Жена Лота

                ...и не оставляй жертвы твоей
                без соли завета Бога твоего...
                Лев. 2:13


Последний праведник Содома,
Суливший черни дочерей,
Когда пришлось бежать из дома
Под взглядом запертых дверей,
Не обернувшись, в страхе Божьем,
Тебя оставил на тропе,
У поворота, за подножьем
Холма, где ты, оторопев,
Посмела все же оглянуться
На свет пылающих камней,
На ту оливу, что вернуться
Огнём ветвей молила к ней,
На склепы старого кладбища,
Где кости деда и отца
Обращены во пепелище
От гнева Божьего лица.
Остановясь на пограничье,
В каком-то выморочном сне,
В последнем нищенском величье
Ты все же выдохнула: Нет...
Чтоб не увидеть дочь-невесту,
С которой праведник возлёг,
Предавшись пьяному инцесту,
Раздув Содома уголёк,
Что будет искрой негасимой
То здесь, то там подспудно тлеть –
Гортань сожмёт невыносимо
Лозы предательская плеть.
Чтоб не вкусить небесной манны,
Чтоб искупить чужую боль,
Ты там застыла безымянно –
На ране жертвенная соль.


Рецензии
На самом деле, под влиянием Вашего стихотворения написалась моя «Лотта»: я подумала, что непорядок оставлять женщину безымянной – надо дать ей имя. Хотя, если со всей серьезностью, то меня тогда поразила и сама выбранная форма и то, как Вы прочитали: обработанная словами соляная колонна, капитель, с основной мыслью «то, что он ее оставил». У меня наоборот в «Лотте» – она изначально одинока, а тот, кто возвращается к ней время от времени стирает из ее памяти прошлую жизнь. Мне кажется, что оставленная им у Вас, не превратившись в соляной камень – она не смогла бы жить. Или заснув у него на коленях, она мечтает так и остаться и не проснуться – у меня.

Жанна Лебедева   17.03.2022 19:31     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Жанна. Всегда рад поговорить о стихах. Да, безымянность жены Лота в истории ужасна. Не быть названной по имени это почти что не существовать. Но она осталась в истории, хотя бы в виде соляного столпа. Я прочёл Вашу Лотту, мне кажется там основной лейтмотив - преодоление одиночества. У меня тема одиночества тоже присутствует - что может быть более одиноким, чем безымянная женщина, обращённая в соляной столп? Но там много больше, чем это. Тема праведности - может ли быть праведником тот, кто так интерпретирует слово Божье, что готов отдать дочерей на поругание? Кто вступает с ними в связь, пусть и для продолжения рода, кто бросает свою женщину на произвол судьбы? Ведь он уносит с собой уголёк Содома, то есть Содом не уничтожен. Ещё - о ценностях. Прошлое с отеческими могилами или будущее беженцев, полагающих, что остались одни на земле?
Верность мужу или отцу? Нужно ли жить, если горит самое дорогое? Должна ли женщина слепо повиноваться? Ну и так далее.

Валентин Емелин   17.03.2022 20:25   Заявить о нарушении
Не говоря уже о том, есть ли искупительная жертва и если да, то как это работает и работает ли?

Валентин Емелин   17.03.2022 20:34   Заявить о нарушении
Вы будто с докладом передо мной выступаете, садитесь, «единица». Все эти громкие слова о праведности, искупительной жертве на мне не работают. Муж может быть похож на отца, а может быть противоположностью. Любишь и верен? Докажи

Моя партнерша по фортепианному дуэту говорила «Содом и Гоморра» на разные происходящие вещи, поэтому эти слова звучат теперь ее голосом.

За «Ну и так далее» думаю, скрывается самое интересное

Жанна Лебедева   21.03.2022 13:18   Заявить о нарушении
Нет, Жанна, я просто объясняю своё видение текста, только и всего. Сожалею, если для Вас это прозвучало как-то дидактично, совершенно не предполагалось.

Валентин Емелин   21.03.2022 16:04   Заявить о нарушении
Сожаления принимаются :)
Но Вы забыли о других человеческих ощущениях, не только зрительном: еще можно чувствовать пальцами, слышать текст, обоняние и вкус тесно связаны – и они всегда присутствуют. Так что у меня спектр восприятия шире :)

Жанна Лебедева   14.04.2022 14:40   Заявить о нарушении
Оказывается, в японской мифологии тоже есть мотив уходить, не оглядываясь на прошлое. Покидая сказочную волшебную страну, то есть это может быть и мир духов, где было хорошо, идешь в реальный мир. Но все же в сказочном мире тебе пообещали встречу – и оставляешь прошлое все же перенося ментальный образ в будущее, а не совсем разрушая и забывая то, что не вернуть.

Жанна Лебедева   27.10.2023 20:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.