Мирмидонец
Он видел всё. Блестели шлемы. Латы
Гудели, словно кованая медь.
На приступ шли крылатые солдаты,
Готовые со славой умереть.
Отважным уготована могила:
Они уже ступили за черту.
Он видел смерть великого Ахилла,
Парисом поражённого в пяту.
Он понимал все козни Одиссея,
Троянцам подарившего коня,
Чтоб из его гнилого чрева сеять
Смерть от жестоких жал и от огня.
Солдаты шли, не нарушая строя.
Глаз, искажённый линзою стекла,
Взирал с небес. И полыхала Троя.
И корчил жар сожжённые тела.
В сандальях тридцать третьего размера
Шёл бог, играя веточкой ветлы,
Оставив муравьиного Гомера
Слепым от Аполлоновой стрелы.
Он видел всё: героев, сцены ада,
Сцепление эпических картин...
...Сквозь мирмидонца дышит 'Илиада'.
И феромоны жгут ему хитин.
© Copyright:
Валентин Емелин, 2017
Свидетельство о публикации №117062406768
Рецензии
Валентин, а почему вы называете чрево троянского коня "гнилым"? Вроде деревья для его постройки были свежесрубленными из рощи Аполлона. Наличие воинов внутри, на мой взгляд, тоже гнили не добавляет:)
У Олди в "Одиссей, человек космоса" интересная трактовка троянских событий, да и самих главных фигур троянского эпоса. Не читали случаем?
Александр Веселов 30.07.2024 20:31
Заявить о нарушении
Потому что это муравьиный «троянский конь» - то есть павший конь. Это же муравьиная Троя, муравьиная война. Нет, не читал, придется прочесть. Ладыженского знаю по стихам.
Валентин Емелин 30.07.2024 20:40
Заявить о нарушении
Я бы посоветовал начинать с трилогии о Геракле("Герой должен быть один"(о Геракле собственно),а ей предшествуют об Амфитрионе и Пелее), потому, что хронологически эти истории предшествуют истории о Трое и Одиссее.
Что касается "муравьинного коня": вы же сами говорили, что сюжет может интерпретироваться по-разному. Одна интерпретация( и она мне ближе), что история рассказывается Гомером-мирмидонцем. К этой истории меньше вопросов, хотя она, конечно, не так оригинально звучит, как история о зарождении духовности в муравьинном сообществе. Но даже если иметь в виду два равноправных прочтения, то атрибуты этих историй должны быть справедливы для обеих, как мне представляется.
И если в случае с муравьинной историей, "муравьинный конь" частично оправдывает эпитет "гнилой" (хотя больше "тухлый"), то в для первой истории он уже не играет. А мне кажется, что первый вариант является основным, т.к. более понятен и естественен для читателя.
Как-то так:)
Александр Веселов 31.07.2024 00:28
Заявить о нарушении
Нет, Александр, здесь нет второго сюжета. Вернее он есть, как канва, исходник для читателя, который знает сюжет. Но драма Троянской войны перенесена в муравьиное царство. Ребенок-бог поджигает муравейник увеличительным стеклом и уходит. Перекличка с оригиналом также и через название - Ахилл был из племени мирмидонян или мирмидонцев, ведущих происхождение от людей-муравьев. Таким образом круг замыкается. Но сюжет предполагает только одно прочтение - с точки зрения муравьиного Гомера. Второе тут просто лишнее, оно есть по умолчанию.
Валентин Емелин 31.07.2024 01:56
Заявить о нарушении
Это все понятно, я о теоретических частностях. Сложность поэтического контракта с двумя сюжетами - вот тема обсуждения. Каждая деталь должна быть справедливой для обоих прочтений.
Александр Веселов 31.07.2024 10:25
Заявить о нарушении
Еще "жестокие жала" не очень нравятся.Как-то бесхитростно. Понятно, что "жало" не целоваться летит. Жестокость в нем не обсуждаема, поэтому не достойна упоминания. Если бы были ласковые жала, тогда следовало бы уточнять, о каких именно идет речь. Но поскольку ласковые отсутствуют, как класс... :) Может, "летучих жал"?
Александр Веселов 31.07.2024 11:28
Заявить о нарушении
Александр, в поэзии важен не только и не столько сюжет, сколько совокупность смыслов, формы и звучания. ЖЖ жестоких жал - аллитерационное усиление, создающее звуковой фон, при сохранении образа и смысла. При этом я сторонник точности деталей, что в данном случае не нарушается. Что касается глаза в линзе - не понимаю претензии: мальчик поджег линзой муравейник, затем посмотрел в увеличительное стекло на спасающихся от огня муравьев, прикольно. Муравьиный Гомер же видит глаз бога в небе, это ещё один символ. Не понимаю, что тут не понятно. Про двойной сюжет я уже писал.
Валентин Емелин 31.07.2024 12:13
Заявить о нарушении
Валентин, все что вы написали о " поджег, а потом посмотрел"- это в вашем сознании:) в тексте этого нет. Следуя тексту мы видим только фразу, которую я уже процитировал, в которой акцент проставлен на созерцании. А действо поджега через линзу оставлено автором без внимания. Читатель не должен это домысливать. Отсюда и непонимание большинством читателей вашей задумки(как я понял из отзывов): сюжет не детально прописан.
Валентин, вы уж извините меня, что я придираюсь:)
Александр Веселов 31.07.2024 12:44
Заявить о нарушении
Что касается формы(звучания), могу сказать, что, погнавшись за аллитерацией,формой, не следует пренебрегать соразмерностью. Анненский в своё время написал на Брюсова замечательную пародию, за подобное увлечение. В ней очень веселые "ослы терпения и крокодилы мщения":)
Александр Веселов 31.07.2024 12:50
Заявить о нарушении
быть абсолютно понятным тоже не есть самоцель. В поэзии должно присутствовать непонятное, потому что оно воздействует над подсознание. кроме того побуждает перечесть еще раз, и деже заглянуть куда-нибудь, хоть в Вики для начала.
Валентин Емелин 31.07.2024 15:11
Заявить о нарушении
Я никак не считаю это сюжетным провалом. Я сказал в нем все и так, как считал нужным и не вижу нужды менять ни слова. Но Вы в своем праве считать таковым.
Валентин Емелин 31.07.2024 16:46
Заявить о нарушении