Тайная космология Дзогчен. О смерте...
"В космическом пространстве могут исчезать
частные явления, солнечные системы и галактики, обу-
словленные относительным временем, но относительное
измерение как таковое не может исчезнуть само по себе.
Не может оно превратиться и в абсолютное измерение, ибо
относительное является противоположностью Абсолюта
по определению.
Поэтому, как возникновение Проявлен-
ной формы Основы, так и её растворение следует понимать
в микрокосмическом контексте, то есть в контексте воспри-
ятия отдельно взятого индивида.
Весь этот глобальный космический процесс происхо-
дит в миниатюре в каждом из нас.
В момент смерти наше
сознание сливается с абсолютной пустотой Пребываю-
щей Основы - другими словами, в этот момент наш ум
находится в потенциальном состоянии Основы Бытия.
Это состояние длится один миг. В «Сокровищнице Высшей
Колесницы» Лонгченпа называет этот момент метафори-
чески
«Прибытием к уровню изначальной чистоты основ-
ного пространства».
Если мы не осознаём это состояние,
то из него моментально восходит аспект Проявленной
Основы, выражающийся в посмертных видениях спонтан-
ного присутствия, которые под влиянием отсутствия осо-
знавания сгущаются и превращаются в видения самсары,
и всё заканчивается рождением в материальном теле. Эти
видения, возникающие в посмертном состоянии, абсолют-
но идентичны тем светоносным проявлениям, которые
описаны в момент перехода Основы Бытия из пребываю-
щей формы в проявленную.
В течение жизни наше осознавание, или Основа Бытия,
находится в состоянии Проявленной Основы. Когда мы уми-
раем, всё повторяется по новой: наше сознание опять раство-
ряется в Пребывающей Основе, заканчивая очередной виток
эволюции в центре спирали. И так раз за разом. Единствен-
ный выход из этой ситуации - просветление, или освобож-
дение. В случае просветления наше осознавание очищается
от омрачений и созревает в своё оптимальное, пробуждённое
состояние.
В результате оно опять сливается с Пребывающей
Основой, и только после этого мы не подвергаемся дальней-
шим виткам рождения и смерти, а достигаем кульминацион-
ной точки эволюции, навечно сливаясь с Абсолютом (который
нас никогда не покидал, просто мы не замечаем этого вплоть
до момента просветления).
Если говорить метафорически на примере спирали, то в момент просветления мы покида-
ем бесконечное вращение по эволюционным виткам спирали и оказываемся в её центре. Мы никуда не исчезаем, мы становимся центром эволюции, центром вселенной, центром
Основы бытия, центром всего.
Именно этот благополучный
финал и символизирует конечное растворение Проявленной
Основы. Не стоит думать, что когда речь заходит о растворе-
нии Проявленной Основы, это означает полное исчезновение
вселенной как таковой. Для этого потребовалось бы, чтобы
все бесчисленные существа одновременно достигли полного
пробуждения. Мы за это можем только помолиться...
Следует сказать кое-что о бесконечности вселенной, не
прибегая к научным вычислениям плотности вселенной
и скорости её расширения. Основа Бытия, равно как и все-
ленная, действительно бесконечна. Ни у вещей, ни у Осно-
вы (вселенной) нет конца, что при желании можно доказать
математических.
Многие философы в древности не могли постичь бес-
предельность и бескрайность осознавания и вселенной.
А оно на самом деле бескрайно и безгранично. Единственная
ошибочная интерпретация бесконечности Основы заклю-
чается в недостижимости индивидуального освобождения
в ней. Мы действительно можем достичь освобождения,
положив конец видению самсары. Но даже и достижение
просветления означает лишь конец самсары на индивиду-
альном плане, а не всей Проявленной Основы на макрокос-
мическом плане. Просветление, равно как и заблуждение,
происходит внутри Основы, являясь одним из её аспектов,
или этапов. Основа Бытия не исчезает после просветления.
То, что исчезает - это её нечистое измерение, её ошибоч-
ная интерпретация на индивидуальном, микрокосмическом
плане. У самой Основы нет конца. Основа Бытия - это Абсо-
лют. С какой стати Абсолют должен заканчиваться? Конца
нет даже у самсары, которая является лишь нечистым изме-
рением Основы.
Количество миров и галактик бесконечно хотя бы пото-
му, что они не ограничены рамками пространства. Про-
странство в этом контексте - пустота, а не физический ваку-
ум с определённой степенью плотности. Миры и галактики
должны простираться бесконечно, потому что если бы у них
был предел (даже через немыслимое количество секстилли-
онов световых лет), то это означало бы, что у пространства
есть предел. А как может быть предел у пустоты? Можно
ли ограничить хотя бы вакуум? Это исключено. Поэтому,
чтобы «не подвести» пустотное пространство, проявлен-
ная вселенная должна быть бесконечной. Благодаря этому
она позволяет пустому пространству быть безграничным -
таким, как оно есть.
Во всех религиях этому миру приписывают какое-то обу-
словленное начало и момент творения. В большинстве слу-
чаев там не проводится различия между творением Земли
и Вселенной, или даже нашей галактики. Среди философов
было очень мало тех, кто считал вселенную изначальной
и самодостаточной, но даже они постоянно бились о сте-
клянный потолок материальных ограничений и обуслов-
ленных идей. Одно рациональное описание можно найти у
Пола Дэвиса в книге «Пространство и Время в Современ-
ной Вселенной», где он опирается на выводы немецкого
математика Германа Вейля (1885-1955). Дэвис пишет:
«Миру не нужно было начинаться, чтобы следовать
по тщательно установленному курсу по направле-
нию к какой-то неизвестной судьбе. Напротив, мир
и есть пространство-время, материя и взаимодей-
ствия, протягивающиеся из прошлого в будущее, из
места к месту, от события к событию в обширной
сети сложности и существования».
Проявленной Основе Бытия не нужно было возни-
кать, чтобы следовать по какому-то условному пути
к какому-то условному концу. Напротив, Основа
Бытия находится за пределами пространства и вре-
мени, материи и действий, превосходит прошлое,
будущее и настоящее, в то же время охватывая все
несуществующие явления своим необъятным про-
странством простоты.
Вселенная не исчезнет никогда, потому что до тех пор,
пока существует условное время, не может наступить тако-
го «момента», когда время исчезнет. Вселенная на относи-
тельном плане — это само время, само пространство. Как
может исчезнуть то, чего не существует изначально? (это
относится как ко времени и пространству, так и к вселенной,
которая их воплощает). Возвращение вселенной в потен-
циальное бесформенное состояние перечёркивает процесс
и подвергает сомнению основной принцип эволюции."
Тайная космология Дзогчен.
Свидетельство о публикации №118121503832