К. и. галчиньски. театрик зелёная гусыня. три пред

 Константы Ильдефонс Галчиньски

Три представления
I.
 Театрик «Зеленая гусыня»
Имеет честь представить
«Дымящую  печь»

Выступают:
ХОР  ПОЛЯКОВ
 ДЫМЯЩАЯ ПЕЧЬ
 ОСЛИК  ПОРФИРИОН
 и КОЛОКОЛА

ХОР ПОЛЯКОВ
( Басом, стихами)
 Мы  тут век на том стоим,
 а из печки  тот же дым.
 Столько лет и столько зим
 из печки дым, из печки дым.
 Ах, геополитические соображения
нас довели до истощения.

 ДЫМЯЩАЯ ПЕЧЬ

 О, бедная, бедная  я печка,
 Вечно слышу  те же речи.
Вот стена и вот стена,
 печка заворожена,
 так что в лето или в зиму
 я дымлю докучным дымом,
и не вижу перемены,
 а поляки молятся и играют Шопена,
 ох!

 ХОР ПОЛЯКОВ
 Чуда! Чуда!
 «Как дождичка в четверг»,
 ждать – не  дождаться люду.

ОСЛИК ПОРФИРИОН
 (с инструментами)

Ничего не понимаю. Нэ розумию. I do not understand.
(Выносит золу, очищает трубы, то есть выполняет несколько простых действий печника)

ПЕЧКА
 (перестаёт дымить)

ХОР  ПОЛЯКОВ
 (Тут же на радостях пускается в пьянство и звонит в колокола)

КОЛОКОЛА
 Бум-буум! Tedeum  !

ХОР ПОЛЯКОВ
(Резюмируют)
Наша печь починена образом чудесным,
но  ОСЛИК  ПОРФИРИОН становится  неуместным.
(побивают Порфириона).

ЗАНАВЕС

 Первое издание: «Пшекруй» 1946.

 
II.
ТЕАТРИК "ЗЕЛЕНАЯ ГУСЫНЯ"
имеет честь представить
пьесу
из жизни интеллигенции под названием :
«ГАМЛЕТ  И  ОФИЦИАНТКА»

Персонажи:
 ГАМЛЕТ- принц датский
 ОФИЦИАНТКА - такая дама
 ХЕНРИК ЛАДОШ - без комментариев
 и АДСКИЙ  ПЁТРУСЬ - свинья
Место: Трактир «Под выбритыми бровями».
Время: неопределённое.

ГАМЛЕТ:
(басом)
 Что предложите?
ОФИЦИАНТКА:
 Всё.
(отцепляет брошь и снимает обувь)
ГАМЛЕТ:
(сопрано, решительно)
 Нет. Это дело отложим  до вторника. Я спрашиваю, что может быть предложено в смысле питья?
ОФИЦИАНТКА:
 Кофе, чай.
ГАМЛЕТ:
(лирическим тенором)
 Тогда кофе. Нет. Чай. Нет. Кофе. Нет. Чай. Нет. А может , чай? Нет. Кофе. Кофе. Чай. Чай. Кофе. Кофе. Кофе. Кофе.
(пауза: мерцают светильники, меццо-сопрано)
 Чай!
ОФИЦИАНТКА:
 Или, может быть, кофе?
ХЕНРИК ЛАДОШ:
 Или, всё же, чай?
ГАМЛЕТ:
(умирает от нерешительности и заворота кишок на резком  историческом повороте)
АДСКИЙ ПЁТРУСЬ :
Мрачность. Женщины безумствуют.
(пишет белым твердым мелом на черном гробу Гамлета:
 ГАМЛЕТ ИДИОТ).

ЗАНАВЕС
1948

III.
ТЕАТРИК "ЗЕЛЕНАЯ ГУСЫНЯ"
имеет честь представить пьесу
сурового пера нашего Автора
«Трагический конец мифологии»

Персонажи:
 ЛЕДА – законная жена Тиндарея
 ЮПИТЕР – известный эротоман
 & СКОВОРОДА

ЛЕДА:
 Юпитер! Ах!
ЮПИТЕР:
(мрачный, прячет сковородку в складках хламиды)
 Что ещё?
ЛЕДА:
 Юпитер, ах, как ты был красив в виде лебедя! Так меня целовал ! Так целовал меня!
ЮПИТЕР:
 Ну и что? Хватит этой лирики! Я спрашиваю, где эти яйца и сколько штук?
ЛЕДА:
 Вот они, возлюбленный. Здесь. Три штуки. Буквально три. Как это подают все учебники древней мифологии. И порядок событий тот же. Сначала ты превратился в лебедя. Потом эта ночь в Закопане. А через мгновение из трёх мифологических яиц вылупятся  трое мифологических деток: Кастор, Поллукс и Елена.
ЮПИТЕР:
(мрачный, нервно маневрирует сковородкой, спрятанной в складках хламиды)
 Довольно!
(вынимает сковородку из подмышки, включает электрическую плиту и из трех мифологических яиц жарит реальную яичницу с зелёным луком).
ЛЕДА:
 Что ты сделал, несчастный?
ЮПИТЕР:
То, что  указывала совесть моего  Юпитерова желудка. Ты дура, Леда. Но  пойми хотя бы, что от Кастора и Поллукса никакой пользы, а что касается Елены, последствия известны: Троянская война. А нам   войн вполне хватает.
(рубает  яичницу).

ЗАНАВЕС
1949
http://www.kigalczynski.pl/gesi/


Рецензии