Заль идёт к Рудабе

Рудаба:
Персидское имя, образовано от Ру - "лицо; внешность" + Даба - "золотое".

Заль:

Существует несколько вариантов значений для имени Зал: 1. Персидское имя (;;;) и в переносном значении означает - «глубокий старик; седой». Армянское- " седой".





......
***

Заль идет к Рудабе. Фирдоуси - Шахнаме.

Вот
    солнце ( Рудаба)
          заперли, закрыли келью
И потеряли ключ с благою целью.

Явилась в стан служанка со двора:
Мол, дело сделано, ступай, пора!

Заль поспешил к назначенному месту:
Так делает жених, ища невесту.

Влюбленная смотрела с кровли вниз:
Она – луной венчанный кипарис.

Услышал витязь голос благодатный:
«Добро пожаловать, воитель знатный!

Ужели ты пешком сюда пришел?
Был этот путь для царских ног тяжел!»

Привет услышав со стены высокой,
Он встретился глазами с солнцеокой.( Рудаба)

«О госпожа! Прими, – воскликнул он,–
Хвалу от неба, от меня поклон!

Давно, рыдая, провожу я ночи,
К звезде *Симак я устремляю очи,
..........
*
На арабском языке Арктур ;;— одна из двух звезд, называемых аль-симак «вознесенные»
..........

Молю творца послать мне благодать:
Твое лицо мне тайно показать.

Теперь узнал я радость первой встречи,
Твой голос нежный, ласковые речи..

Но я стою внизу, ты – на стене,
Наверх взобраться помоги ты мне».

Услышав, что сказал седоволосый,
Царевна черные спустила косы,–

Таких еще не видел небосклон;
Был тот аркан из мускуса сплетен!

Спускалась ли со стен коса такая?
Заль молвил про себя: «Краса какая!»

За черной прядью извивалась прядь,–
Их можно было змеями назвать!( Змеи - мудрость реченая)

Она сказала: «Воин именитый,
Свой львиный стан и плечи распрями ты
...
Лев- сердце/ внутреннее)
........
И к черным косам руку протяни:   ( речи)
Арканом( петелька) станут для тебя они!»
.....
*
Имя Дастан происходит из казахского языка и имеет значение "история" или "рассказ".
 "Расскажи о себе!"....
.......
Такая речь царевны луноликой
*Дастану показалась странной, дикой.

Он косы целовал своей луны,
И поцелуи были ей слышны.

Сказал: «Не быть такому дню вовеки,
Я зла тебе не причиню вовеки!»

Тут взял он у раба аркан, свернул,
Взметнул небрежно – даже не дохнул.

Попал в петлю зубец стены старинной,
На кровлю Заль взобрался в миг единый.

Когда уселся он – чиста, светла,
К нему с поклоном пери подошла.

Она в свою взяла Дастана руку,–!!!!!!!
Пошли вдвоем, забыв былую муку.

Спустились вниз, – дорога их легка,
В руке могучей – нежная рука.!!!!!!!!

Вот перед ними дом, расписан златом,!!!!!!
Они пришли к тем царственным палатам.!!!!!

Что излучали свет, как райский сад:
Рабыни перед гурией стоят!!!!!!

Смотрел он, станом восхищен девичьим,
Лицом, кудрями, блеском и величьем:   ( кудри , завитки- количество обретенной мудрости)

В запястья, в ожерелья убрана,
Она сияла, как сама *весна!!!!!!

С достоинством, как властелин великий,
                Воссел Дастан напротив луноликой.

Висел на поясе его кинжал,
             Венец его рубинами блистал.(Рубин- любовь)

Любовь росла, стремясь навстречу счастью,
         Ушел их разум, побежденный страстью.

Но вот рассвет забрезжил над дворцом,
Раздался в ставке барабанов гром.
!!!!!!!!
            Как тело – с жизнью, дух – с телесной силой,
               Простился богатырь с царевной милой.
!!!!!!!!
Мгновенно с кровли сбросил он аркан,
Покинул дом возлюбленной Дастан.


Рецензии
У меня была в советское время еще пластинка Персидская и арабская поэзия, много ее слушал, много замечательных стихов на ней, делал записи на аудио и дарил свом друзьям...

Гёте однажды сказал: "Персы из всех своих поэтов, за 5 столетий, признали достойными только семерых - Фирдоуси, Низами, Анвари, Руми, Саади, Хафиз, Джами - а ведь среди прочих, забракованных ими, многие будут почище меня ... "

Живое тело - это дом Души,
Храм - где бессмертный свет горит в тиши,
Ты за неотложное возьмись
А что не нужно делать - откажись
Иди и, как Орёл, пари всегда,

Стремись лишь к завершению труда! (Алишер Навои) Да пребудет Свет!

