Философия новых жанров

          Философия верлибра.

Естественный источник верлибра - речь. Для создания эстетического для верлибра нет музыкальных средств. Вместо них - интонация. Верлибру легче обойтись без декоративности поэзии, широко использовать интуитивное и абсурдное.
Верлибр - аудиожанр, опасный соперник поэзии. Отсюда зоологическая
ненависть поэтов-рифмачей к верлибру и верлибристам.
На поэзию верлибр становится похож при использовании схожих форм эстетизации,
а на прозу - при отсутствии интонационной и интуитивной основы.
"Верлибр", буквально - свободный стих, неудачный ошибочный термин времен революции модерна столетней давности. Он взят по формальному внешнему признаку.
По-русски верлибр правильно называть РЕЧЕСЛОВИЕМ. Или ВОЛЬНОСЛОВИЕМ - словами,
освобожденными от ига поэтических приемов эстетизации.
Исторически вольнословие первый литературный жанр. Существовал до письменности. Все священные тексты - верлибр. Древнерусская литература тоже: былины,  Слово и, что особенно важно - проповеди.
Верлибр - единственный официальный жанр в
допетровской Руси. Профессиональная поэзия (стихи) была запрещена,её авторы - скоморохи были отлучены от церкви (в современных понятиях - были вне закона). Государевы люди могли убить поэта-скомороха (смотри сцену в "Андрее Рублёве").
Не за ритм и рифму, а за светское (живое) содержание. Именно за то, за что советская власть истребляла верлибристов.
Верлибр был запрещён. Сначала как незнакомый и непонятный эстетически примитивной классовой базе новой власти и значит трудноупотребимый для целей агитации и пропаганды. А впоследствии (при брежневском неокоммунизме) как соперник
"скоморошьей" редакторской мафии "от сохи".
Для официальной литературы и образования РФ верлибра нет и сегодня.
Процентное соотношение пишущих верлибром и "частушками" в России - 1 к 100, в мире -
наоборот. Силлаботоника - это декоративно-прикладной жанр в песенном творчестве, детский жанр. Более того, рэп - верлибр, положенный на музыкальный ритм, загнал поэзию в старческо-провинциальный угол окончательно.
Это вторая причина антиверлибрных настроений в издательской среде, так сказать "снизу".
Второе "пришествие" вольнословия в начале 20 века происходило в рамках эстетической революции:
свержения академизма - мещанского мироощущения. В России такая революция повторно свершается сегодня. Уже "амнистировали" беспредметную живопись и атональную музыку.
В литературе же борьба в самом разгаре и проходит через вольнословие (верлибр).
Вольнословие - радикальная смена эстетической парадигмы в литературе. Переход от декоративности и конформизма к безобразному и революционному.
В борьбе с вольнословием объединились эстетическая косность покалеченного школьным курсом литературы, застывшем на архаике 19-го века, от Пушкина и Крылова до Тютчева и Некрасова, и уже не меньшей архаике 20-го от Есенина до Евтушенко, и заказ литературного чиновника на лояльность к власти чиновника политического.

          Философия хокку.

Только не надо хвататься за Гаспарова! Хокку (оставим как название) - не стихи и не верлибр.
Правильнее назвать - тексты. Бросается в глаза немногословие, резкое отличие
от болтливой повествовательности индоевропейской традиции слова.
Тут - культура иероглифа, знака. В текстах любой иероглифической цивилизации органично заложена "прыжковость" и многосмысловая ассоциативность.
Преобладает концептуальность (оперирование смыслами) как источник эстетического в отличие от примитивных евразийских способов: языческого вовлечение природы и безконтрольной метафоричности.
Разрыв логики вплоть до абсурда так же активирует эстетическое подсознательное как традиционная метафора и является источником эстетического удовольствия, родственного юмору.
Настоящий Восток: Хань, Корё и Иппон, изначально сочинял клип-экшн, выражаясь новоязом,
на общепонятном языке - манипулировал смыслами и действиями как элементарными эстетическими единицами. С практическим запретом дидактики  и линейной повествовательности, морализаторства и публицистики.
Поэтика хокку в русской литературе явление последних десятилетий и развивается исключительно в интернет-пространстве.
Литгеронты, с школьных лет ушибленные рифмо-ритмом в духе достопочтенного Д.Бедного,
физиологически не в состоянии принять хокку. Тут старческая ригидность мышления, вялость аксонов, пресенильный психоз. Взамен Бог дарует старикам твердую веру в услышанное в детстве.

