Древо Жизни в разных традициях
Древо Жизни составляют 10 элементов (сфирот).
Древо Жизни – уникальное воплощение модели мира.
Древо Жизни- совокупность сфирот, проявившихся в иерархическом порядке в процессе сотворения мироздания и развёртывания вселенского бытия, рассматриваемая как динамическое единство, в котором проявляется активность Бога.
В наши дни сфиротами называют и «архетипы состояний сознания».
Одновременно Древо Жизни олицетворяет строение высшего человека (Адам Кадмон), созданного по образу Творца. В Древе различают правую и левую часть, мужское и женское начало, свет и тьму. Каждая сфира проявляет мужские свойства по отношению к нижележащей, и женские — по отношению к вышележащей сфире (правое считается немного более высоким, чем левое). Взаимоотношения между двумя сфирот называются «зивуг» (досл. «спаривание»).
Мужчина и женщина были созданы как сосуд, Творец желал наполнить его светом. Вместе со светом сосуд перенял свойство Творца наполнять, но поскольку сосуд не мог этого сделать, он "отказался от света Творца". Тогда были созданы десять сфирот, чтобы скрыть совершенство Творца.
Шестью нижними сфирот - гвура, хесед, тиферет, ход, нецах, йесод был создан мир физический, в котором мы можем принимать только отражённый свет Творца.
Древо Сефирот(Древо Жизни) «растет» необычно — ветвями вниз, корень всего сущего – вверху. Из этих миров первопринципы спускаются к познающему человеку.(Один висел на Древе вниз головой).
Две крайние сферы, верхняя и нижняя, противоположны друг другу и уравниваются, уравновешиваются в третьей. Движение по древу происходит как сверху вниз, так и снизу вверх. Сверху (от 1-й сефиры к 10-й) происходит движение от идеальной формы энергии до ее проявления в физическом мире. Движение снизу вверх (от 10-й сефиры к 1-й) – это встречное движение ищущей души, идущей по Пути очищения и постижения Истины.
Дерево сефирот часто относят к каббалистической модели мировосприятия. На самом деле Знание о нем мы можем найти практически в любом, более менее серьезном эзотерическом учении. В том числе и в учении древних славян, у которых оно называется «древом жизни». Просто в каббалистической модели, знание о этом древе сохранились более полно, так как это знание считается там ключевым. Каббалисты рассматривают дерево сефирот как разложение первичного света на составляющий его спектр. Первичный божественный свет, который входит в самую верхнюю сефиру Кетер (Корона), далее распадается на Сефиры и Арканы.
Древо присутствует во всех творениях и примиряет противоречия, уравновешивая их в системе.Оно присутствует в нас.
Каждая сефира имеет свое название и значение.
Три верхние Сефирот назывются «Сефирот разума»:
Кетэр — Корона, Венец; планета Уран; чакра Свадхистана; цвет фиолетовый; фигура сфера; число единица;
Хокма — Мудрость, планета Нептун; чакра Аджна; цвет золотой; число двойка
Бина — Понимание, Разум, Интеллект; планета Сатурн; чакра Аджна; цвет золотой; число тройка
Семь нижних сефирот называются «Сефирот чувства»— Милосердие, Милость, Благодеяние:
Хесед — Милосердие, планета Юпитер, чакра Вишудха; цвет изумрудно-фиолетовый; фигура тетраэдр; число четверка
Гебура — Строгость, Доблесть, Героизм, Могущество; планета Марс, чакра Вишудха; цвет изумрудно-фиолетовый; фигура октаэдр; число пятерка
Тиферет — Красота, Роскошь; Солнце; чакра Анахата; цвет белый; фигура додэкаэдр; число шестерка
Нетцах — Победа, Вечность; планета Венера; чакра Манипура; цвет изумрудно-зелёный;
фигура семилучевая звезда; число семерка
Ход — Слава, Величие, Великолепие; планета Меркурий; чакра Манипура; цвет розовый; число восьмерка
Йесод — Основание, Основа; планета Луна; чакра Свадхистана; цвет желтый; фигура икосаэдр; число девятка;
Малькут — Царство, Королевство; планета Земля; чакра Муладхара; цвет синий; фигура куб; число десятка.
