Размышления о душевном покое

Размышления о душевном покое.

Душевный покой – это то, что так не хватает нам в этом мире. К сожалению, это состояние доступно не каждому. И, во многом, тут дело в готовности человека принять это состояние. То есть это вопрос выбора и воли человека.
Безусловно, есть определенные категории людей, по разным причинам не приемлющих состояние душевного покоя. Само понятие «покой» органически неприемлемо для современного (и в особенности «европейского») человека. Навязываемые европейской цивилизацией стиль и темп жизни, казалось бы, совершенно несовместимы с этим понятием. Скорее, оно, более присуще «дремотной» Азии… Что ж, возможно, философские корни этой категории действительно лежат на Востоке. Так уж сложилось, что поистине великие и религиозные доктрины приходят к нам именно с Востока…
Благодать Божья – понятие присущее христианству вообще и православию в частности. Ни в коей мере не пытаясь анализировать это понятие с религиозной точки зрения, я, тем не менее, осмелюсь говорить об идентичности понятий душевного покоя и Благодати Божией.
Исходя из вышесказанного, осмелюсь сделать следующие выводы:
1. Желающий обрести это состояние должен стремиться к нему, и, прежде всего, именно желать его. Оно никогда не придет к человеку не желающего его.
2. Человек, по своему естеству не в состоянии  самостоятельно обрести   душевный покой, как бы он не стремился к нему, и как бы он его не желал.
3. Состояние истинного душевного покоя не может быть вечно (постоянно). Оно временно в силу нашего человеческого естества (имеется в виду не конечность нашего физического состояния, а относительная краткость периодов душевного покоя.
4. Душевный покой – это дар «высшей силы», который дается вне зависимости от «заслуг» и затраченных на его обретение усилий.
Обретение этого состояния может быть внезапным и ярким как солнце (прошу простить за поэтические сравнения, но не могу иначе!). И, постепенным, «мягким», почти незаметным образом: тогда, когда человек, сознательно стремится к обретению душевного покоя, и. соответственно, сознательно старающийся пребывать в пограничном к нему, состоянии. 
Знающий человек четко различает для себя истинный душевный покой и состояния к нему формально близкие. Критерии различия, я полагаю следующие. Истинный душевный покой перманентно абсолютен. Внешние факторы не способны перевести его в какое-либо иное качество (со знаком «+» или «-« - без разницы!). Душевный покой не тождественен равнодушию, безразличию, душевной черствости. Душевный покой способен с достоинством принять как великую радость так и горе. Я бы уподобил его некоему духовному стержню, который влагает в нас «высшая сила» по наитию своему. Человек в состоянии душевного покоя способен сострадать ближнему в несчастье,  испытывать горечь утраты при утере собственных близких (я утрированно беру наиболее критические ситуации). Но чувства его при этом лишены черного окраса, хотя и могут быть трагичны (или даже торжественно трагичны) по сути. Они также далеки от депрессии, как свет от тьмы. Чувства - светлы, как светлы и чисты - и мысли человека, находящегося в состоянии душевного покоя. Если человек в этом состоянии и испытывает скорбь, скорбь его деятельна и направлена не на саморазрушение, а на созидание.
Человек, пребывающий в душевном покое ощущает промысел Божий  в любом событии, в независимости от эмоциональной оценки его содержания. Он на духовном уровне ощущает свое единение с окружающим его миром, природой, Богом. Это состояние можно охарактеризовать одним словом – Гармония.
Человек, испытывающий душевный покой, отнюдь не стрекоза, застывшая в счастливом полете в куске янтаря. Он не пребывает в сладкой бездумной спячке, в дремоте души. Душа его парит над миром, являясь частью мира. Он равно готов к вечному полету, подъему к сжигающему солнцу, или стремительному и, возможно, смертельному падению. Здесь речь идет, разумеется, не о суицидных порывах, а о тех жизненных коллизиях, от которых не застрахован ни кто из нас. Если хотите, речь идет и о жертвенности в высшем ее человеческом и гражданском смысле.   
