Синие тучи на чёрном - душа?

* * *
Синие тучи на чёрном – душа?
Сегодня вдруг, в сумерки – острая тоска: серые тучи, серая река, ветер, хлопки одежды, голый кусок пространства. За жёлтыми окнами возможна ли радость? Тоска: нет дома, нет ничего, только жизнь, вот она в этот вечер. Её можно тронуть руками, просипеть простуженным горлом. Зажгли фонари, стемнело, стало легче.
Вспомнила, как в детстве стояла и думала: смерть – не увидеть больше рассвета, не вдохнуть. Просто и страшно.

Разве можно жизнь свести к внешнему? Разве можно клясть жизнь, когда это только рассветы, небо и всё, к чему можно лететь?

Лермонтов искал смерти. Такая большая, бессмысленная жизнь. Такая короткая и большая по своей пустоте, по заполнению этой пустоты, по непониманию её, жизни, непониманию с рождения в силу своего демонического дара любить смерть. Дара глубокого, как и всё на Земле, превратившегося в глупость. Потому что нельзя не быть смешным, не стесняться высоких чувств, не проводить время жизни бесцельно.

Смерть – чистота, любовь к ней – поиск предела бессмысленности, поиск того, что лежит за тобой, вне тебя. И после неё всё вдруг снова оказывается за тобой, но уже здесь. Всё, что не сделала рука, не додумал мозг и то, как лежит твой родной труп в дожде, на дороге. Это свобода, это законченность. Здесь, и ни днём, и ни местом позже. 

Смерть как неузнаное завтра...

(2002)

P.S. Тело Лермонтова некоторое время - около трёх часов лежало на дороге, под дождём, пока искали подводу...


Рецензии
Наталья, Вы пишите с какой-то детской искренностью и недетским отчаяньем ... Подобные мысли и чувства были у меня в юные годы, а Лермонтов так и остался любимым поэтом ... Извините, что отвечу не своими словами, а цитатами:
"Вторая дуалистическая теория влечений. Тема деструктивности и влечения к смерти неоднократно поднималась и обсуждалась в психоаналитической среде. Открытие самого деструктивного влечения принадлежит Сабине Шпильрейн. Сам термин «влечение к смерти» в работе «Деструкция как причина становления» в качестве концепта не фигурирует. Однако уже в дневниках, письмах и других документах он уже употребляется именно как концепт. Так, например, в дневнике С. Шпильрейн есть запись о том, что она пишет работу о «влечении к смерти». Фрейд лишь придал известность этому понятию. К развитию этой концепции влечения к смерти послужили: сама Сабина Шпильрейн, Альфред Адлер, Вильгельм Штекель, Карл Густав Юнг. Однако заслугой Фрейда является то, что он сумел объединить эти разрозненные взгляды в одну связную теорию. Основные положения второй дуалистической теории были сформулированы в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920). Согласно новой теории влечение к смерти (агрессивность) противопоставлялось влечению к жизни, которое включало сексуальные инстинкты и инстинкты самосохранения. «Если мы примем как не допускающий исключения факт, — писал Фрейд, — что всё живущее вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является смерть, и обратно — неживое было раньше, чем живое… Некогда какими-то совершенно неизвестными силами пробуждены были в неодушевлённой материи свойства живого… Возникшее тогда в неживой перед тем материи напряжение стремилось уравновеситься: это было первое стремление возвратиться к неживому».
Карл Меннингер в работе «Война с самим собой» (1938) рассмотрел различные формы саморазрушающего поведения, которые он разделил на собственно самоубийство, хроническое самоубийство (аскетизм, мученичество, неврастения, алкоголизм, антисоциальное поведение, психозы), локальное самоубийство (членовредительство, симуляция, полихирургия, преднамеренные несчастные случаи, импотенция и фригидность) и органическое самоубийство (соматические заболевания). В каждом из этих случаев Меннингер усматривал факт наличия влечения к смерти."

Анна Рыбба   24.10.2015 11:08     Заявить о нарушении
Ух, ты! Анна! Спасибо за отклик! Так порадовали пониманием! Понравилось про искренность и отчаяние, очень точно. Да, у меня такое было тоже, недавно дневники Лермонтова прочитала, очень похожие ощущения с ним: пустота, лихорадочное желание её заполнить, риск. У меня он тоже любимый!

Наталья Ковылина   24.10.2015 19:45   Заявить о нарушении
Я всё думала, Анна, насчёт этих психоаналитических концепций стремления к смерти. Безусловно, всё так, но хочется сказать вот о чём. Некоторые люди рождаются с чувствованием мира за пределами земного, какого-то более яркого, энергийного, смыслового. И тогда жизнь на земле кажется блёклой, глупой, странной, ведь много бытовых людей, интересов, очень всё мелко, мелкие стремления, мелкие отношения.