Кроме этого, существует еще одна сефира, Даат, символизирующая Знание; планета Фаэтон. Она скрыта и потому не имеет номера в Древе жизни.
Древо Сефирот можно разделить на три части (колонны): левую, правую и среднюю.
Адам Кадмон «первоначальный человек»)название первого (высшего) из пяти духовных миров, — это первый мир, получающий из Бесконечности. И называется также одной линией (кав), которая протянулась сразу после сокращения, от Бесконечности — вплотную к Этому миру, Олам аЗэ. Название «Адам» предназначено только для сфирот ешер, находящихся в первом мире, то есть для света руах, который означает свет отдачи. Но не для сфирот игулим в нём, в которых имеется только свет нэфеш, означающий свет получения для себя без возможности отдачи другим. И это корень свойства адам (человек) в Этом мире.
Мировое дерево, древо жизни — в славянской мифологии мировая ось и символ мироздания в целом. Крона мирового дерева достигает небес, корни (у которых течет священный источник) — преисподней, ствол и ветви организуют земное пространство.
Болгарская народная песня.
" Я сама, мама, злато деревце.
Злато деревце плодоносное,
Что растёт аж до неба,
Ветви опускает аж до земли,
Листья раскрывает мелким бисером,
Цветы выпускает бела серебра,
Плоды рожает чиста золота,
Чтоб сошёл по мне младой бог…"
Оно является центральной осью всего мироздания, в том числе и Земли, и соединяет Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром. Крона дерева достигает Мира Богов на небесах — Ирий, корни дерева уходят под землю и соединяют Мир Богов и Мир людей с подземным Миром или миром Мёртвых, которым правит Чернобог, Марена. Где-то в вышине, за облаками (небесными хлябями; над седьмым небом), крона раскидистого дерева образует остров, здесь-то и находится Ирий (славянский рай), где живут не только Боги и предки людей, но и прародители всех птиц и животных. Таким образом, Древо Мира было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древо Мира называют по-разному. Это может быть дуб, явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня или сосна.
В представлениях древних славян, Мировое Древо находится на острове Буяне на Алатырь-камне, который также является центром мироздания (центром Земли). Судя по некоторым преданиям, на его ветвях живут светлые Боги, а в корнях — тёмные Боги. Образ этого дерева дошёл до нас, как в числе различных сказок, сказаний, былин, заговоров, песен, загадок, так и в виде обрядовой вышивки на одеждах, узорах, украшений керамики, росписи посуды, сундуков и т.д. Вот пример того, как описывается Древо Мира в одной из славянских народных сказок, бытовавшей на Руси и повествующей о добыче коня героем-богатырём: «…медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце…». Конь этот — мифологический символ всей вселенной, который всё же привязан к центру-столбу или древу.
В обрядовых песнях и вообще традиционном фольклоре до нас дошли такие описания Мирового Дерева: в его кроне свивает гнездо соловей (а также другие священные птицы — Гамаюн, Сирин, Алконост, Уточка, Жар-Птица и др.), в стволе живут пчёлы, которые приносят мёд, у корней живёт горностай, в норе (гнезде) змея (Шкурупея), на цепи прикован бес, плоды Дерева Мира — это семена всех существующих трав, цветов, деревьев.
Надо сказать, что Древо Мира, в том или ином виде, существовало практически во всех древних верованиях, начиная от скандинавских (вечнозелёное дерево Иггдрасиль или Великий Ясень) и заканчивая индийскими (Ашваттха). В эрзянских верованиях древо называют Эчке Тумо, где находится гнездо священной утки Ине Нармунь, что рождает то самое яйцо, из которого рождается весь мир. В тюркской мифологии дерево называется Байтерек — корнями оно удерживает землю на месте, а ветвями подпирает небосвод, чтобы тот не упал вниз. В Кабале — это Дерево Мекабциэль. В Коране — это Сидрат аль-мунтаха. В Китае — это Киен-Му, по которому спускаются на землю Солнце и Луна, владыки, мудрецы, Боги, духи и так далее.