Душевный покой – это своего рода эмоциональный, психологический и, разумеется, духовный фон, на котором развертывается жизнь и деятельность человека. Графически это не синусоидальный всплеск, но и не ровная линия абсолютного покоя.
Покой… Вечный покой… «И вечный бой! Покой нам только снится!» -писал классик. Сызмальства, мое поколение (да и многие другие до него) готовили к этому вечному бою, подразумевая под ним человеческую жизнь. До сих пор, у многих из нас покой ассоциируется со старостью, а «вечный покой» - со смертью. И уж конечно, никто из нас не желает ни старости, ни смерти. И это одна из причин того, что некоторая категория людей органически не приемлет для себя состояние покоя, как таковое. Их девизы: «жизнь – это дорога», «движение – все, конечная цель – ничто», «хочешь жить – умей вертеться» и пр., пр., пр. …  Мне могут еще напомнить: «Душа обязана трудится и день и ночь, и день и ночь…»
Что ж, душевный покой – это не состояние «сомати» или, скажем, нирваны. Жизнь человека в состоянии душевного покоя не просто наполнена, она сверхнаполнена.  И эта полнота жизни – отнюдь не заслуга человека (он в силу своих ограниченных душеных сил попросту не способен на это), это Дар свыше. Причем для самого человека не суть важно: события ли это «вселенского» масштаба или «житейские» мелочи! Он в состоянии дать им объективно-житейскую оценку, но их истинная ценность для него равнозначна и одинаково дорога.
Душевный покой, как уже говорилось – не горизонтальная эмоциональная черта. В этом глубинном состоянии возможны и «спады»  и «подъемы», объективно обусловленные внешними событиями, иногда даже остро воспринимаемыми. Но, как правило, они кратковременны и легко (хотя и глубоко) переживаемы. Яркость и сила ощущений и переживаний отнюдь не снижены, но душа полна сил перенести и радости и горести с достоинством Человека, сотворенного по Образу и Подобию Божию.
Состояние душевного покоя дается свыше, оно по сути своей  - духовно, но и между тем оно также и психо-физиологично (А, как же иначе?.. Ведь, мы, люди - из плоти и крови!).
Итак, исходя из собственного опыта, могу предположить, что впервые этот дар дается нам не по трудам нашим, а по страданиям, которые мы перенесли (т.е. по милосердию Божию), и по готовности принять этот дар.
Готовность к состоянию душевного покоя не есть мой субъективный фактор (оценка). О том готов ли я принять это состояние может судить только моя Высшая сила.   
Единожды испытавший это состояние будет жаждать испытать его снова. И это не склонность к очередной зависимости. Это есть не стремление к кайфу, а стремление к совершенству восприятия  полноты жизни.
Пограничное к душевному покою состояние это и есть осознанное стремление к полноте жизни. Девиз человека находящегося в нем  - «здесь и сейчас».
Стремление к душевному покою – всегда есть работа души. Работа не обязательно номинальная. Но это - всегда ярко выраженное стремление к положительному восприятию мира во всем его многообразии.
В чем это стремление выражается для меня лично?
Прежде всего, необходимо осознание того, что любое мое эмоциональное состояние (со знаком «+» или «-« - неважно) временно (т.е. имеет свои начало и конец). Любое событие в моей жизни также  имеет временные рамки. Под осознанием понимается не конечный результат – знание о том, что все в этом мире конечно, а процесс. Т.е. подразумевается некая внутренняя работа. Проще говоря, необходимо постоянное осознание того, что за «черной полосой» всегда следует – «белая». (А если, за ней следует еще более «черная», то значит, предыдущая была недостаточно «черной»… Шутка!) А, «белую» полосу - рано или поздно сменит «черная» (вот только степень ее «черноты» зависит от меня самого, точнее от моего восприятия и оценки тех или иных негативных явлений, ее составляющих). Очень конструктивно известное идеалистическое положение: «Не существует внешних обстоятельств, реально только мое субъективное восприятие». Иначе – «что во мне, то и вовне».   
