Формирование человеческого тела
Тайная космология Дзогчен.
Из энергии элемента земли фактически формируется плоть.
Из энергии элемента воды фактически формируется кровь.
Из энергии элемента огня фактически формируется теп-
ло тела.
Из энергии элемента ветра фактически формируется
дыхание.
"Более того, на основе крови образуется лимфа, на её
основе формируются [относительные] бинду. На основе
[относительных] бинду созревают условные [элементы]
и появляются пять органов чувств. Причина же органов
чувств - пять негативных эмоций, а условие - пять объ-
ектов [органов чувств]. Объединяясь с мыслями прошло-
го, будущего и настоящего, они создают причину самсары
и нирваны. Эти вещи считаются процессами развития четы-
рёх относительных элементов.
Теперь я объясню четыре абсолютных аспекта элемен-
тов, базирующиеся на них.
Полное распространение белого цвета служит причиной
«удалённой лампы водной петли». Он возникает из канала
ветра элемента воды.
Полная пурпурность красного цвета служит причиной
«лампы пустотного бинду», что возникает из канала огня.
Полная желтизна жёлтого цвета служит причиной «лам-
пы чистого пространства» и возникает из канала земли.
Полностью зелёный цвет служит причиной «лампы
самосуществующей мудрости» и возникает из канала пра-
ны на пути.
Более того, «самосуществующая мудрость» порождает
осознавание. «Удалённая петля» производит свет. «[Лампа]
бинду» производит Каи. «[Лампа] пространства» произво-
дит пробуждённость.
«Удалённая лампа водной петли» [служит опорой] Виде-
ния Природы Явлений Воочию. «Лампа пустотного бинду»
[служит опорой] Видения Возрастающего Переживания.
«Лампа чистого пространства» [обеспечивает] Видение
Кульминации Осознавания. «Лампа самосуществующей
мудрости» служит опорой Видения Истощения в Природе
Явлений.
/Тайная космология Дзогчен /
Подробное объяснение процесса эмбриологии
[формирования человеческого тела]
Здесь будет три части:
1 .Фактический процесс формирования опорного тела.
2. Природа дислоцирующихся в нём энергетических
каналов, пран и бинду.
3. Совершенный образ распространения [в теле] элемен-
тарных энергий.
Фактический процесс формирования опорного- тела
В тантре «Пылающая Лампа» говорится:
«Затем множество последовательных переживаний
мира и его содержимого
Интегрируется в физическую форму.
Духовно недоразвитые существа,
не понимающие этого,
Остаются в этой цепочке [жизней]
подобно водяной мельнице.
Приобретая соответствующие тела и сроки жизни».
В тантре «Союз Солнца и Луны» сказано:
«Попав во врата утробы,
В результате причины и условия отца и матери
[Эмбрион становится] Дрожащим, Утолщающимся,
Удлинённым, Сферическим,
Затвердевающим, Подобным Рыбе,
Подобным Черепахе и Подобным Лягушке.
Подобное [развитие происходит]
недельными периодами.
Тела развиваются из пупка [эмбриона].
По прошествии девяти месяцев, в начале десятого,
Полностью сформированное тело появляется
из материнской утробы».
Бесчисленные существа, ищущие новое тело в промежу-
точном посмертном состоянии, собираются у врат утробы
совокупляющейся с мужчиной женщины подобно мухам
на гнилом мясе в летнюю пору. Большинство из тех, кто не
отбыли полного срока [в бардо], переживают смерть в конце
каждой недели. Те же, чей срок жизни [в бардо] завершил-
ся, приобретают новое тело, соответствующее своей карме,
попадая в утробу через анальное отверстие [матери]. Ум
и прана [рождающегося существа] смешивается с отцовской
причиной и материнским условием, то есть белой квинтэс-
сенцией [сперматозоида] и красной квинтэссенцией [яйце-
клетки]. Это подобно смеси крови с молоком. Во время
формирования тела эти «причина» и «условие» выполняют
функции четырёх относительных элементов, причастные
к факторам «увеличения» и «накопления». Комбинация
праны и ума выполняет функции четырёх абсолютных эле-
ментов, причастные к «сцеплению» тела, к взращивающим
процессам интеграции и дезинтеграции, посредством кото-
рых развивается тело.