Символ Мирового Древа изображается по-разному. Это может быть как довольно точное изображение с корнями, ветвями, листьями и другими атрибутами обычного дерева, так и схематическое изображение в виде вертикальной палочки и тремя веточками, которые устремляются вверх. Также Древо Мира изображают в виде женщины с поднятыми руками. В вышивке и росписи часто присутствуют такие элементы, как зелёное дерево с листьями и цветами, как символ жизни, и сухое дерево, как символ смерти. Встречаются такие изображения, где по одну сторону дерева помещают духов и Божеств, а по другую — славных воинов, героев, жрецов.
В каббале о Мировом древе также говорится: 92. Рав Паалим он и Мекабциэль — Многодейственное и Собирающее это высокое древо, самое большое из всех. Из какого места вышло оно? Из какой ступени произошло? Вновь указывает нам источник — из Мекабциэль, потому что он — высшая ступень, скрытая, которой никто не видел. Всё есть в ней, она собирает в себе весь высший свет. И всё исходит из неё. (Книга «Зоар»). В данном отрывке имеется в виду, что древо — высшая ступень познания для существ нашего мира. С ним связано конечное исправление («гмар тиккун»), полное исправление всех свойств в конечном состоянии мироздания.
Мировое дерево, соединяющей верхний и нижний мир, присутствует в космогонических мифах народов Малайского архипелага.
Чакры и Древо Жизни у славян.
Для более или менее точного описания мира, различные религиозные системы и верования открывают нам картину трёхуровневого понимания его устройства. Не исключением является и арийская традиция, которая так же дает ключи к общему пониманию мироустроения в проявлении принципа троичности, хотя, конечно же, Богомирье безмерно. Так, например, у Славян троичность выражена Триглавом, у Христиан Троицей, у Сербов это Троян, у Кельтов Триксель. Из этого складывается общее понимание того, что Триглав, Троица, Триксель и др. — это ПРИНЦИП единства в противоположностях трех его составляющих, имеющий непосредственную связь с эволюцией сознания Человека. На более тонком уровне такие системы так же являются основой миропонимания. В традиции арийских народов принцип троичности выражен образом «Древа», которое являет собой центр мира. Следует, учесть, что у каждой Традиции, каждого народа, свои глубины понимания, видения, а так же выражения этих миров в знаках, образах и символах, и конечно же, троичность это всего лишь поверхностное понимание, при углублении в детали открывается великая многогранность всего созданного и проявленного во вселенной. Образ Мирового древа встречается в мифах многих народов мира и разделен на три уровня миров: Нижний; Срединный; Высший. Все три мира, в свою очередь, имеют так же по три уровня понимания, отсюда фигурирует в символах Свастик и Узлов: девять лучей (свастика Рода), или девять узлов (Валькнут), завязей, ветвей и т.д.. По сути, Единая триада мира имеет разделение по причине уравновешивания, а так же развития, непрерывности изменения и преобразования из одной формы себя в другую. Девять — это три тройки, Три Абсолюта-Первоначала (Триглав), что, находясь друг в друге, творят всё существующее.
Энергетическое строение человека в простом объяснении состоит из двух токов противоположных зарядов: деятельного, горячего, сухого, солнечного тока (Ян) и бездеятельного, прохладного, влажного, лунного тока (Инь), проходящих вдоль его позвоночника. Эти вихри перечисляются снизу вверх в таком порядке:
1. Исток – расположен на кончике копчика. Обеспечивая жизнедеятельность Плотьего тела, он вбирает силу Земли и в наименьшей степени излучает энергию, поэтому его цвет воспринимается как чёрный. Здесь находится исток дремлющей Огненной Силы.
2. Зарод – расположен в области позвоночного столба на уровне лобка; цвет – красный. Он принимает энергию от Воды и от других живых существ, а также – впитывает и излучает энергию размножения. Через этот вихревой поток в женщину входит мужская сила, необходимая для зачатия и вынашивания ребёнка, энергия мужского семени, энергия образов Духа (качеств Живы мужчины) и Крови (качеств Породы мужа).