Желать – не всегда значит мочь. Бытие зачастую тяготеет к серости. «Серые» полосы – вот наш основной противник. Как бороться с серостью?.. Да не надо бороться. Жизнь она такова, какова она есть (простите за банальность!). И если в моей жизни отсутствуют яркие насыщенные краски (события, эмоции), то никто кроме меня не насытит ее ими. Но!..
Наслаждение процессом жизни – это Искусство с большой буквы. Прежде всего - временной аспект. По факту – нет прошлого, нет будущего, есть только настоящее: здесь и сейчас. Уметь принимать и наслаждаться тем, что имеешь в данный момент жизни – вот сверхзадача!
Люди, по сущности своей,  в отличие от иных тварей большей частью недовольны тем, что имеют. И, в отличие, от них же, по Божьей воле, способны изменить существующее положение дел. Следовательно,  изменение мира – есть естественно-небходимая форма существования человека (т.е. то, что ему свойственно.
В состоянии истинного душевного покоя всякая суета «обтекает» меня, она не способна привести меня в «смятенье духа». Повторяю, это не означает моего полного устранения от жизненных коллизий. Нет, в этом состоянии, я продолжаю активно жить и действовать. Впрочем, занимать ли при этом так называемую «активную жизненную позицию» - это право моего выбора. Высшей силой мне даровано право изменять, либо не изменять то, что могу. Для меня главное помнить: я не могу изменить тех или иных людей, часто я не могу изменить ту либо иную ситуацию, но я могу изменить свое отношение  к этим людям и этим ситуациям. Осуществляя свой выбор, я стараюсь руководствоваться старой истиной - «Богат не тот, кто много имеет, а тот, кому хватает».
Итак, как мне приблизиться к состоянию желанного мной душевного покоя?
Для этого я буду придерживаться следующих правил:
- Я буду стремиться жить «здесь и сейчас». Я буду стараться наслаждаться каждой минутой отмеренной мне жизни.
- Я  буду стараться избегать ненужной суеты в моей жизни.
- Я буду стараться со смирение принимать те жизненные коллизии, с которыми я встречусь на своем жизненном пути.
- Я буду благодарить свою Высшую силу, за все, что мне даровано в этой жизни.
- Я  буду постоянно помнить, что я не бог, а всего лишь человек.
Что может мне помешать в моем стремлении к душевному покою?
- Ничто.
Кто может помешать мне в моем стремлении к душевному покою?
- Только Враг рода человеческого и я сам, грешный.
Что я могу противопоставить проискам Врага рода человеческого?
- Молитву, обращенную к моей Высшей силе.
Должен ли я бороться с самим собой  за обретение душевного покоя?
- Путь борьбы – не мой путь. Я могу лишь осознать дефекты своего характера и  со смирением принять себя таким, какой я есть, со всеми достоинствами и недостатками. 
Что может дать мне эти осознание и принятие?
- честно признать (хотя бы перед собой) негативные черты своего «я» есть то же самое что опознать своего врага (а враг известный уже не так страшен). Я не могу сам исправить свои недостатки (ибо я слаб и несовершенен, как всякий человек). Но, теперь я смогу отслеживать проявление этих дефектов и просить мою Высшую силу избавить меня от них.
Принятие своих достоинств ни менее важно для меня. Ибо, осознав их, я сделаю шаг - к любви к себе. А, отталкиваясь от этой любви – любви к творению Божьему,  я смогу полюбить и Господа и ближних своих.
Я не могу объективно судить о себе, как о личности, но осознание положительных своих сторон поможет мне стать лучше.
