Ярослав Ивашкевич. Осень в Варшаве
Вижу, как опадают каштаны хрустящие,
Которыми восхищался где–то там Милашевский.
Кажется, будто аллеи лазурью окрашены!
Ультрамарины дрожат на сером асфальте!
Стелет дорога серость под ноги.
Тьма листьев–бабочек горит в золоте -
Как бы не случился пожар в Городе!
Аллеи в тумане и мягкие шубки,
Низкие облака, вкус венгерки холодный.
Сердечный разлад, тротуары намокли.
Какой я голодный!
Лёгким морозцем тронуты далии,
Римлянки–варшавянки, словно из хаты Эвандра
Сын солдата приветствует, перегнулись в талии
На хмуро посиневшей площади Александра.
Через минуту вновь осень и Новый Свят в туманах,
Как тесёмка узкая улица Вашка.
Камерный оркестр исполнять будет Баха.
Ах, Столица моя – Варшава!
Где же ты посадишь свои все цветы
Между Учителем, Земяньской, Лешчинской,
Зачарованно убегают лета часы,
Заколдованные в мимолётный образ кассирши.
Что я сделал, Варшава, что Введенского стены вокзала
ты превратила в сумрачно–бурые и час указала,
когда все мысли мои буйные, прозорливые
уплывут и откроются смыслы глубинные.
Где–то в Киеве мой «Май» – Октостих –
Показался горячим – смешным в Пикадоре.
Простор Новогродской синевато тих,
Но в глубокой дали – светло-жёлтые зори.
Расступитесь, дома, проезжайте, трамваи,
Через мост–виадук прозрачно–медовый.
Устремимся мысленно вдаль вместе с вами -
Прочь с глаз моих вид седой и добрый.
Какие советы дадите вы мне у надгробий пророков,
Девочки, мечтающие о серебре эполет?
За мною ворота, передо мной бесконечно ворота –
Открыты в лазурь, в синеву, в фиолет!!!
Пусть хлёсткий удар паутину сметает,
Пусть благоуханные пальмы – страусов перья,
Розовый парус зажгут на скатерти моря,
Прочь всё, что отваге мешает и угнетает!
Прочь, дружба: хочу упасть в кровавые глубины,
Изохимен сомкнуть цветные виды!
О море, море, море стужи –
И пена чёрная горячей крови!
=======
• …где-то там Милашевский – предположительно Станислав Милашевский(1886 -1944) - польский драматург, эссеист, поэт и переводчик.
• …вкус венгерки холодный – сорт сливы.
• … далии – георгины.
• …из хаты Эвандра – Эвандр, герой, сын Гермеса и аркадской нимфы.
• …между Учителем - памятник Учителю – аллегория Сизифова труда: на памятнике изображён в духе античности сильный мужчина, толкающий вверх огромный камень.
• …Новый Швят…Земяньской, Лешчинской – улицы в Варшаве.
• …Введенского стены вокзала – Виленский вокзал в Варшаве; в стихотворении обыгрывается значение Виленского вокзала для города, как главных ворот Варшавы.
• …в Пикадоре - авангардистская литературная группы «Под пикадором».
• …изохимен сомкнуть… — изохимена (от греч. isos равный и cheima зима) (геогр.). Линия на географической карте, соединяющая места с одинаковой температурой зимы.
--------------
Ярослав Ивашкевич. Май
«Пикадорам»
Пламенеют молодые маки. Увертюра Аиды.
Девицы в муслинах, абитуриенты.
Ожидание лета, надежды тщетны.
Снисхожденья улыбки – но без обиды.
Лучших воспоминаний чёток множество.
Запах клубники. Первый стаканчик пломбира.
Встречи – в саду, куда ты ко мне приходила.
И верная горькая нянька моя - Одиночество.
http://milosc.info/wiersze/Jaroslaw-Iwaszkiewicz/Maj.php
http://j_uhma.republika.pl/iwaszkiewicz.html#03
--------------
Ярослав Ивашкевич родился в 1894 году. Учился в елисаветградской и киевской гимназиях, затем на юридическом факультете Киевского университета. Одновременно он обучался в Киевской консерватории, увлекался музыковедением.
Литературный дебют Ярослава Ивашкевича состоялся лишь в 1915 году, когда его стихотворение «Лилит» было напечатано в киевском еженедельном журнале «Перо».
В октябре 1918 года Ивашкевич переехал в Варшаву, где стал активным участником авангардистских литературных групп «Под пикадором» и позднее «Скамандр» (польск. Skamander). В этот период Ивашкевич увлекался творчеством Ницше, Рембо, Уайльда. С Уайльдом Ивашкевича роднило преклонение перед «чистой красотой». Для творчества Ивашкевича того времени характерны мотивы жестокой любви и одиночества.
В 1930-е годы в поэзии Ивашкевича в основном превалирует тон тревоги и беспокойства, он стремится создать в своих произведениях атмосферу «мистифицированной повседневности». В этих произведениях оформился сам стиль писателя, определяющими чертами которого стали чувственное, пластическое изображение, лиричность и камерность повествования…
Свидетельство о публикации №115110703302