P.S. Хокку - предельно формализованный верлибр. Впрочем, как и стихи в индоевропейских
языках. Во имя чего это делается? Вначале тут была чистая мнемоника - тобы запомнить.
Но затем были изобретены, последовательно: письменность, книгопечатание и интернет.
Без них мы бы и сегодня пели вокруг костра.
Хокку отличен от стиха. В нем свои способы эстетизации.
Отступление: поэзия - это родовое понятие для эстетически значимой информации. Способ описания
эмосферы, способ особого эстетического мышления. Способы эстетизации разнообразны.
Только Минобр и Минкульт считают что необходимое и достаточное - ритм и рифма, а в содержании - возвышенная дидактика. Это - литературная "камера-одиночка" три на три шага.
Для хокку как поэзии иероглифической цивилизации характерно интуитивное постижение мира, отличное от от западного с его предикативной линейной логикой,
с бесконечными "поэтому" и "вследствие".
Для хокку типичен запрет на любые метафоры как лобовые сравнения чего-то с чем-то и примат эстетической ценности контекста.
Сами японцы отличают хокку и его родственников (синтаисё,кёка и др.) от собственно верлибра (дзиюси) именно по этим двум признакам. Велибр для японца аналог монолога в драматургии.

          Философия репа.

Реп - мелодекламация. Проходит на фоне ритма и коротких музыкальных фраз. Рифма не обязательна, да и часто вовсе вредна - отвлекает. Рифма - кунстштюк, декоративность, литературные обои, уродливое порождение казарменного классицизма.
Но реп и не проза на фоне ритма. Фраза может иметь смежные созвучия. Назовем их крипторифмой. Согласуются не окончания, а звуковые комплексы в потоке  речи. Главной становится координация фонетических элементов речи.
Реп не пение. Это речь под ритм. В пределе реп - энергичная мелодекламация.
Реп - особый, самостоятельный род литературы: декламационная литература.
Как стих в свое время вырос и, так сказать, "отрос" от песни, так и реп уже живет своей собственной литжизнью.
Для репа следует разработать понятие "созвучие" с особенностями: интуитивностью, скрытость в строке и слове, ассоциативностью. Возможный термин - криптозвучие.
Другие реп-средства: скороговорка - сжатие текста до элемента мелодии-ритма и смысло-звуковые рондо, вариации одной фразы-лексемы.
Послоговая рифма под нужды мелодии - архаика. Как старая мебель свозится на дачу, так и рифма осталась в любительском примитивном наивном народном сетевом "творчестве". Аминь.


Рецензии
Ну да. Верлибр как термин раздражает. Но я бы сказал - вольноречие,чтобы не походило на сквернословие.

Куприянов Вячеслав   06.04.2020 17:55     Заявить о нарушении
Хорошо,но не приживется.Использую сленгового уродца:верл(ы).Да и не в термине дело
Как воздух нужен ресурс Верлибр.ру,издательство "Русскiй верлибръ",учебник верлибра,Антология русского верлибра 2020,премия им. Велимира Хлебникова,
какая-то периодика - журнал или хоть альманах...
Россия - "белое пятно" на карте мирового верлибра...

Александр Мурыгин   13.04.2020 13:57   Заявить о нарушении
Есть Фестиваль свободного стиха и ежегодные сборники - как результат. Работы нужны в этом направлении, но сейчас вообще литературу о литературе - отдельными книгами - публиковать все труднее. Гибнет книжная культура.

Куприянов Вячеслав   13.04.2020 17:42   Заявить о нарушении
Фестиваль свободного стиха "Верлибр".Не смешно...Зачем кавычки? Ах,да- "плохое слово"...В ньюйоркском журнале "Поэзия" выкрутились: стихопроза.
Это не тонкий еврейский юмор,а,видимо,калька с местного филологического термина.Предлагаю на конкурс названий жанра:
сказ (точно,но архаично),
речевик (в стиле бытового сленга),
читалки (вместо репа!),
рид(ы)- от read,
а может спелл(ы) ? от spell(читать по слогам)...
У меня прижился термин "верл(ы)"- коротко и,в принципе,ясно.
А фестиваль так и назвать: "Московский международный фестиваль верлибра"!

Александр Мурыгин   26.04.2020 11:45   Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →