Курилка. Сентябрь-2016
Всё, что для этого требуется - в отдельной рецензии указать ссылку на своё стихотворение, представленное в сентябре на конкурс, и опубликовать его текст.
Свидетельство о публикации №116083110300
Рига
http://www.stihi.ru/2016/09/06/9920
"comment dire" (S. Beckett)
Звонят колокола. Восемь утра.
Сгибают спины мрачные коты.
Отстановлюсь. Одернет полицейский:
пустые губы что-то спросят, но
я не услышу — всё заполнит гул.
Пульсирует, пульсирует в ушах:
и я уже не властвую над звуком,
(Как будто бы оглох? На самом деле?)
и стыд от этой странной глухоты.
Ни слова не произнесу, ни слога.
Лишь "а" немое выпущу дыханием.
С ним, обжигая горло, нёбо, щеки,
ударит по зубам поток чего-то,
что, вдруг с огромной силой вырываясь,
заставит пожалеть… Но поздно, поздно.
Забьется голубь. Окна наверху
захлопнут. Стихнет звон. Как будто
по-прежнему: звонок велосипеда,
стук каблуков по старой мостовой,
трещетки птиц, гудение моторов —
как будто далеко до тишины…
И все-таки я потерял кого-то.
Но как сказать, кого? Но как сказать?
Владислав Декалов 15.09.2016 15:52 Заявить о нарушении
Ас Пупкин 15.09.2016 18:34 Заявить о нарушении
Владислав Декалов 15.09.2016 18:55 Заявить о нарушении
Андрей Игумин 15.09.2016 19:15 Заявить о нарушении
Но вообще нет тут драматургия. Трагедия момента экзистенциальной утраты, лол.
Владислав Декалов 15.09.2016 20:22 Заявить о нарушении
Стихотворение Владислава такое... московское, как мне слышится. Тарковско-белоахмадулинское-спарберовское.)) Не знаю, как к этому относиться.
А вот нарушение запрета переакцентуации в первой строчке ("восЕмь") – однозначно зря.
Арабский Алфавит 15.09.2016 22:39 Заявить о нарушении
Ты поешь? Иль сердцу снится?
Свет от розовой иконы
На златых моих ресницах.
Андрей Игумин 15.09.2016 22:52 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 15.09.2016 22:57 Заявить о нарушении
Андрей Игумин 15.09.2016 23:05 Заявить о нарушении
Владислав Декалов 15.09.2016 23:06 Заявить о нарушении
Андрей Игумин 15.09.2016 23:10 Заявить о нарушении
Можно и с "души" начать, и с "колоколов", и с "ангелов" и написать хорошее стихо. Классики умели.)
Арабский Алфавит 15.09.2016 23:11 Заявить о нарушении
Владислав Декалов 15.09.2016 23:13 Заявить о нарушении
(хотя я терпеть не могу все эти разговоры о том "ШТО ХАТЕЛ СКАЗАТЬ АФФТАР")
Владислав Декалов 15.09.2016 23:13 Заявить о нарушении
Владислав Декалов 15.09.2016 23:15 Заявить о нарушении
Сгибают спины мрачные коты.
А у меня и ни двора, и ни кола.
И только стыд от пустоты и глухоты.
Владислав, не обижайтесь, если что, честно, но доброжелательно высказался.
И коты мне тоже понравились. Умолкаю.
Андрей Игумин 15.09.2016 23:19 Заявить о нарушении
Еще раз повторюсь, если бы я был обидчивым, я бы не принес стихо на разнос. Мне всегда интересно, как воспринимается текст разными читателями, и это здорово, что и так тоже!
Владислав Декалов 15.09.2016 23:23 Заявить о нарушении
Владислав Декалов 15.09.2016 23:24 Заявить о нарушении
Валентин Емелин 15.09.2016 23:26 Заявить о нарушении
Владислав Декалов 15.09.2016 23:32 Заявить о нарушении
***
Я помню чудное мгновенье
Невы державное теченье
Люблю тебя Петра творенье
Кто написал стихотворенье
Я написал стихотворенье
Владислав Декалов 15.09.2016 23:57 Заявить о нарушении
Владислав Декалов 16.09.2016 00:00 Заявить о нарушении
Про «мастерский», наверное, немного резко прозвучало, прошу извинить. Просто критерии мастерства обычно задаются людьми с правом номинации, то есть теми, на чей вкус мы можем положиться. Что стоит за вкусом, с одной стороны, и за содержанием того, что провозглашается мастерским, а что — нет, в последнее время как-то совсем потерялось. Профессионалы от поэзии не всегда могут ответить, что же объективно хорошо. Это, кстате, весьма интересно, когда авторы общаются на широком пространстве, а не в кулуарах. Возможно, выработка общего, пусть и многогранного, понимания содержания хороших стихов поможет вылезти из этого бурдьеанского болота и преодолеть постмодернистские условности.
