночи — царство Сокара-Осириса, царство глубинной смерти (но внутри него уже есть непроявленная жизнь). В иконографии присутствует холм, на котором лежит мертвый сокол, но внутри холма есть яйцо, которое хранит Исида. И из него появится триумфальный сокол Сокар-Осирис, который хранит тело Осириса.
Солнечная барка, которую тянут на канате богини и боги, находится в том же царстве Сокариса, в глубинах Дат. Барка сохраняет облик змеи. Она скользит по тайным дорогам Ра-сетау к Пещере Сокариса, которую стерегут демоны, изображенные на рисунках в, виде змей или человеческих голов. В центре композиции находится овал ("нут"). Его охраняет двуглавое божество Акер. Внутри овала – крылатый змей, а на нем – бог с головой сокола, Змей олицетворяет предвечную форму бога Атума, и бог, который держит его за крылья, также чаще всего определяется как Атум, хотя в "Книге Амдуат" его называют Сокарисом. Видимо, речь идет о разных формах Великого Бога. Озаренный сиянием его глаз овал, "где слышится некий шелест", представляет собой своеобразное средоточие божественных качеств, "генератор" творческой энергии Великого Бога. Ночное Солнце получает здесь свою силу и способность возродиться на восточном горизонте неба.
Реализация божественной потенции начинается именно здесь, в глубинах Пещеры Сокариса. На это указывает скарабей – символ утреннего Солнца. Он выглядывает из холмика (в средине верхней части рисунка) и тоже тянет барку вместе с другими существами запредельного мира. Холмик называется "темнота", или "ночь". Его изображение в верхнем регистре – это вид с боку той же святыни, чья овальная горизонтальная проекция представлена ниже. Этот "ларец" ("хену"), как его иногда называли в текстах, имеет три оттенка значения. О первом мы уже знаем: это "божественное вместилище" для возрождения энергии ночного Солнца. Поскольку оно вмещает Великого Бога, наряду с солярным аспектом появляется аспект озирический: холмик становится "могилой Озириса", или его "саркофагом". Две птички на нем – Изида и Нефтида, сестры покойного Озириса, которые его оплакивают. Изида – "Великая чарами" – присутствует при чуде преображения Солнца. Изображение Пещеры Сокариса венчает голова Изиды – хранительницы этой святыни. Если считать, что каждый умерший становится Озирисом, то холмик – это уже как бы могила, где почивает тело покойного. Ночью, благодаря близости Великого Бога, он оживает, пользуясь полной свободой, а его душа присоединяется к процессии, сопровождающей божественную барку.
Именно с Осирисом (условно материальной оболочкой) нужно встретиться Ра (душе Солнца), чтобы, соединившись, превратиться в предвечное божество с потенциалом нового рождения, нового цикла вечности. И это главное событие шестого часа ночи.
Тень в древнеегипетской религии – одна из составных частей человеческого существа.
и уничтожение форм врагов Солнца в мире Дат. Чуть дальше изображены девять жезлов – змей, извергающих огонь. Они символизируют важнейших египетских богов. Среди них: Атум, Хепри, Геб, Озирис, Гор, Тот. Упоминается бог Татенен (буквально: "Земля – Которая – Поднимается") – форма мемфисского бога Птаха, понимаемого здесь как первичный холм, возникший в изначальном океане на заре творения. Короче говоря, у замыкающих врат шестого часа ночи представлена вся грозная мощь египетского пантеона, поднявшаяся на борьбу с врагами Солнца. Это необходимо именно сейчас, поскольку в следующем, седьмом часу Солнцу угрожает самая страшная опасность.
Объединенное божество в седьмом часу ночи вступает в битву со змеем хаоса — Апопом. Апоп представляет собой противоположность Ра, что демонстрирует дуализм восприятия египтян. Он хаос в противовес порядку, ведь и свет невозможен без тьмы, его наличие в дуальном мире необходимо. Именно поэтому он в мифологии приходится братом Ра (правда рожденным другим способом). Великая мать, родившая солнечное божество Ра, увидев несовершенный мир, в сердцах сплюнула в бездну, и из этого плевка родился Апоп. Итак, в седьмом часу ночи повержен Апоп, обезглавлены его спутники — духи хаоса, Солнце движется к рассвету. Но… Если однажды Апоп не сумеет возродиться, то у Ра не будет противника, нарушится всемирный порядок, поэтому и змей должен жить! Его иглой и нитью "штопает" богиня дыхания Саукет для продолжения противоборства.
"Пребывание Величия этого Великого Бога в Пещере Озириса. Указания, данные величием этого Бога в этой пещере божественным существам, которые в ней находятся. Этот Бог принимает в этой пещере иной облик, он минует (змея) Апописа благодаря магическому заклинанию Изиды и Старого Хека.