Состояние «нелюбви» - есть объективное препятствие на пути обретения душевного покоя. Казалось бы, о каком душевном покое может идти речь, если я нахожусь в состоянии нелюбви к себе?.. А между тем, первый опыт обретения душевного покоя был дан мне в состоянии обостренной нелюбви к себе самому. И лишь недавно я осознал принятие себя как личности, со всеми моими плюсами и минусами. И это принятие (процесс перманентный) является для меня инструментом приближения к состоянию душевного покоя.
Я думаю, что состояние «нелюбви к себе» объективно-необходимый этап процесса духовного роста личности. Осознание своих недостатков – есть первый шаг к их устранению.
Попробуем резюмировать: что необходимо мне для обретения состояния душевного покоя?
1.Желание обрести его.
2. Готовность к его обретению.
3. «Стремление-действие» к нему. Под эти термином я понимаю не сколько, какое-либо конкретное действие, а, скорее, вектор направления воли, наполненный неким содержанием. Так, например, положительное восприятие мира во всем его многообразии (возможны ваши личные варианты).
4 Сознательное старание пребывание в пограничном  к душевному покою состоянию.
5. Стремление жить «здесь и сейчас». (Осознание краткости и конечности нашего бытия.)
6. Осознание конечности всякого события и состояния (в том числе и состояния душевного покоя.) Принятие этого.
7. Принятие на веру следующих положений: «Не существует внешних обстоятельств, реально только мое субъективное восприятие», «Что во мне, то и вовне».   
8. Осознание того, что «активная жизненная позиция» и суета  - вещи суть различные. Другими словами: «Живи полной жизнью», но «Не «парься»!»
9. Осознание и принятие того, что - «Богат не тот, кто много имеет, а тот, кому хватает».


Рецензии
Размышление о душевном покое:
душевный покой - есть пустота души и атрофия сердца.
1. Желающий душевного покоя - человек уставший от переживаний, от боления души, от духовной жизни.
2. Готовность к душевному покою - готовность закрывать глаза на явления, выворачивающие душу наизнанку, ставящие человека перед сложными моральными дилеммами, готовность отстранения.
3. Стремление-действие к нему - стремление к смерти души.
4. Пребывание в пограничном состоянии - пребывание в состоянии анабиоза безразличия к страданиям других.
5. Стремление жить здесь и сейчас - зацикленность на собственной экзистенции.
6. Осознание конечности всякого бытия - удобная формула недеяния.
7. Что во мне, то и вовне - уход вглубь своего эгоизма, опять-таки, закрывание глаз.
8. Отсутствие суеты не есть душевный покой. Можно суетиться по делам, но не страдать сердцем, быть душевно покойным. А вот "не парься" - это, действительно, душевный покой, в том значении, о котором сказал.
А в остальном, очень точные советы по достижению душевного равновесия для тех, кто его ищет.

Арсений Ж-С   11.12.2014 11:11     Заявить о нарушении
Конечно же, каждому воздастся по вере его. Почвы для дискуссии здесь нет. И, повторюсь, не все приемлют состояние душевного покоя. Не все в нём и нуждаются. Но досадно когда это состояние – высшей наполненности души сравнивается с его антиподом – душевной пустотой. Но тут, видимо, всё просто: автор рецензии не удосужился ознакомиться с содержанием статьи в целом, сосредоточив своё внимание на заключительных её положениях. Так что, увы, приходится цитировать самого себя:
«Душевный покой не тождественен равнодушию, безразличию, душевной черствости. Душевный покой способен с достоинством принять как великую радость, так и горе. Я бы уподобил его некоему духовному стержню, который влагает в нас «высшая сила» по наитию своему. Человек в состоянии душевного покоя способен сострадать ближнему в несчастье, испытывать горечь утраты при утере собственных близких (я утрированно беру наиболее критические ситуации). Но чувства его при этом лишены черного окраса, хотя и могут быть трагичны (или даже торжественно трагичны) по сути. Они также далеки от депрессии, как свет от тьмы. Чувства - светлы, как светлы и чисты - и мысли человека, находящегося в состоянии душевного покоя. Если человек в этом состоянии и испытывает скорбь, скорбь его деятельна и направлена не на саморазрушение, а на созидание.
