Старшая Эдда и Младшая Эдда
Для того, чтобы более полно представить себе картину мифа предлагаем рассмотреть один из красивейших памятников литературы. Основной свод скандинавской мифологии составляют два сборника "Старшая Эдда" и "Младшая Эдда", которые наглядно отражают существенную роль символа и знака в мифологическом пространстве. Самым главным символом у скандинавов считалось слово, умение владеть им, создавать из него сравнение и символы. Слово - это волшебное орудие, способное поразить, сотворить красоту, преобразить мир.
В 1643 г. исландский любитель старины епископ Свейнссон обнаружил рукописный сборник древних песен. Эта рукопись хранится в Королевской библиотеке в Копенгагене. "Старшая Эдда" - найденный сборник песен, датируемый 1222-1225 гг. Другой сборник был составлен исландским политическим деятелем, ученым и поэтом Снорри Стурлсоном (Сэмундом Мудрым) и получил название "Младшая Эдда".
"Старшая Эдда" написана в поэтической форме, состоит из песен, повествующих о начале мира, богах и героях. Интересовать он нас будет в связи с тем, что именно в "Старшей Эдде" можно совершенно ясно проследить смысловую взаимосвязь окружающего мира и человека, в котором он ощущает себя как звено в космосе.
Прежде всего, определение своего божественного происхождение и сопричастности к некоторому божественному бытию - есть одна из отличительных свойств скандинавско-норвежской мифологии. Безусловно, это является одним из составляющих мифологического мировоззрения, но это может быть выражено самыми разнообразными способами. В "Старшей Эдде" это происходит буквально и совершенно определенно. Например, каждое небесное явление имеет свое назначение и смысл: радуга - мост, соединяющий мир людей и богов, солнечный круговорот описывается как путешествие по небесным морям бога солнца на корабле, построенном гномами (жителями подземного царства), соединяя, таким образом, три мира (небесный, земной и подземный, на которые человек подразделял мир).
Это смысловое соединение всего живого, космоса - есть соединение символическое, которое само по себе наделено личностным началом, т. е. сами символы имеют имена и одушевлены. Отличие от подобных фетишей и тотемов, существующих у других народов, заключается в том, что у скандинавов эти одухотворенные символы имели образы очень яркие, поэтичные и совершенно очеловеченные, определяющие деятельность символов. Например, вот определения неба - бремя (ноша) карликов, шлем карликов Вестри (восток), Аустри (запад), Судри (юг) и Нодри (север); дорога Колесницы; лохань ветров; чаша бурь; чертог гор; шлем солнца и пр. Определения моря - звучат так: земля корабля, кольцо островов, дом песка, страна попутного ветра, земля лебедей, узы островов, зыбкая земля. Вот еще несколько определений: солнце - полымя вселенной, ветер - волк деревьев, огонь - солнце домов, зима - пора буранов, змеи - рыбы долины.
Мифологическая смысловая полнота во взаимосвязях с миром заключала в себе полное отрицание человеческой индивидуальности. В Скандинавской мифологии, как ни в какой другой, существуют описания злодейств и убийств. Это обусловливается тем, что само мифологическое сознание воспринимало человеческую жизнь как продолжение жизни природы. Поэтому человек всегда обрекал на смерть тех, кто не способен воплощать и олицетворять расцвет обожествляемых природных сил.
В мифе не только человек зависит от мироздания, но и мироздание, космос зависит от него. Взаимосвязи человека и мира, соединенные в символы и словесные формы обнажает "Младшая Эдда", которая поясняет "родство" богов и стихий, людей и животных, существующих в мире, и обучает тому, как возможно воздействовать на то или иное живое существо, влияя на его имя или изображение.
Самым сильным воздействием всегда было слово, потому что всегда связано с самым глубоким смыслом явлений и предметов. Именно поэтому в Скандинавии, Норвегии и у Саксов поэт и поэзия - были настоящими властителями мира, т. к. поэзия - это была сила, которая владела тайнами предметов, явлений и человека, раскрывала его образ деятельности, а поэт - держатель этой могущественной силы. Ни в одной стране поэт не имел такую мощную власть как на Севере. По преданиям даже верховный бог Один отдал свой глаз за то, чтобы владеть этим даром, который уподоблялся меду - божественному напитку с таинственным знанием. Во многих Северных преданиях, прежде всего в борьбе со злом, используется слово, а уже потом меч.