Бог Хека в мемфисской космогонии* персонифицирует творческую энергию и магическую силу бога-творца.
Имя врат этого царства "Врата – Озириса", имя его: "Таинственная – Пещера".
Таинственная дорога Запада, по которой странствует этот Великий Бог в своей святой барке. Он странствует этой дорогой, которая лишена воды и где не возможно влечь барку на канате. Он путешествует там благодаря магии Изиды и Старого Хека и благодаря магическим заклинаниям, которые на устах самого этого Бога. У этой пещеры в Дат будет изрублен Апопис...
*Образ змея в египетской религии чрезвычайно многозначен, не подчиняется бытовой логике и должен рассматриваться во всей совокупности аспектов.
... Эти картины были именно так начертаны в северной части Сокрытого Помещения в Дат. Это полезно для того, для кого это будет исполнено в небе и на земле.
Кто это знает, является одной из душ в окружении Ра.
Вот возымели действие эти чары Изиды и Старого Хека, которые они исполнили как отпор Апопису, данный Богом Ра на Западе.
Это свершается в Сокрытом Помещении Дат, *свершается и на земле.
* Тот, кто это знает, находится в солнечной барке в небе и на земле.*
Немногим знаком этот образ! Кто не знает решение, не может дать отпор Нехахер. Что касается этой песчаной отмели Нехахер в Дат, 450 локтем
составляет ее длина, изгибами своего тела он (Апопис) заполняет ее. На ней свершается его убиение, а этот Бог не проходит мимо него, когда меняет направление пути от него к Пещере Озириса. Этот Бог направляется туда, в это царство, в облике змея "Тот – Который – Окружает" (Мехен). Кто об этом знает на земле, тот не может выпить воду Нехахер. Душа того, кто об этом знает, не может исчезнуть в результате насилия этих божественных существ, которые находятся в этой пещере. Крокодил не пожрет душу того, кто знает. Имя часа ночи, который сопутствует этому Великому Богу в этой пещере: "Тот – Который – Отталкивает – Хиу – И – Отсекает – Голову – Нехахер"
Неопределенность пола Апописа не противоречит общемировой семантике образа змея: он бывает и мужского, и женского пола (в русском языке даже в обиходной речи).
Это огромный змей, который подстерегает Великого Бога, лежа на песчаной отмели посреди русла* реки*, по которой должно проследовать Солнце. В "Книге Амдуат" указаны даже размеры этого песчаного затона: 440х440 локтей (свыше 220х220 м). Все это пространство заполнено изгибами тела Апописа, что дает представление о его предполагаемой величине. Чтобы помешать движению Солнца и обеспечить себе победу, это чудовище *выпило воду из реки, оставив илистое русло. Почувствовав приближение солнечной процессии, Апопис поднимается и издает ужасающий рык.
Тем временем Великий Бог направляется к нему, также готовый к битве. Нос его барки превращается в* великого змея Мехен*, экипаж частично сменяется, и в носовой части барки появляются две новые фигуры: Изида и Хека – Великий Маг.
Иногда в его роли выступает бог Сет, а иногда – сам усопший, который должен бороться с врагом Солнца. До непосредственной борьбы богов дело не доходит, поскольку солнечная барка минует опасное место окольным путем. Однако Изида и Хека покоряют.врага, используя *магические заклинания, в результате которых Апопис утрачивает всю свою силу.* Тогда на него кидаются божества более низкого ранга: одни его связывают, другие режут на куски. Можно предположить, что Апопис отдает воду, которую выпил, хотя в тексте об этом не говорится.
Грозное препятствие устранено. Великий Бог может продолжать странствие во всех своих формах. Четыре его главные формы – Атум, Хепри, Ра и Озирис – изображены в среднем регистре в виде гробниц – ларцов, над которыми поднимаются человеческие головы – персонификации грозной силы Солнца, а также ножи, ее символы.
Победа над Апописом позволяет еще раз коснуться темы, которая проходит через всю книгу – уничтожения других врагов Солнца. Нижняя полоса изображений требует пояснения. Длинная шеренга богов и богинь со звездами на головах напоминают о том, что все события, которые развертываются в Подземном мире, одновременно происходят на небе. Еще в эпоху Древнего Царства египтяне считали, что души умерших соединяются со звездами. Эта идея легла в основу главной концепции "Книги Амдуат" (см. описание шестого часа): каждую ночь душа умершего соединяется с телом, слетая для этого со звезды в подземный мир Дат. Возможно, развитию этой теории способствовало 'наблюдение заходящих звезд. Поэтому фигуры в нижнем регистре изображают, с одной стороны, божеств загробного мира, с другой – души умерших и с третьей – звезды, которые сопутствуют Великому Богу в этом часу ночи. Замыкает же нижний регистр крокодил – грозный страж этого региона.