С этим потоком Жизненной Силы в женщину входят дары её мужа: Благословение мужнего Рода (она получает покровительство Рода мужа, в дополнение к покровительству Рода её отца), Дар Материнства, Женская Доля (дар любви к мужу и детям) и Родовая Память (интуитивное прозрение накопленного опыта своих воплощений и её предков по женской линии создания в семье Любовных взаимоотношений и поддержания Лада в доме).
В мужчину через Зарод входит от жены Дар Отцовства – способность создавать полноценных детей. Если женщина добродетельна и чиста, то у мужчины эта способность улучшается, если нет – то ухудшается.
3. Живот (Жизнь) – расположен возле спинномозгового ствола на высоте пупка; цвет – оранжевый. Через этот вихрь человек принимает Жизненную Силу и Мудрость Рода, а также – энергию Огня. Поначалу, в утробе матери, через пуповину, а затем, после рождения от Прародителя – в Его образах: Бога-покровителя, богини Живы и Звезды-Владыки.
Эта энергия управляет зарождением и развитием жизни человека, сначала в семени отца, затем в утробе матери. Эта Сила управляет нижними энергетическими центрами, а также всей жизнью человека, включая зачатие его детей, их рождение и воспитание. Если высшие энергоинформационные центры не развиты и осознанно не используются им, то это ещё не Человек, а только лишь Жить (Житель).
4. Перси (Грудь) – расположен в области солнечного сплетения и первых (снизу) сросшихся рёбер; цвет – золотистый. Этот вихрь обеспечивает «Солнечное Дыхание» (способность впитывать силу Воздуха и усваивать Жизненную Силу Ярилы), принимает и излучает информацию и энергию Творческого Созидания, развивающую способность сотворять предметы Явного мира.
Перси также управляют способностью обретения и передачи военных навыков, умением творчески упорядочивать жизненное пространство вокруг себя: в доме, городе, веси (области), Державе (государстве), на Земле (планете).
5. Лада – Десница (правая рука) и
6. Леля – Шуя (левая рука) – расположены в области плечевых суставов и подмышечных впадин. Вихрь Лады имеет зелёный цвет и вращается коловрат, то есть навстречу Солнцу. Вихрь Лели имеет голубой цвет и вращается посолонь – по Солнцу. Лада принимает и излучает энергии Любви, Нежности, Счастья и Добра. Леля обеспечивает интуитивное познание мира Яви и интуитивное творчество в этом мире (технические изобретения, научные открытия и т. д.). Если более высшие духовно-энергетические центры не развиты и осознанно не используются, то это ещё не Человек, а только лишь Людь (Людина).
7. Устье (Уста) – расположен на уровне соединения спинного и головного мозгов; цвет – синий. Этот вихрь принимает и излучает энергию Эфира (пространства) и Жизненную Силу мира Слави. Уста обеспечивают Человеку восприятие и передачу энергии Чувственных Образов. Он помогает с помощью искусства привносить в мир Яви прекрасное из высших миров.
8. Чело – расположен в области головного мозга на уровне межбровья; цвет – фиолетовый. Этот вихрь воспринимает и передаёт мысленные образы, управляющие интеллектуальным и духовным развитием Человека, обеспечивает возможность ясновидения и яснослышания, то есть зрительного и слухового восприятия многомерного Мира, а также прошлого и будущего мира Яви, параллельных и иных миров.
9. Родник – расположен над теменем и вращается не в вертикальной плоскости, как нижележащие вихри, а в горизонтальной; цвет – серебристый. Этот вихрь воспринимает и излучает энергию Воли и Высших Душевных образов мира Слави. Родник – основной орган взаимодействия с вознесёнными Предками и Богами – покровителями Рода. Тот, кто развил в себе душевные и духовные способности осознанно воспринимать и управлять Жизненной Силой Устья, Чела и Родника по достоинству обретает звание Человека.
Свидетельство о публикации №118120806298