[Эмбриональные стадии] определены по неделям, пото-
му что каждый из [четырёх] элементов функционирует
индивидуально по одному дню, два дня они функциониру-
ют по парам, и один день они функционируют, собравшись
воедино - итого семь дней.
Общее описание стадий развития, осуществляе-
мых четырьмя элементарными энергиями
[. Первая неделя ]:
Из четырёх функций четырёх элементов, в первый
день [беременности] [составляющие эмбриона] собира-
ются связывающей силой воды, затем они индивидуально
разделяются её разбрасывающим действием, после чего
сбалансированно смешиваются в одно целое. В результа-
те этого появляется чрезвычайно тонкий энергетический
канал элемента воды толщиной с одну сотую лошадиного
волоса, который протягивается к правой стороне матери.
Мать в это время чувствует сильный озноб в теле.
Затем, на второй день, оперируют три функции элемен-
та земли, в результате чего формируется точно такой же
энергетический канал элемента земли, протягивающийся
к левой стороне матери, которая в это время испытывает
головокружение и тяжесть восприятия.
Затем, на третий день, оперируют три функции элемента
огня, как и выше, в результате чего формируется такой же
канал [огня], протягивающийся к спине матери, у которой
в это время выступает пот и поднимается температура.
Затем, на четвёртый день, три функции ветра сначала
синтезируют [составляющие эмбриона], затем разбрасыва-
ют их, а в конце смешивают их вновь. В результате этого
формируется канал ветра толщиной с сотую лошадиного
волоса, протягивающийся к переду матери, у которой в это
время наступает чрезвычайная ясность в восприятии. На
этой стадии, большие и меньшие аспекты элементов [раз-
вивающиеся в эмбрионе] приводят к созреванию соответ-
ствующих элементов в теле матери.
На пятый день элементы воды и земли функционируют
в паре, синтезируя и укрепляя [эмбрион].
На шестой день элементы огня и ветра осуществляют
функции созревания и прояснения.
На седьмой день энергия нейтрального элемента про-
странства открывает пространство, в результате чего четыре
вышеупомянутые [энергии] функционируют вместе, и вну-
три четырёх тонких каналов ясно проявляются слоги ЮСАМ
СУМ РАМ ЙАМ. В результате соответствующих функций
четырёх элементов сочетание праны с умом и комплекс
«причины» и «условия» [отцовской спермы и материнской
яйцеклетки] проявляется в виде «дрожащей» формы, разме-
ром с два горчичных зёрнышка. Внутри этой круглой капли
формируется очень тонкое бинду, как маленький глаз.
[Вторая неделя ]:
Всё это - функции собственных сущностей элементов.
В это время «дрожащий» эмбрион разрушается влагой эле-
мента воды, затем сдавливается тяжестью элемента земли,
спекается жаром элемента огня и разбрасывается силой эле-
мента ветра. В результате он рассеивается на части подобно
разбросанным по небу облакам.
Затем, вечером восьмого дня, в силу кармы и тенденций
[составляющие] синтезируются воедино элементом воды,
и в основании «утолщающегося» [эмбриона], размером
с одну десятую горошины, образуется восточный энергети-
ческий канал.
На девятый день энергия земли интегрирует его вое-
дино, [увеличивая] до размера одной девятой горошины,
и в нём появляется южный энергетический канал.
На десятый день элемент огня оказывает взращивающее
действие, [эмбрион увеличивается] до одной седьмой горо-
шины, и в нём появляется западный энергетический канал.
На одиннадцатый день энергия ветра оказывает агитиру-
ющее воздействие, [увеличивает эмбрион] до одной пятой
горошины, и в нём появляется северный энергетический
канал.
На двенадцатый день элементы воды и земли синтези-
руют и укрепляют его. В «утолщающемся» эмбрионе, раз-
мером с целую горошину, возникают два маленьких глаза,
тогда как четыре канала, сформированные четырьмя эле-
ментами, напоминают вытянутые верёвки.
На тринадцатый день элементы огня и ветра оказывают
взращивающее действие.
На четырнадцатый день элемент пространства откры-
вает пространство, в результате чего в центре эмбриона
четыре канала, как верёвки, вытягиваются из узла каналов,
в центре которого два маленьких глаза - Око Ламп и Око
Элементов - проявляются гораздо отчётливее, чем раньше.
Внутри этих крошечных глаз присутствует чрезвычайно
тонкая и сложная для анализа сущность пробуждённое™.