Восьмой и девятый часы — триумф Солнца и подготовка ладьи к путешествию к озеру умерших не по своей воле, в час, где царит такая непроглядная тьма (ведь это самый темный час перед рассветом), что Ра не хватает сил, чтобы ее разогнать. Но на помощь приходят светящиеся змеи, которые становятся проводниками.
Имя врат этого (восьмого) царства: "Стоящие – Без – Усталости". Имя этого царства: "Саркофаг – Его – Богов".
Имя врат этого царства,(девятый) через которые следует этот Великий Бог, чтобы пребывать на водных пространствах этого царства, гласит: "То – Что – Охраняет – Разлив". Название этого царства: "С – Фонтанирующими – Существами".
В десятом часу уже присутствуют вместе все атрибуты божества, одновременно Солнце и Луна.
Имя врат этого(десятого) царства, через которые следует этот Великий Бог: "Великие – Формы – И – Порожденные – Образы".
Название этого царства: "С – Глубокой – Водой – И – Высокими – Берегами".
В десятом часу ночи перед Великим Богом идет его "личная стража", вооруженная луками, копьями и палицами. В том же среднем регистре мы видим два оригинальных символа, представляющих еще две формы Великого Бога*.
!!! Это "душа Сокариса" – двуглавый змей на человеческих ногах, с соколом на спине, и "душа Озириса" – лежащий в барке змей с головой сокола.
В краткой версии "Книги Амдуат" не говорится об одной очень важной особенности царства десятого часа. Как свидетельствуют изображения нижнего регистра, в глубоких водах подземной реки тонуло множество обитателей этого царства. Согласно представлениям египтян, эти несчастные лишились возможности воскреснуть из мертвых, поскольку их тело уже не может быть мумифицировано и сохранено. Однако сила Великого Бога такова, что даже утопленники, чьи тела подверглись разложению, оживают и соединяются со своими душами. Более того, смерть человека, который утонул – погрузился в первичный божественный океан Нун – обеспечивает усопшему божественность.
В одиннадцатом часу ночи Ра встречается со змеем времени, который запускает новый цикл, а в небо взмывает триумфальный Осирис, Сокар-Осирис запускает крылья вечности.
И вот долгожданный триумф — последний час ночи, который люди воспринимают как восход: солнечная ладья проходит через утробу исполинского змея. Засыпает Осирис, хранитель "времени джет", времени вечности, чтобы дождаться новой ночи, но он останется в потустороннем мире, тогда как новое Солнце взойдет на востоке. Боги в солнечной ладье, как и сам Ра, которые вошли в нее стариками, становятся молодыми, способными творить новый мир. Солнечный бог, соприкасается с Богом миллионов лет, который выталкивает его сквозь чрево богини-матери. И бог воздуха Шу возносит своими руками солнечную ладью на фоне солнечного диска. И Хепри восходит на востоке, начинается новый день.
Повествуя о том, как Солнце приближается к концу своего подземного пути, "Книга Амдуат" затрагивает важную проблему течения времени. Его персонификация в царстве одиннадцатого часа появляется трижды, *каждый раз в облике змея*. В верхнем регистре изображен *крылатый змей и держащий его за крылья бог; возле головы бога – *солнечные очи "уджат".
Это образ означает *правременную форму Атума – Великого Бога, который символизирует начало и конец бытия Вселенной, то есть время.
Чуть дальше – еще одно изображение змея. Его имя: "Тот – Который – Забирает – Часы". Часы же представлены в виде звезд между двумя змеями*. Их десять, потому что именно столько часов ночи уже ушло. В некоторых вариантах "Книги Амдуат" встречаем одиннадцать звезд, когда в число "проглоченных" змеем часов включается текущий час. В развернутой версии "Амдуат" часто повторяется утверждение, что форма того или иного существа, которому дало жизнь прибытие Солнца в Дат, оказывается "проглоченной" после ухода Солнца из данного царства загробного мира. Возможно, эти воззрения связаны с наблюдениями так называемых "деканальных" звезд, которые восходят и заходят только в определенные часы ночи. Отсюда и изображение часа знаком звезды.
Третий символ времени – змей, которого несут на руках *двенадцать божеств – "носильщиков"(столпов) , в среднем регистре. Имя змея: "Тот – Который – Окружает – Мир".