Но это так, уже мысли около. Стишок ими не оправдываю ни в коем случае. Со всем согласен, под всем подписываюсь =)
Владислав Декалов 16.09.2016 00:18 Заявить о нарушении
Думаю, кстати, "восходящая динамика" - не обязательное условие художественного успеха. Может быть, может не быть...
Типичная проблема конкурсных площадок, на которых рассматриваются одиночные стихи: искусственно обрываются важные для автора связи одного его текста с другими. Композиция, "неудачная" с точки зрения отдельно стоящего текста, вполне может оказаться удачной, если стихо будет рассматриваться как часть цикла (например).
Это я сейчас не о конкретном стихотворении Владислава, а о пробеме в целом.
Арабский Алфавит 16.09.2016 00:38 Заявить о нарушении
Владислав Декалов 16.09.2016 00:51 Заявить о нарушении
Эпитет "странная" (глухота) здесь, по-моему, излишен, контекст и так обрисовывает ту глухоту как нечто далекое от обыденности, доселе незнакомое и тп. Вообще "странный" в стихах - определение обычно слишком общее, маловыразительное...
Арабский Алфавит 16.09.2016 01:00 Заявить о нарушении
Про сиюминутное — да, именно это было стимулом. Кажется, Элиот (а, может, и не Элиот, не очень хорош для цитат) говорил, что поэтический текст в некоем моменте склеивает разрозненные куски опыта (шума деревьев там, блеска воды, запаха цветка в руке). И мне очень интересно искать в этих моментах, сиюминутностях провалы что ли, несоответствия ощущения обычного тому, что испытал в этой ситуации (я выше шутя назвал это экзистенцильность, наверное, так НЕ есть, но быть должно).
В общем, буду вновь расписывать руку (хе-хе) и продолжать, думаю, получится всех шероховатостей и спорностей избегать.
Владислав Декалов 16.09.2016 01:16 Заявить о нарушении
Андрей Игумин 16.09.2016 01:28 Заявить о нарушении
Ох, эстетика, очень опасное слово. Но это уже предмет отдельной дискуссии, далеко за рамками обсуждения «Риги», Вы правы.
Владислав Декалов 16.09.2016 01:36 Заявить о нарушении
- ИХ пишет, что классики умели писать удачные стихи, начинающиеся с "колоколов", "души", "ангелов" и тп
- ПБ подтверждает: да, умели
- и тут же ПБ говорит, что он таких стихов классиков не знает
Если не знает, чего ж соглашается: "да, умели"?
Арабский Алфавит 16.09.2016 08:02 Заявить о нарушении
Стих этот пытается зафиксировать некое странное, измененное состояние, некий переход куда-то... Этим и интересен.
Но, с моей точки зрения, сделано это чересчур... с пережимом, что ли. Дело не в колоколах - пусть их (восемь однозначно нужно править. Если б еще не в начале текста, могло проканать. А так - только начинаешь читать - и сразу спотыкаешься)
Да, так вот. Фиксация момента, по мне, требует большей беспристрастности изложения. Именно потому что фиксация. Я бы убрал отсюда не только прилагательное странный, а все прилагаки вообще - и мрачных котов, и пустые губы, и огромную силу... Поздно, поздно, выпущу дыханьем, не властвую над звуком - тоже как-то слишком литературно, на мой взгляд. Вот последняя строфа мне понравилась. Потому что она именно фиксирует. В остальном не хватает точности. Повторюсь - на мой вкус, слишком литературно.
Александр Спарбер 16.09.2016 08:50 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 16.09.2016 09:22 Заявить о нарушении
пустые губы. Я бы понял если бы пустая голова не понять чего спросила. Само словосочетание пустые губы - уже сомнительно. Так они ещё и спрашивают.
я не услышу — всё заполнит гул.
И опять время и логика. Я бы понял если бы было: всё заполнил гул. И эллипсис бы сработал. А так - бессмыслица полная.
Мой совет автору: не стоит ни чего править - лучше напишите новое стихотворение.
Ас Пупкин 16.09.2016 09:27 Заявить о нарушении
Владислав Декалов 16.09.2016 09:45 Заявить о нарушении
Каша с временами так задумана, но если Вас это смутило, значит, что-то в пошло не так. ОБЯЗАТЕЛЬНО НАПИШУ НОВОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ А ТО КАК ЖЕ А ЭТО НЕ БУДУ ПЕРЕПИСЫВАТЬ ДА ВОТ ТАК ВОТ
P.S. "Пустые губы тебя ласкают, пустые губы шепчут тебе", лол =)
Владислав Декалов 16.09.2016 09:51 Заявить о нарушении
Ты целуй меня везде - восемнадцать мне уже.