От этого идёт постоянное стремление туда, за грань нашего мира, к чистоте, яркости, свободе и смыслу. Ну, у меня по крайней мере так, думаю, что у Лермонтова тоже. Уж очень он гениален, просто невозможно! Такого Демона написать без ощущения иных реалий, не знаю, ну как?

Здесь, на Земле такой человек ищет возможности хоть как-то восполнить эту нехватку: путешествия, океаны, горы, опасности, война - всё может дать хоть толику подпитки.

Просто так жить невозможно. Но, конечно же, влияет и любовь и понимание окружающих тоже, есть они или нет, а также нахождение самореализации, признания, контакта с людьми. Иначе: "Кому и зачем здесь петь?"

У меня извечное чувство, что некому и незачем...)))

Наталья Ковылина   26.10.2015 00:09   Заявить о нарушении
Ох, Наталья ... Чувства и мысли Ваши понятны! Начну с конца: "Кому и зачем здесь петь?" Сколько великих умов и душ "пело", задаваясь, возможно, тем же вопросом, но - пело! И не нам, грешным ... Можно, конечно, обидеться на весь мир и людей (даже на Бога некоторые обижаются!), замолчать, замкнуться, "окуклиться", но кому от этого станет лучше? А когда Вы "поёте", то польза для всех: своей душе делаете "кровопускание" и читателю, пусть даже - одному из ста, даёте пищу для ума и души ...
А что касается чувства невостребованности, непонятости, то оно свойственно не только высокоинтеллектуальным и высокодуховным личностям. Простой безграмотный человек, который и выразить-то своих переживаний не умеет, может страдать не меньше! То ли это последствия детских психотравм, то ли генетические проблемы ... Причём, человек может быть внешне успешен и благополучен, иметь семью, а внутри - Демон. Для него писать - выход.
Как с этим жить? Можно обратиться за помощью к хорошему психологу, можно найти себе мудрого духовника (что почти равнозначно, но второе для верующего человека значимее), можно посвятить себя волонтёрскому движению, можно завести пару кошек и собак! Главное понять и принять себя такого, как ты есть, и в людях видеть равных себе ...


Анна Рыбба   26.10.2015 09:48   Заявить о нарушении
Простите, что вклиниваюсь, но я когда-то писала Вам, Наташа, нечто-то подобное,
но только проще и доходчивее. Помните? Поэтому я полностью поддерживаю умное послание Анны и разделяю её точку зрения. Писать нужно для себя и для того читателя, пусть даже и единственного, который ценит и понимает Ваши стихи.
Нельзя прятаться от жизни в коконе. Всевышний зачем-то наделил Вас талантом, а Он просто так ничего не далает...

Всех Вам благ и творческих успехов!

Наталья Юрьевна Васильева-Зимняя   26.10.2015 15:37   Заявить о нарушении
Анна! Совершенно не ожидала от Вас такой поддержки, спасибо, мне очень приятно!

Наталья Юрьевна! Спасибо, спасибо, мне греет душу то, что Вы цените так моё творчество.

Всё дело в том, что вот такой поддержки и не хватает нам, простым гениям))) Поэзия новаторская, не всеми однозначно воспринимаемая, много не то что критики, а прямо-таки стирания с лица земли. И это везде и во всём, не только в поэзии, я и в других областях жизни могу такие вещи творить нестандартные и очень эффективные. Люди этого не понимают, как это, за это постоянно достаётся. Травля, травля - это фон моей жизни, к сожалению. Поддержка бывает, но не так много.

Получается, что делаешь хорошо и успешно какие-то вещи, а получаешь отторжение, злобу, зависть. Я говорю сейчас о действительно тяжёлых вещах, что случались со мною в жизни. А поддержка? Может люди считают, что таким одарённым и успешным она и вовсе не нужна. Даже те, кто признаёт и любит, не спешат всё это проявлять, к сожалению. А это не так, талантливые очень уязвимы и простые такие же люди, и очень ждут тепла и внимания.

Бог-то Бог, и все эти высшие цели, но все мы человеки, и так хочется просто любви)))

Наталья Юрьевна, пользуясь случаем хочу спросить: пришла идея сделать сборник стихов из тех, что Вы тогда отметили как любимые. Можно я его размещу, отметив, что это отобрано Вами? Вы не против?