Георгий Радуга   12.09.2018 09:56     Заявить о нарушении
Вспомню...Он придёт Валентинов День. Что Он принесёт?!
Георгий Радуга
14 февраля. День святого Валентина – день всех влюблённых.

«Когда ещё курилось Бытиё, я уже давно влюблён…» – запомнившая мне примечательная строчка из арабской поэзии с этой пластинки.

День этот у нас у многих ассоциируется с сердцем, с валентинками, которыми мы дарим друг другу...
- А какое наше Сердце? И многие ли думают о смысле жизни и совершенствовании?! О горении Его и Чистоте Его?!

Вот Оно какое Наше Сердце, теплотой и жаром щедро и солнышком согрето, новыми тропинками вешними сокрыто...
А ведь какую большую мощь в себе носит каждый, если Он научился владеть собою,
если Он может - в одно открывшееся Его знанию мгновение - забыть о Себе,
чтобы всей силою Света внести помощь мира в другое Сердце... Это наиболее важно, да необходимо, дать свой Ясный Свет другому!

Он придёт Валентинов День, он придёт! Что же он принесёт Валентинов День?!
Принесёт приближение Весны... Ещё пол месяца и Весна вступит в свои Права...
Наступит время сева... Сеятель сеет добрые и лучшие семена с Верой в Жизнь и Надеждой.
Расставаясь весной с зёрнами, лежащими на ладони, он к осени получит их намного больше. Да так! Сейчас Золотая Осень!
- Не видя родного
Сердце моё билось,
Когда ж увидала,
Когда услыхала,

Когда повстречала,
Моё Сердце успокоилось...

- Как тебе там живётся?
Как твоё Сердце бьётся?
Цвет твоих крыльев белый Голубка!..

- В чём заключается сострадание Бодхисаттв?
Не насилуя волю, они незримо и терпеливо направляют на Благо каждую пригодную Благую Силу...
Пусть Пламя Сердца вашего пылает Огнём сострадания.
В сострадании заложена Жемчужина тайного Знания.
Все Бодхисаттвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому Пути...
В путь Добрый!!! До новых встреч!!!
Храните Гармонию и Лад, светите Любовью!

Георгий Радуга   15.09.2018 13:51   Заявить о нарушении
Услышьте, любящие прах: любовью вечной я горю!..

Здесь Руми говорит о любви как о творящей Божественной силе и основе мироздания. Дух поэта существовал изначально и был «влюблён» в Истину ещё до сотворения вещественного мира («когда творенье началось и утверждался мир в правах»), затем он прошёл множество стадий развития (прожил «семьдесят веков», т. е. семь тысяч лет, символически соответствующих Семи Дням творения – ср.: «Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней. Потом Он утвердился на престоле» – Коран 7, 54; см. также Быт. 1, 1–31; 2, 1–3). Согласно суфийскому преданию, души всех будущих людей ещё до сотворения мира предстали пред Аллахом, и Он обратился к ним с вопросом: «Не Я ль вас сотворил?» (в Коране с вопросом: «Не Господь ли Я ваш?» Аллах обращается к потомкам Адама – см. Коран 7, 172). Поняв вопрос, часть душ воспылала безграничной любовью к Аллаху. Впоследствии именно эти души стали на земле великими учителями веры, мистиками, поэтами и суфийскими мучениками. Для самого Руми лик Возлюбленного – Аллаха – как бы «отразился» в лике его духовного наставника – Шамса (в стихотворении игра слов: «шамс» – по-арабски «солнце»), душа которого слилась с душой Руми («я стал тобой, мой светлый шах»).
Д. Щ.

Услышьте, любящие прах: любовью вечной я горю!..

Услышьте, любящие прах: любовью вечной я горю!
Во всех веках, во всех мирах – любовью вечной я горю!

Когда творенье началось и утверждался мир в правах,
Я полюбил, отринув страх, – любовью вечной я горю!

Средь звёзд, песчинок, облаков – я прожил семьдесят веков,
Переживая взлёт и крах – любовью вечной я горю!

Творец все души озарил, спросив: «Не Я ль вас сотворил?»
И я воскликнул: «Ты, Аллах!» – Любовью вечной я горю!

Служенья ангелы мудры, пред ними в трепете миры,
Моя ж любовь сильней, чем страх! – Любовью вечной я горю!