Ас Пупкин 16.09.2016 09:56 Заявить о нарушении
Он знал, что в дни, когда стада тучнели
И закрома ломились от добра, —
У колокола в голосе звенели
Малиновые ноты серебра.
Ас Пупкин 16.09.2016 10:13 Заявить о нарушении
И в бессознательном [что чую о том пою, не важно что, не важно как] можно Кафку разглядеть.
Андрей Игумин 16.09.2016 10:25 Заявить о нарушении
Ну, серьезно, у меня есть стилистические провалы (а кто не без греха, тот пусть перый бросит меня в камень), но здесь я вроде употребил допустимо (хотя, может, и не совсем допустимо и я тут пытаюсь разыграть сценарий ВЫ ВСЕ ВРЕТИ). Тем более, "звенит колокол" — это как-то мелко, а вот "звонит" — о!
Владислав Декалов 16.09.2016 10:30 Заявить о нарушении
Звонарь звонит - звенят колокола. Всё на месте. Теперь - Звонарь звенит - звонят колокола. Чувствуете разницу. Теперь в звонаря звонят, а он звенит. А кто звонит - колокола.
Ас Пупкин 16.09.2016 10:37 Заявить о нарушении
Дело даже не в пресловутой блоковской келье поэта, куда не стоит входить, дабы не вынести ненароком сор, из которого не ведая стыда растут стехи. Стихотворение — это неким образом и по неким правилам оформленная речь автора. Как только оно произведено, автор теряет над ним абсолютную власть: все правки и изменения делают из произведенного текста просто другой текст, пусть он и отличается запятой или опечаткой. Так вот, автор определенные правила соблюдает на сознательном и (что намного интереснее) бессознательном уровне, и делает мысли, чувства, метафоры и прочий звукоряд для некоего идеального читателя (которым является он сам, скорее всего). Появляется текст (восемь, двенадцать строк — вообще не важно). Скорее всего, он публикуется, но в эпоху интернетов он становится частью циркулирующего, далеко не статичного пространства. Очень, кстате, взрывоопасного (но это отдельная тема, не будем о ней).
Читатель, встречаясь с текстом, видит ТОЛЬКО текст. Понятно, что он может общаться с автором — на Стихи.ру автор настолько близко стоит к своему тексту, что можно унюхать исходящий от монитора запах пота его музы — но в самом тексте автора нет. Автор — это только конструкция, которая дает априорный ("ой это же стихо ЭТОГО САМОГО надо почитать") и апостериорный ("текс-текс, вот этот чувак ездил туда-то, а не связано ли это...") эффект, но не более. Все смыслы, они у читателя в голове.
Другое дело, что сам смысл и все прочие позитивные и негативные коннотации, вроде "эстетического удовлетворения мастерством", прости Господи, или "АФФТАР НЕПИШИ БОЛЬШЕ НИКАГДА" — это не только читательское "эго" (извинити), но и некий символический порядок, а тут уже и нормы, и правила, и хороший тон, и "дух времени", и что только не.
Для примера два диалога, и закончу этот "трындеж", как выразился один из комментаторов выше.
Деалог нумер один.
Читатель: так а что хотел сказать автор?
Автор: а ты как думаешь?
Читатель: ну вот то и то.
Автор: ну вот то и сказал и, наверное, хотел сказать.
(N.B.! а если этот читатель обладает правом номинации, то он в своем толстом журнале потом будет писать много про этого автора, и другие читатели такие с серьезными литсаме: "О да, именно это и хотел сказать")
И еще один.
Читатель 1: А чо хотел сказать автор?
Читатель 2: Да вот это!
Читатель 1: сирьезно? А мне кажется, вот это.
Здесь должен быть синтез и, скорее всего, снятие, но не факт.
В общем, если кратко, "авторский замысел" та еще фикция. Можно Кафку разглядеть, а можно и не разглядеть. В этом вся литература и состоит =)
Владислав Декалов 16.09.2016 10:47 Заявить о нарушении
Это слишком толсто, извините.
Владислав Декалов 16.09.2016 10:47 Заявить о нарушении
Владислав Декалов 16.09.2016 10:50 Заявить о нарушении
Наташа Дубрау 16.09.2016 10:53 Заявить о нарушении
Андрей Игумин 16.09.2016 10:53 Заявить о нарушении
Владислав Декалов 16.09.2016 10:55 Заявить о нарушении
Это... (щас, как там это слово, чтобы впросак не попасть перед литераторами с суровыми выражениями лиц...) а, вспомнил! Аллюзия!
Владислав Декалов 16.09.2016 10:58 Заявить о нарушении
Вообще накурено в этой вашей (или нашей?) курилке! =)
Владислав Декалов 16.09.2016 11:01 Заявить о нарушении
Андрей Игумин 16.09.2016 11:03 Заявить о нарушении
Я просто зашла на огонёк. ))
Наташа Дубрау 16.09.2016 11:07 Заявить о нарушении
Так что "пустышка" — это не объективный концепт. Это либо читательское решение, либо решение некоего номинирующего субъекта (критика, профессионала от литературы и т.д.).