Наталья Ковылина   26.10.2015 23:59   Заявить о нарушении
Наташа, мне это только польстит! Можете смело ссылаться на меня! И даже использовать что-то из моих к Вам посланий в качестве вступительной статьи.
Потому что многие Ваши стихи я помню наизусть, они у меня есть на компьютере в отдельной папке, а про "Море цвета индиго..." я даже и не говорю! Это гениальное стихотворение!
Я никогда никому не завидовала: ни Пушкину, ни Блоку, ни даже моему любимому Вознесенскому. Никому! Хотя многие их творения давно уже признаны гениальными, а стихотворение "Ночь, улица, фонарь, аптека..." вообще является для меня панацеей от головной боли. Когда мне бывает плохо и голова раскалывается и трещит так, что сдохнуть хочется, я ложусь на кровать и начинаю читать этот стих до одури, до умопомрачения, оно помогает мне забыться и заснуть.
А тут вдруг впервые в жизни стало ужасно обидно, что это не моё стихотворение и я ничего подобного до сих пор не написала. Я ведь так сильно люблю море и знаю его очень хорошо, и в детстве почти каждый год ездила на море на всё лето, но ничего похожего на Ваше "Море цвета индиго..." у меня нет. Есть у меня один стих, но ему до Вашего как до Луны.
http://www.stihi.ru/2013/08/02/3115
Но Вы не беспокойтесь, потому что зависть моё не чёрная, а светлая и возвышенная, что вот есть такое простое и гениальное стихотворение и кто-то подарил миру это великое чудо! Это просто поразительно как оно прекрасно! Теперь, когда мне хочется чего-то возвышенного, светлого и одухотворённого, я читаю это стихотворение. В нём столько всего заложено, что можно писать о нём бесконечно!
Так что можете смело делать то, что считаете нужным. Но вступительная статья к книге нужна, она просто необходима, чтобы читатель смог бы понять, с какой поэзией он столкнулся, и что ему предстоит не только читать, но и думать, чувствовать и сопереживать, а главное - слушать музыку слов и погружаться в их великую тайну и постигать их глубинный смысл и красоту. "В начале было Слово..."
Кстати сказать, в том письме я перечислила не все стихи, которые мне понравились, но думаю, что Вы выберете самые лучшие из своих стихов и без моей помощи. Было бы замечательно, чтобы Вы в предисловии к книге поместили бы несколько каких-нибудь интересных рецензий. Их у Вас собралось уже достаточно много.

Так что, Наташа, всех Вам благ и творческих успехов. Простите за многословие и хаотичность изложения мыслей, но время позднее и я не смогла сосредоточиться, и за ошибки тоже простите, потому что перечитывать и исправлять уже нет сил.
С уважением и наилучшими пожеланиями

Наталья Юрьевна Васильева-Зимняя   27.10.2015 00:53   Заявить о нарушении
Ой, Наталья Юрьевна! Мне аж страшно порой становится, какие вещи Вы мне говорите!
Да, я тоже стала задумываться, что нужны вступительные статьи какие-то для ориентирования читателей. Думаю главную страницу оформить, и, кстати, хотела спросить, можно ли использовать часть Вашей рецензии, спасибо!
Дело ведь в том, что у меня была идея: пусть люди будут так, как есть с моими стихами, свободно выбирают, нравится им это или нет, зачем давить каким-то авторитетом.
И получается, что кто-то пишет подробно, как его печатали в "Красной зорьке" и т.п., а я даже не заикаюсь, как были оценены мои стихи специалистами, какие отзывы от читателей идут. И люди думают, может, что это несерьёзные какие-то вещи. И ещё, я поняла, что есть те, кто сразу понимают, а есть люди, которых нужно чуть сориентировать, и ничего плохого в этом нет.
А ещё, хочется сказать Вам почему-то, всё-таки мои стихи нуждаются в чтении вслух в аудитории. Знаете, эффект какой сумасшедший? И равнодушных или высмеивающих там нет. Крик у людей, просто крик, катарсис какой-то, потом успокоение, освобождение как будто бы от чего-то.
Такую реакцию трудно выдержать, а ещё я её трактовала себе в минус, что мои стихи такие плохие, что они плохое делают с людьми, лучше их запереть и не показывать. Не так давно стала работать с ними снова, и, кстати, именно Вы мне в этом помогли. Я, правда, не знаю, что такое мои стихи, кажется, что именно такого и нет больше, за что это мне? Да и прозу сейчас пишу, ой, аж самой страшно)))

Наталья Ковылина   27.10.2015 01:59   Заявить о нарушении
Наташа, не хочется повторять банальных истин, но народная мудрость права: «дорогу осилит идущий…» и «под лежачий камень вода не течёт…», так что дерзайте!
А, что касается читателя, то читатель бывает подготовленным и неподготовленным, и последних - большинство! Как правило, читатель - подготовленным не рождается, а становится им благодаря чтению книг, но даже и подготовленному читателю нужны, сноски, подсказки, примечания и разъяснения.