О Шамс! Почувствуй и пойми: к тебе в Тебриз пришел Руми!
Я стал тобой, мой светлый шах! – Любовью вечной я горю!

О Солнце Истины! Явись – и озари родной Тебриз!
Сверкает мир в твоих лучах! – Любовью вечной я горю!

Георгий Радуга   15.09.2018 14:10   Заявить о нарушении
Вскричал бедуин: «Так зачем же ты тут?
Пусть больше не носит тебя мой верблюд:

Ты мудростью ложной, пока здесь сидишь,
И долей несчастной меня наградишь!

От жизни своей отведу я беду:
Направо иди – я налево пойду.

И пусть остается в корзине песок:
О да, я глупец, но мой жребий высок,

Ведь Бог меня глупостью сей наградил,
Чтоб в сытости я свои дни проводил!..»

...Не думай, что мудрость твоя велика:
В корзине души ещё много песка!..
Ответ Лейлы

Здесь Лейла символизирует Божественный Абсолют – цель стремлений и объект преданной любви суфийского адепта («Меджнуна»). В образе халифа представлен человек, ослепленный эгоизмом («печешься лишь о выгоде своей»), который напрасно прожил жизнь, гоняясь за материальными объектами – призрачными проекциями, «тенями» Высшей Реальности. В притче отражено суфийское (соотносящееся с учением Платона) представление о взаимоотношении между прообразом (архетипом) явления, находящимся в вышнем мире, – и его отображением – «тенью» – в мире вещественном. Жизнь становится осмысленной лишь в том случае, если человек находится на пути к «вершинам духа», а не гоняется за «тенью призрачной». Истинный суфий – «человек, с ума сведенный страстью» – является «безумцем» в глазах тех закоренелых материалистов, чей «трезвый ум в гордыне вознесен», «чье сердце к страсти глухо». Однако только духовная любовь служит для души верным проводником в обители «высшей яви».
Д. Щ.
***
Притча выражает глубокую суфийскую идею: рассудочная «трезвость», т. е. рациональное познание, не позволяет проникнуть в истинную природу вещей, поскольку последняя коренится в метафизическом, духовном, мире. Таким образом, «царь» (т. е., говоря языком Священного Писания, «плотский разум») не может узреть ту скрытую красоту вещей («Лейлы»), которая постигается в состоянии экстатического озарения, вдохновения, когда чувства человека обострены и постижение происходит интуитивно («Меджнун» в переводе с арабского – «безумец»). Чтобы не прожить жизнь зря («конец – и пуст колчан»), человек не должен увлекаться «тенями», т. е. изучением лишь частных феноменов бытия («твой взгляд за тенью призрачной следит»). Ему, напротив, следует направить внутренний взор на постижение самой Истины, «отражением» которой является вся множественность феноменов материального мира. Обучение, согласно суфийской традиции, должно вести ученика от явного (физического) к сокрытому (духовному), обострять его внутреннее восприятие, чтобы он не обманывался «кажущейся завершенностью» вещественного мира.
М. Х.

Ответ Лейлы

Когда Лейла в чертог царя вошла,
Тот изумился: «Ты и есть Лейла?

Но где ж красы твоей волшебной сила?
Чем ты Меджнуна разума лишила,

Невзрачная, обычная вполне?
И лик, и стан твой безразличны мне!»

Лейла ему: «О царь, не зарекайся,
Ведь ты меня не видишь взором Кайса,

Темны и тяжелы глаза твои:
Ты в вечной не клянёшься мне любви,

Мне сердцем не свершаешь поклоненье,
От страсти не впадаешь в опьяненье.

Твой трезвый ум в гордыне вознесён,
Но эта трезвость – самый тяжкий сон.

Лишь человек, с ума сведённый страстью,
Над высшей явью обладает властью.

Хотя в твои закрытые зеницы
Свет Правды и пытается пробиться,

Но ты сквозь сон, что камня тяжелей,
Печёшься лишь о выгоде своей.

Увы! Тому, чье сердце к страсти глухо,
Вовеки не взойти к вершинам духа:

Ты преуспел в своих земных делах,
Но в вышнем мире обретёшь лишь прах.

Твой взгляд за тенью призрачной следит,
Сама же птица по небу летит.

Ты за стрелой стрелу пускаешь смело
Туда, где тень, а не туда, где тело,

И лишь тогда почувствуешь печаль,
Когда поймешь: конец – и пуст колчан!..»

Георгий Радуга   15.09.2018 14:16   Заявить о нарушении