Владислав Декалов 16.09.2016 11:12 Заявить о нарушении
Владислав Декалов 16.09.2016 11:14 Заявить о нарушении
Ас Пупкин 16.09.2016 11:15 Заявить о нарушении
Все, так яснее стало, а то "звонит" / "звенит" — кто ж разберет!
Владислав Декалов 16.09.2016 11:16 Заявить о нарушении
Москва - звОнят колокола(с)
А в Риге коты выгибают спины...
Всем спасибо, ушёл, дела.
Андрей Игумин 16.09.2016 11:17 Заявить о нарушении
А раз у Вас примеров нет, нечего и соглашаться: "классики умели".
А примеры удачных, с моей (и не только моей) точки зрения, стихов (не обязательно с "восходящей динамикой", я уже сказал, что это для меня не критерий хорошего стихотворения), в начале которых (если не в первой строке, то в первой строфе) стоят "ангелы", "Божья матерь", "колокола", "душа" и тп, действительно есть: у Пушкина, Лермонтова, Блока, Цветаевой, Пастернака... Гуглите, а я выхожу из дискуссии.
Вас сейчас интересует, видимо, частный момент "восходящей динамики", а меня - вообще хорошие стихи, которые хочется перечитывать.
Арабский Алфавит 16.09.2016 11:40 Заявить о нарушении
Только здесь эту сроку объясняет вот эта:
Это сердце России звенит.(с)
После неё метонемия выходит в Москва - звенят колокола.
И я бы не стал, на Газманова ориентироваться в таких вопросах.
Ас Пупкин 16.09.2016 11:43 Заявить о нарушении
Не трожьте Газманова!!11
Владислав Декалов 16.09.2016 12:00 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 16.09.2016 12:09 Заявить о нарушении
Оставил себе все ясные дни,
А нам оттенки всякой ...
Ас Пупкин 16.09.2016 12:16 Заявить о нарушении
Владислав Декалов 16.09.2016 12:24 Заявить о нарушении
А то так мы дойдем до того, что начнем говорить об объективном смысле музыки Моцорта и Битховина. Такого не бывает.
Владислав Декалов 16.09.2016 12:41 Заявить о нарушении
Большой Литературный Клуб 16.09.2016 14:16 Заявить о нарушении
Вот та же девочка решила сделать свои дела в сугробе (пример, конечно, нда... но тем и нагляднее). Есть некий взрослый наблюдатель, пусть это будет куратор выставки современного искусства "Земля" (оставим в стороне, почему он смотрел все это время на девочку). По каким-то неведомым причинам этот наблюдатель все-таки вчитал смысл и интенцию (sic!) в это действие и говорит такой: "Да это же перфоманс! А ну-ка, коллеги, все сюда! Это же шедевра! Такое яблоко на снегу! Нимфетка, Набоков, Джексон Поллок в юбке!". И все такие: "Вот это да! Вот это да! Какой молодец, что вы это заметили!". Вменяемость взрослого наблюдателя здесь есть? По идее есть, так как его авторитет не подвергается сомнению. Хотя консервативно настроенные любители реалистического искусства в лучшем случае только пожмут плечами и отвернутся.
Иными словами, разница между природным объектом и артефактом в случае человека не так очевидна (Деррида же, вроде Деррида, поправьте, если неправ, говорил, что когда кто-то апеллирует к естественному — ищите идеологию и умысел, ибо человек в пространстве языка давно потерял свое естественное состояние). К тому же, как быть, если девочка сознательно нарисовала бабочку и случайно капнула чернилами, в результате чего образовалась клякса. Потом куратор выставки современного искусства "Земля" увидел это вот все и ВНЕЗАПНО его осенил поток ассоциаций. Для чистоты эксперимента даже добавим элемент рефлексии этим куратором своих же ассоциаций, ну и опять то же: восторги искусствоведческой общественности, вписка в историю и др.
Все утрировано, конечно, но сами такой пример предложили =)
Владислав Декалов 16.09.2016 15:05 Заявить о нарушении
Андрей Игумин 16.09.2016 15:20 Заявить о нарушении
Давайте так, для прояснения: будет ли являться бабочка с кляксой из моего примера выше «артефактом» в Вашем понимании?
Вот, о Мандзони... Пикантность ситуации с Мандзони в том, что в баночках с «дерьмом художника» оказался обычный гипс. Так что не уверен, уместен ли здесь этот пример. Но почему нет, впрочем :)
Курим дальше? )))
Владислав Декалов 16.09.2016 18:30 Заявить о нарушении
Валентин Емелин 16.09.2016 18:30 Заявить о нарушении