Любопытно, что у кельтов было подобное отношение к поэзии. Например, друиды - жрецы и мудрецы кельтских народов. Из древних источников можно заключить, что друиды во многом напоминали персидских магов или индийских браминов. Цезарь полагал, что это общественный слой, стоящий, наряду с воинами, над плебсом. Иные источники того времени упоминают три группы жрецов: бардов, ватов (вещунов, пророков) и собственно друидов. Часто друидов приравнивали к бардам - певцам, поющим сакральные космогонические песни, заставляющих внимать леса, поля, деревья и все живой своей песне (как и греческий Орфей).
Происходит слово "друид" из кельтского и гэльского слова "друи", что значит "колдун", а оно, в свою очередь, происходит от древнего индоевропейского корня, означавшего у греков слово "дуб".
Дуб(иврит) - медвежонок.
Друиды были одновременно жрецами, гадателями, пророками, врачами и юристами. Разделение друидов, филидов и бардов в Ирландии было на ранних этапах развития этой культуры. Все люди творческих специальностей: художники, музыканты, ювелиры, врачи, в особенности те, что использовали в диагностике гадания, а в лечебных процедурах - магию, причислялись к друидам. Считалось, что друиды умеют вызывать и заклинать духов, способны своими заклятиями побеждать даже богов.
Друиды играли роль древних юристов, разрешая возникающие споры, пользуясь при этом традиционными наборами законов, а также прецедентами, передававшимися изустно из поколения в поколение. Для решения споров к ним обращались даже короли. Они были также историками, обязанными знать наизусть древние мифы и легенды, а также родословные предводителей их племен. При вступлении на трон нового короля, друид должен был подтвердить благородное происхождение претендента и принять от него присягу на верность древним обычаям.
Известно, что также как и скандинавские прорицатели, друиды излагали все свои заклинания, мифы, истории, вообще все - в поэтическую форму. Вот один из примеров сочетания поэзии и магических заклинаний. Гадание друидов состояло из трех этапов. Первый состоял в вызове перед сном богов, что предварялось поеданием мяса вепря, собаки или кота.
Второй состоял из прикосновения волшебной палочки (жезла) к исследуемому предмету, после чего следовало предсказание в форме импровизированного четверостишия.
Третий этап тоже завершался прочтением четверостишия, вдохновение которого вызывалось укусом собственного пальца.
В "Речах Высокого" дается свод законов, советов и нравоучений, установленных
"Высоким", верховным богом Одиным.
"О мудрости и о тех, кто слывет мудрым.
День хвали вечером,
жен - на костре,
меч - после битвы,
дев - после свадьбы,
лед - если выдержит,
пиво - коль выпито.
Руны найдешь
и постигнешь знаки,
сильнейшие знаки,
крепчайшие знаки,
Хрофт их окрасил,
а создали боги,
и Один их вырезал,
Один у асов,
а Даин у альфов,
Двалин у карликов,
у ётунов Асвид,
и сам я их резал..."
**************
Итак Бог Один лик бога Богумира!
***************
"О заклинаньях колдовских" - песня с разнообразными житейскими советами, с советами магическими (влияющими на человека), разбитая на пункты:
помочь в печалях, заботах и горестях.
врачевать.
защищаться в битве.
все оковы могут пасть от заклинанья.
могут быть взору стрелы покорны.
наслать несчастья врагам.
погасить пламя.
восстановить мир.
послать повеленье стихиям.
не дать ведьмам вернуться в тело.
одержать в битве победу (заклинание в щит).
оживить кого-либо.
освятить младенца, чтоб меч не коснулся.
(159) "Четырнадцатым
число я открою
асов и альфов,
прозванье богов
поведаю людям, -
то может лишь мудрый".
(Асы - боги, альфы, эльфы - малые боги).
"Тьодрерир пел
пред дверью Деллинга;
напел силу асам,
и почести - альфам,
и Одину - дух".
вызвать любовь, покорить помыслы человека.
опутать душу
сохранить великую тайну.
В этой песне также идет речь о том, что Один принес сам себя в жертву на мировом древе (начало мира, которое соединяет собой весь мир), чтобы обрести знание рун (сами руны при написании окрашивались кровью), а также Священное кольцо, на котором давались клятвы (это повествование об Одине натолкнуло Толкиена на написание своей трилогии "Властелин колец", он использует как сам сюжет, так и образы, имена гномов, эльфов, богов).
