Виллем Вилминк. Рембрандт мог за сеткой линий

       Виллем Вилминк

Перевела с нидерландского языка
на русский язык Галина Поротикова
 
Рембрандт мог за сеткой линий
бури, грозы прозревать,
мог рукой он дерзкой, сильной
сень древес обрисовать,
но не смог, как нам ни странно,
дар невесты удержать.
И к евреям Иордана
должен был переезжать.

Потому что, как назло,
но богатства ремесло
никому не принесло.

Вот и с "Улочкой" Вермеер
раным-рано поутру
хлеба раздобыть намерен
в булочной, что на углу.
И Ян Стен, не зная средства
к жизни, жертвует в зачёт
натюрморты и портреты
и заводит кабачок.

Потому что, как назло,
а богатства ремесло
никому не принесло.

Школам власть явить что дунуть
и без всяческих прикрас
дисциплину труд придумать
и сослать в начальный класс.
Кто куёт и штукатурит,
руки у кого болят,
плотничает, не дежурит,
"синий", говорят, "халат".

Им, зевающим от скуки,
золотые нынче руки
не формат, в почёте трюки.

Счастья нового истец,
прощелыга и гордец
нынче бравый молодец.

Молодёжь ему внимает,
что вещает, сам не знает,
в высших облаках витает,
он цветёт и процветает.
И хозяин, и кумир,
и не голоден, не сир.

Не творцом, не богом данный
"имманентный" * и "модальный" **
крепок крепенький задок:
он-то истинный знаток,
что богатства ремесло
никому не принесло.

* Конструируемый сознанием;
** Формально логичный

С нидерландского


       Willem Wilmink

Wetenschap en kunst

Rembrandt, die in een paar lijnen
een heel landschap tekenen kon
en wiens hand alles kon maken
wat zijn schildershoofd verzon,
Rembrandt had het kapitaaltje
van zijn bruid er doorgebracht
en moest in een optrek wonen
ergens op de Rozengracht.

Want de ware ambachtsman,
die wat met zijn handen kan,
wordt er weinig beter van.

En Vermeer die bracht  z`n Straatje
naar de bakker op de hoek
om de schulden te betalen
voor pasteitjes, brood en koek.
Ook Jan Steen die hield de kosten
van z`n huishouwen niet bij
met de verkoop van z`n doeken:
hij begon een brouwerij.

Want de ware ambachtsman,
die wat met z`n handen kan,
wordt er weinig beter van.

Wie kan denken met z`n handen,
heeft nog steeds geen paradijs:
`t onderwijzen van een ambacht
noemt men "lager onderwijs".
Al wie smeedt, monteert of timmert,
schoenen maakt of stukadoort,
wordt met de nek aangekeken,
want hij draagt geen witte boord.

Ach, die ware ambachtsman,
die wat met z`n handen kan,
wordt er weinig beter van.

Daarentegen wordt een vent
die veel weet, die heel wat kent,
door de maatschapij verwend.

Wie wat kent, vergaat het prima:
ieder ziet en hoort hem graag.
Des te meer wanneer z`n zegje
ingewikkeld is en vaag:
motie, functie, delegeren,
immanent, model, modaal,
niemand snapt er ene moer van,
maar we klappen allemaal.

Nogmaals: iemand die wat kan,
wordt er weinig beter van,
terwijl iemand die wat kent,
rijk kan worden op z`n krent.

      
 


Рецензии