[Третья неделя ]:
Затем он вновь разрушается из-за ажитации возникаю-
щих функций четырёх элементов, вследствие чего вечером
пятнадцатого дня он синтезируется как и раньше. Эмбрион,
размером с две горошины, агитируется и взбивается энер-
гией ветра, в результате чего в его западном канале обра-
зуется тонкая квинтэссенция жара размером с одну сотую
крыла мухи. Посредством этого квинтэссенция восприятия
становится исключительно ясной.
Затем, в течение двух дней [16-го и 17-го], функции
и ажитация [элементов] проявляют цвета. В течение двух
следующих дней [18-го и 19-го] ажитация и взбивание
интегрируют опоры восприятия. В течение двух других
дней [20-го и 21-го] кармические праны агитируют и взби-
вают эмбрион, увеличивая его до размера большого пальца,
основывая «удлинённую» стадию.
[Четвёртая неделя ]:
После очередного разрушения на двадцать второй день
энергия элемента воды синтезирует и увлажняет эмбри-
он, в результате чего в восточном канале образуется тон-
кое бинду. Затем в бинду, находящихся в трёх каналах,
формируется место для неконцептуального сознания. На
двадцать четвёртый день внутри южного энергетического
канала [формируется] белая квинтэссенция плоти, внутри
которой находится тонкое бинду - опора ума и ментальной
активности. На двадцать пятый день энергия воды вновь
синтезирует и увлажняет эмбрион, в результате чего
в северном канале формируется квинтэссенция дыхания
синего и красного цвета, подобная испарениям золота,
зарытого в земле. На основе этого ясно присутствует энер-
гия осознавания и пробуждённое™ вместе с собственным
восприятием.
На двадцать шестой день элемент воды синтезирует
и увлажняет эмбрион, в результате чего проясняются эти
опоры внутри каждого [канала]: внутри западного кана-
ла проясняется опора восприятия и рассудка, внутри вос-
точного проясняется опора неведения и отрицательных
эмоций, внутри южного проясняется опора ментальной
активности и движений, внутри северного проясняет-
ся [опора] ума и мыслей. Все они возникают из четырёх
относительных элементов. Абсолютные аспекты элемен-
тов выполняют функции, на которых базируются четыре
лампы.
На двадцать седьмой день [элементы] объединяются по
парам.
На двадцать восьмой день в результате [совместного]
функционирования четырёх [элементов] созревает основа-
ние «Сферической» стадии эмбриона.
[Пятая неделя ]:
После разрушения кармической ажитацией четырёх
элементов, вечером двадцать девятого дня эмбрион син-
тезируется энергией воды, укрепляется энергией зем-
ли, созревает от энергии огня и увеличивается энергией
ветра. В результате этих воздействий в четырёх чакрах
формируются каналы, служащие опорой органов чувств.
«Первая воспроизводящая» чакра появляется вместе
с 64 лепестками каналов и содержит Око Ламп и Око
Элементов.
Затем, в течение одного дня [30-го], вышеописанное воз-
действие формирует «интегрирующую память» чакру вме-
сте с двумя глазами и 32 лепестками каналов, отделивши-
мися от восьми принципиальных каналов.
В течение двух следующих дней [31-го и 32-го] вышео-
писанное воздействие образует «интегрирующую вкусы»
чакру вместе с двумя глазами и шестнадцатью лепестками
каналов.
Аналогичным образом в течение двух других дней [33-
го и 34-го] созревает «расположенная на вершине» [чакра],
вместе с двумя глазами и 364 лепестками каналов.
Затем однодневное воздействие элементов [на 35
день] выливается в «твердеющую» форму эмбриона.
Он становится единым, очень компактным, и в центре
его четырёх чакр, подобно колоннам, ясно проявляют-
ся три [канала] - «вкуса», «одиночный» и «всеобъем-
лющий».
[. Шестая неделя ]:
«Твердеющая» [форма эмбриона] заново разрушает-
ся влагой воды [на тридцать шестой день], после чего
энергия земли синтезирует его воедино, энергия ветра
разделяет и разбрасывает соответствующие [аспекты],
энергия огня взращивает, и в течение четырёх дней [37
-40-го у эмбриона] развиваются все чувственные спо-
собности. В течение следующего [41-го] дня энергия
огня спекает и опустошает эмбрион, энергия ветра
разделяет соответствующие [аспекты], энергия земли
спрессовывает их воедино, а энергия воды выполняет
увеличивающую функцию, в результате чего появляют-
ся общие [очертания) тела. Затем, в течение одного [42-
го] дня, все [четыре] элемента объединяются, и эмбри-
он становится размером с кулак матери, подобно рыбе
[в которой воплотился бог) Вишну.
[Седьмая неделя ]:
Затем, в течение двух дней [43-го и 44-го], раздельное
воздействие элементов приводит к тому, что энергия воды
сначала разрушает, а потом вновь синтезирует эмбрион,
придавая ему форму. В течение следующего [45-го] дня он
скрепляется [энергией] земли, в результате чего в нём раз-
деляются органы чувств, внутренние органы и полости.
Затем, в течение одного [46-го] дня он созревает благодаря
энергии огня, в результате чего ясно выделяются врата орга-
нов чувств. После этого энергия ветра в течение одного дня
[47-го] разделяет их так, что глаза и прочие [органы] про-
являются индивидуально, не сливаясь друг с другом. Далее
тело развивается посредством функционирования энергии
непроявленным образом.
В течение одного [48-го] дня оно увеличивается в резуль-
тате увлажнения элементом воды. Эмбрион уплотняется
и стабилизируется элементом земли, приобретая форму. Это
происходит в течение шести дней [седьмой недели]. Затем
в течение одного [49-го] дня элементы огня и ветра разде-
ляют и взращивают эмбрион, в результате чего его форма
становится подобной черепахе. У него ясно различаются
общие очертания и органы чувств, но ещё нет суставов.
Размер его соответствует длине кулака матери с вытянутым
большим пальцем [около 15 сантиметров].
[Восьмая неделя ]:
В течение одного [50-го] дня энергия огня нагревает
и спекает эмбрион, в результате чего у него появляются
суставы. Следующие два дня [51-й и 52-й] энергия ветра
облегчает эмбрион и циркулирует в нем, вследствие чего
прана входит в [центральный энергетический канал] Авад-
хути. На этом этапе происходит созревание в пяти элемен-
тах. Следующие два дня [53-й и 54-й] вода осуществляет
охлаждающую функцию, создавая причину для созревания
четырёх типов болезней. В течение двух следующих дней
[55-го и 56-го] энергия земли утяжеляет и уплотняет эмбри-
он, фактически формируя плоть и кровь, после чего он ста-
новится размером с руку матери, и напоминает лягушку
[в которой воплотился] Вишну, - с полностью сформиро-
ванными суставами.
С этого момента элементы действуют в комплексе, поэ-
тому их функции называются «воздействием нейтральных
элементов», так как нельзя выделить их индивидуально.
В основном элементы действуют по парам.
Энергия огня нагревает эмбрион, производя ясные и неяс-
ные органы чувств. В результате разделяющего воздействия
ветра проявляются и выделяются суставы, органы чувств
и прочее. Увлажняющее действие воды увеличивает эмбрион.
Элемент земли укрепляет его, создавая основу для развития,
роста и завершения [формирования]. Таким образом совер-
шенствуются черты и формируется тело в утробе вплоть до
сорок девятого дня [беременности]. С этого дня функции раз-
вития тела зависят от питания зародыша квинтэссенциями
пищи и питья, потребляемыми матерью, которые попадают
в него через пуповину. Это служит причинной связью для
формирования кожи и волос тела зародыша. На пятьдесят
шестой день [беременности] активизируются прана [кана-
ла] Авадхути и эмоции из латентного состояния, в результате
чего зародыш начинает пульсировать и шевелиться.
2.1.2 Подробное объяснение элементарных энергий
но дням
Хотя, в общем, период формирования тела происходит
в течение семи недель, я кратко поясню особенности опре-
деляющих причин и доминирующих факторов, опираясь на
четыре элементарные энергии.
1) Первая, «дрожащая» стадия формируется в течение
недели, возникая в силу притягивающего воздействия эле-
мента земли и разрушаясь посредством возводящей силы
ветра.
2) Следующую неделю занимает «утолщающаяся» фаза,
в течение которой энергия земли осуществляет разбрасыва-
ющее действие, создавая причину образования плоти, что,
в свою очередь, является условием возникновения эмоции
тупости. Следующее за этим разрушение посредством раз-
гоняющей силы ветра является причиной привычных тен-
денций.