*! *Связанный с изначальным океаном, этот *змей формирует своеобразную "орбиту", по которой * вечно плывет солнечная барка. Что же касается краткой версии "Книги Амдуат", она так повествует о царстве одиннадцатого часа ночи: "Пребывание Величия этого Великого Бога в этой пещере. Он дает указания божественным существам, которые в ней находятся. Имя врат этого царства, через которые следует этот Великий Бот: "Место – Покоя – Тех – Которые – Находятся – В – Дат". Название этого царства: "Окраина – Пещеры – Которая – Считает – Трупы". Таинственная пещера Дат, через которую следует этот Великий Бог, чтобы выйти из Восточной Горы неба. Время глотает их образы перед "Стоящим", который находится в этом царстве. Оно снова отдаст их при рождении Хепри на земле. Эти сцены исполнены так же, как тот образец, что начертан в сокрытом месте Дат, в восточной части Сокрытого Помещения. Кто это знает, тот получает себе в удел пожертвование как хорошо обеспеченный светлый дух на небе и на земле, поистине прекрасно! Имя часа ночи, который сопутствует этому Великому Богу в этой пещере: "Звездная – Владычица – Барки – Которая – Отталкивает – Врага – Своим – Появлением".
Пребывание Величия этого Великого Бога в этой пещере: "Конец – Первичной – Тьмы".
*В этой пещере родится этот Великий Бог в облике Хепри. Нун и Ненет, Хук и Хухет возникают в этой пещере при рождении этого Великого Бога, ибо он выходит из Дат, садится в барку дня и выходит из лона Нут*.
Имя врат этого царства: "Те – Что – Возносят – Богов". Имя этого царства: "С – Поднимающейся – Тьмой – И – Озаряющим – Рождением".
Таинственная пещера Дат, в которой родится этот Великий Бог, чтобы возникнуть из Нуна и поместиться на теле Нут.
Эти сцены исполнены по тому образцу, который начертан в восточной части Сокрытого Помещения Дат. Это полезно тому, кто это знает, на земле, на небе и в земле".
Подошло к концу странствие Солнца через подземный мир Дат. Под радостные восклицания его обитателей солнечная барка вместе со всем экипажем достигла вторых, восточных Врат Первичной Тьмы, где Великий Бог, покинув связанную со смертью форму мумии Озириса, появился на небе ("на теле Нут" – богини неба) в облике Хепри – молодого Солнца, символом которого является скарабей. В древнеегипетской иконографии восхода Солнца бог воздуха Шу (который в этом контексте связан с Нуном – первичным океаном) возносит своими руками солнечную барку или скарабея на фоне солнечного диска. В нашем варианте "Книги Амдуат" эта сцена несколько упрощена. Мумия, "прислоненная" к границе мира Дат – это Озирис, одно из проявлений Великого Бога. Он будет властвовать в загробном царстве до следующей ночи, когда ему предстоит вновь соединиться с другими проявлениями
Великого Бога, которые низойдут в Дат.
В среднем регистре выделяется изображение Великого Змея. Он не тянет барку за канат, как может показаться с первого взгляда. Здесь зашифрована гораздо более глубокая идея. Барка Великого Бога "входит в его (змея) хвост и выходит из его пасти, когда оно (Солнце) рождается в облике Хепри". Опять, как и в других, царствах мира Дат, мы встречаемся с символом времени.
Имя Великого Змея: "Душа – Того – Кто – Позволяет – Жить – Богам" (или короче – "Жизнь – Богов").
Сам канат, за который тянут солнечную барку, тоже символизирует время, бесконечный бег часов, которые выходят из пасти змея обновленными, чтобы опять войти "а его хвост".
Это и вечное движение Солнца: ведь именно солнечный цикл был положен в основу отсчета времени в Древнем Египте.
А завершает "Книгу Амдуат" следующий текст: "Начало света, конец первичной тьмы. Путь Ра на Западе, таинственные цели, которые осуществляет в пути этот Бог. Избранные наставления, таинственное послание из Дат, которое не узнает никто из людей за исключением избранных. Это изображение было исполнено так, как в Таинственном Помещении Дат – н невидимом, неуловимом. Кто знает эти таинственные изображения, тот является хорошо обеспеченным светлым духом. Всегда выходит он и входит в Дат, всегда (выходит) к живым. Воистину так было подтверждено миллионы раз!".
"Слава тебе, пришедшему в этот мир!
Хапра — Возникший, мудрый творец богов,
ты, на престол воссев, озаряешь свод темного неба и богоматерь Нут,
что простирает руки, верша обряд, почести воздавая царю богов".
("Гимн Ра", папирус Ани)
Книга Амдуат. (в изложении Е. Лазарева)
И вот в это все они, древние египтяне, верили, и это составляло смысл их жизни…
ГРот-пещера.
Пещера-г рот(змея)
Г-глаголи( движение)
Свидетельство о публикации №118122301427