В скандинавской мифологии Один является сыном Бора и Бестлы, дочери великана Бёльторна. Скандинавский Тор также считался сыном Одина; другими его сыновьями были Бальдр, Вали и Видар. Атрибут Одина - гунгнир - копье, не дающее промаха, символ его военной власти и военной магии.
"Младшая Эдда" рассказывает об Одине, в отличие от "Старшей Эдды", не как о боге, а как о человеке, рассказывает историю его появления в Скандинавии, о его мудрости и знаниях.
Один, верховный бог скандинавов и норвегов, "Младшей Эддой" определяется не только в образе человека, но и почитает за человека, за странствующего мудреца с Востока, которому предсказали, что имя его превознесут на севере и примут за бога. Он отправился на север, чтобы проверить предсказание. Прибыв на север Один, в конце концов, подчинил себе страну Саксов, стал конунгом. По легенде Один прибыл на север с востока. После него некоторые азиаты также пребывали на север. Их причисляли к божественной нации (азы - асы), потому что они обнаруживали нечеловеческую мудрость. "Старшая Эдда" включает много песней о героях, это объясняется тем, что Один и его потомки много вели завоевательных воин.
"Младшая Эдда" определяет не только происхождение и родословие Одина - верховного бога, но и имеет представление о сотворении мира, в котором весь мир происходит из одного человека. "Была мировая пустота Гинунгагап. Было в этой пустоте два мира мир холода Нифльхейм и мир жара Хвергельмир. Под воздействием жара лед стал таять и образовался иней, из него родился великан Имер. Он уснул, во сне вспотел, и из этого произошли мужчина и женщина. От брака его ног родился великан. Там, где спал Имер, было все ледяным, от его тепла иней растаял и от этого родилась корова Аудумла, из вымени которой потекли четыре реки. Из этих рек начал питаться Имер. Сама корова питалась тем, что лизала камни, покрытые инеем, от этого из инея вырос человек Бор. У Бора родился Один, а потом и его братья. Один и братья асы убили великана, потом взяли Имера и бросили его в самую глубь мировой Бездны. Они сделали из него землю, из его крови - все воды, из век стену для защиты от великанов - крепость Мидгард (мир людей), из мозга Имера сделали облака. Сыновья Бора сделали два священные дерева Ясень и Иву, поставили их в центре Мидгарда, и от них пошел род людской. В Середине мира (Мидгарда) асы построили себе Асгард.
Следует привести некоторые выдержки из словаря сложных символических эпитетов - кенингов, находящегося в конце "Младшей Эдды".
"Женщина (дарительница - ива) - подпорка камня, Христ (валькирия) меда, Сюн ожерелья (подставка), береза золота, осина монет, липа льна.
Мужчина - дуб оружия и сражений, ствол (муж) прута убийства (меч), дерево (муж) губителя щитов (меч), дерево ясеня Улля (щит), ясень вьюги Хоара (Одина), клен льдины руки (серебро), палица ужаса, терн богатства.
Битва - буря оружия, грохот Снёгулы (валькирия), непогода Хоара (Одина), вьюга Хлёкк (валькирия), звон Гёндуль (валькирия).
Меч (колющее оружие обозначается через "лес", "дерево", упоминая рыб и змей и погодные условия) - огонь Одина, пламя (меч) солнца кораблей (щит), луна носа корабля (щит), ладья Улля (щит", земля кольца (кольцо щита), лед щитов, гремящий огонь кольчуги, палуба шлема, темный дракон щита.
Корабль - конь волны, жеребец Гейти (морской конунг), Северный огонь Свейди (морской конунг), зверь пучины, скакун тропы чайки, конь мачты, медвежонок потопа, олень моря, лось потопа, морская колесница Мейти (морской конунг).
Поэт - кузнец корабля Видуура, податель напитка Игга, кузнец стихов (Видур, Иггляина, Одина).
Солнце - забава Двалина, сияние альфов и врёдуль.
Волк - бирик, Фенрир (волк, пожрущий землю, богов и людей в конце мира)
Олень - мотроднир (ступающий по кочкам), даин (мертвый), двалин (медлящий), дунейр, дуратрор.
Конь - Лунг, кровавоногий, Гисль.
Змея - Ермундганд (змей, пожгущий землю), Нидхёгг (сидящий у Ясеня - мирового древа)".
Свидетельство о публикации №117112304038