3) Когда «удлиняющаяся» фаза собирается элементом
воды, за это отвечает балансирующая функция элемента
земли. Это создаёт условие для образования плоти, что ста-
новится главным фактором страсти. Разрушение посред-
ством балансирующей энергии ветра является причиной
различных кармических действий. После того, как элемент
воды вновь синтезировал эмбрион, с 15 по 21 день элемент
воды осуществляет притягивающую и разбрасывающую
функции, в результате чего создаёт причину образования
крови и условие активации страсти. Разрушающее действие
огня является причиной возникновения желаемых качеств.
4) В созревании эмбриона с 2 1 по 28 день задействована
балансирующая энергия воды, а притягивающая функция
огня объединяет тепло и влагу, что является причиной соот-
ветствующих органов чувств. Это есть функция, посред-
ством которой активируется тупость. Разрушение посред-
ством разбрасывающего и балансирующего действия огня
служит причиной, из которой происходят разные недобро-
детели.
5) С 29 по 35 день происходит процесс созревания,
в котором задействованы разбрасывающая и балансирую-
щая функции огня. Из этого активируется ненависть. Раз-
рушение эмбриона притягательной силой элемента земли
становится причиной появления кармы в различных осо-
бенностях.
6) С 36 по 42 день действуют притягательная и разбрасы-
вающая функции элемента ветра, посредством чего возни-
кает ненависть. Разрушение разбрасывающей силой земли
становится причиной накопления кармы сновидений.
7) С 43 по 49 день доминирует балансирующая энергия
воды, что одновременно приводит к появлению тупости
и страсти. Балансирующая энергия земли ясно разделяет
части, интегрируя таким образом множество мыслей.
Таким образом, формирующие действия в течение семи
недель осуществляются, базируясь на «всеоснове тела при-
вычных тенденций», и семеричного собрания сознаний.
Определённый срок этого процесса - 49 дней - возникает
в результате кармы и тенденций, накопившихся за соро-
кадевятидневное пребывание в промежуточном состоянии
бардо.
Тело созревает посредством относительных элементов
в свойственном им состоянии так:
Из энергии элемента земли фактически формируется плоть.
Из энергии элемента воды фактически формируется кровь.
Из энергии элемента огня фактически формируется теп-
ло тела.
Энергия огня нагревает эмбрион, производя ясные и неяс-
ные органы чувств. В результате разделяющего воздействия
ветра проявляются и выделяются суставы, органы чувств
и прочее. Увлажняющее действие воды увеличивает эмбрион.
Элемент земли укрепляет его, создавая основу для развития,
роста и завершения [формирования]. Таким образом совер-
шенствуются черты и формируется тело в утробе вплоть до
сорок девятого дня [беременности]. С этого дня функции раз-
вития тела зависят от питания зародыша квинтэссенциями
пищи и питья, потребляемыми матерью, которые попадают
в него через пуповину. Это служит причинной связью для
формирования кожи и волос тела зародыша. На пятьдесят
шестой день [беременности] активизируются прана [кана-
ла] Авадхути и эмоции из латентного состояния, в результате
чего зародыш начинает пульсировать и шевелиться.
**********************************************
Тантры, цитаты из которых приведены Лонгченпой в Пер-
вом и Втором ваджрных пунктах «Сокровищницы Драго-
ценных слов и смысла»:
«Сердечное Зеркало Ваджрасаттвы»
«Пронзительный Звук» («Дра Талгьюр»)
«Гирлянда Драгоценных Жемчужин»
«Шесть Сфер»
«Самовозникшее Осознавание»
«Великое Совершенное Благоприятствие»
«Совершенная Энергия Льва»
«Груда Драгоценностей»
«Круг Самовозникшего Блаженства»
«Пылающая Лампа»
«Тайная Сущность Магии» («Гухьягарбха тантра»)
«Союз Солнца и Луны»
«Каналы, Дислоцирующиеся в Чакрах»
Также здесь Лонгченпой приведены цитаты из текстов:
«Литания Имён Манджушри» («Манджушри Нама
Сангити»)
Коренная «Мудрость (Праджняпарамита)»
Краткая версия Праджняпарамиты
«Наивысший Поток» («Махаяна Уттарашастра»
Майтреи)
«Перламутровые Буквы» («Сердечная Сущность
Вималамитры»)
Свидетельство о публикации №118121702395