Вспоминая себя в возрасте 13-14 лет, могут сказать, что у меня была записная книжка, в которую я записывала незнакомые слова и выражения, а потом разыскивала их по словарям. Сейчас всё намного проще, для этого есть компьютер и бегать по библиотекам не нужно, залезь в интернет и найди информацию, которая тебя интересует, но даже и там всё равно всего не найдёшь.

Приведу пример из моего опыта. Когда я впервые прочитала стихи А.А.Вознесенского, мне они так понравились, что я стала собирать и читать все статьи и заметки о нём. Но это была полная белиберда и гадость, и ничего созвучного с моими чувствами и мыслями я так и не нашла. И только спустя лет 10-12 я случайно обнаружила в журнале «Юность» что-то более менее созвучное с моими чувствами, но к тому времени я уже стала образованным читателем и моё мировосприятие уже сформировалось, так что подсказки и разъяснения мне были уже не нужны, но до этого я шла вслепую и наощупь. Хорошо, что я не заблудилась и мне хватило сил и терпения выйти к свету и прозрению, но мне помогали умные люди и хорошие учителя. Не всем так повезёт, как мне.

Вот именно для тех, кто хочет выйти к свету, и нужны какие-то ориентиры и подсказки. Так что вступительная статья к Вашей книге стихов просто необходима. Жаль, что нельзя использовать цветные картинки и иллюстрации для печатного издания, это тоже очень помогло бы настроить читателя на нужный лад.
Визуализация всегда полезна, потому что мы сначала воспринимает мир глазами, а уж потом всеми остальными органами чувств.

А ещё хорошо бы было, чтобы чтение Ваших стихов сопровождалось бы ненавязчивой музыкой, причём разной. К какому-то стихотворению можно было бы подобрать тихую и нежную мелодию, к какому-то, наоборот, ритмичную и бравурную, а для какого-то стихотворения хватит только шума моря и крика чаек, а для какого-то подойдёт бой барабанов и больше ничего, а для какого-то стихотворения достаточно будет шума ветра или пения птиц. А вот для стихотворения «Танцы вокруг огня…» нужна музыка из балета «Весна священная». Можно ещё записать диск: стихи и музыка.

Короче говоря, дерзайте, Наташа, дерзайте! Дорогу осилит идущий! И Бог Вам в помощь!
С уважением и наилучшими пожеланиями

Наталья Юрьевна Васильева-Зимняя   27.10.2015 12:33   Заявить о нарушении
Наталья Юрьевна! Спасибо, что поделились своим личным опытом, для меня это очень важно, поскольку люди все разные, а заглянуть в человека невозможно. Судишь поэтому по себе, действуешь, исходя из собственных ощущений и представлений, ну, может, ещё нескольких друзей, близких тебе по духу.
Я раньше продвижение, всякие уловки воспринимала как унижение: вот, есть стихи, имеющий уши... Сейчас всё меняется в мыслях, большее понимание приходит и ситуации и людей.
До книг с картинками я ещё не дозрела, записать стихи аудио - волнующая идея, не знаю пока как именно всё это воплотить. Но идея - супер! Ещё и с музыкой. Спасибо!

Наталья Ковылина   27.10.2015 16:48   Заявить о нарушении
Рада была помочь!
Действуйте, Наташа, действуйте, и наплюйте на все нападки!
"Дело нужно делать, дело..."

Если на книгу с иллюстрациями силёнок пока маловато,
то начните со своих стихов на сайте.
Это тоже следует сделать исключительно для развития и формирования вкуса у читателей.
Лениться и прозябать талантливому человеку непозволительно.

Я вот сейчас тоже учусь писать миниатюры, короткие рассказы и сказки. И хотя у меня есть уже несколько больших произведений, а один мой роман "Бабочка" был даже переведён на иностранный язык и издан в 2006 году в одной из стран Евросоюза,
я всё равно учусь.
И оказалось, что писать миниатюры гораздо сложнее, чем эпохальные вещи. Вот у Вас это получается без особых усилий, а у меня нет. Слишком многословная я женщина, надо бы подсократить.
Мне очень понравилась Ваша миниатюра про "обнимашки". Хорошо подмечены все людские эмоции и переживания. Как говорится, "краткость - сестра таланта".

Непризнанных гениев не бывает! Всех гениев рано или поздно признают!
Лучше, конечно же, когда это случается при жизни, но тут уж как кому повезёт!

Всех Вам благ, вдохновения и творческих успехов.

Наталья Юрьевна Васильева-Зимняя   27.10.2015 17:18   Заявить о нарушении