Человек, пребывающий в душевном покое ощущает промысел Божий в любом событии, в независимости от эмоциональной оценки его содержания. Он на духовном уровне ощущает свое единение с окружающим его миром, природой, Богом. Это состояние можно охарактеризовать одним словом – Гармония.
Человек, испытывающий душевный покой, отнюдь не стрекоза, застывшая в счастливом полете в куске янтаря. Он не пребывает в сладкой бездумной спячке, в дремоте души. Душа его парит над миром, являясь частью мира. Он равно готов к вечному полету, подъему к сжигающему солнцу, или стремительному и, возможно, смертельному падению. Здесь речь идет, разумеется, не о суицидных порывах, а о тех жизненных коллизиях, от которых не застрахован ни кто из нас. Если хотите, речь идет и о жертвенности в высшем ее человеческом и гражданском смысле».
И ещё, пожалуй: «душевный покой – это не состояние «сомати» или, скажем, нирваны. Жизнь человека в состоянии душевного покоя не просто наполнена, она сверхнаполнена. И эта полнота жизни – отнюдь не заслуга человека (он в силу своих ограниченных душеных сил попросту не способен на это), это Дар свыше. Причем для самого человека не суть важно: события ли это «вселенского» масштаба или «житейские» мелочи! Он в состоянии дать им объективно-житейскую оценку, но их истинная ценность для него равнозначна и одинаково дорога».
И ещё: Это есть не стремление к кайфу, а стремление к совершенству восприятия полноты жизни.
Пограничное к душевному покою состояние это и есть осознанное стремление к полноте жизни. Девиз человека находящегося в нем - «здесь и сейчас».
Стремление к душевному покою – всегда есть работа души. Работа не обязательно номинальная. Но это - всегда ярко выраженное стремление к положительному восприятию мира во всем его многообразии».
В чём, безусловно, прав рецензент так это в том, что душевный покой (он же – «Божья благодать», «озарение», «просветление», «вдохновение» «инсайт» (по крайней мере, вещи одного порядка) даётся свыше прежде всего людям много перенёсшим в своей жизни. И именно в этом состоянии творили великие духовные Учителя человечества.

Георгий Березов   11.12.2014 12:52   Заявить о нарушении
Нет, поверьте, автор рецензии прочел. И знает про великих учителей. Но кто они, эти великие учителя? Вы уверены, что они "агенты света", выражаясь пафосно? По глубокому пониманию своему, Булгаков, сын богослова, поручает именно Воланду даровать покой. В то время, как Левий Матвей - личность страдающая, мучающаяся, хотя он и ближе всего к Иешуа. Боюсь, что стремление к душевному покою, к Нирване - это дар лукавого. И большой самообман считать, что можно добиться душевного покоя, сохранив чуткость сердца.
С уважением,
Арсений Ж-С.

Арсений Ж-С   12.12.2014 00:04   Заявить о нарушении
Опять вы о Нирване!.. Отвечу "Молитвой о душевном покое":
Боже! Дай мне разум и душевный покой принять то что я не в силах изменить,изменить - то что могу и мудрость - отличить одно от другого. Да исполнится воля Твоя, а не моя. Аминь.

Ванька Пупкин   12.12.2014 00:12   Заявить о нарушении
Может быть, Вы и правы. Если Вам нужен душевный покой - удачи Вам в его поиске.
С уважением, Арсений Ж-С.

Арсений Ж-С   12.12.2014 00:24   Заявить о нарушении
Учителя, конечно же, вам знакомы: Кришна, Будда, Иисус, Магомет... Менее великие: Франциск Асизский и оптинские старцы и многие прочие... Причём здесь Воланд?.. Следует ли искать лукавого если он (по Гоголю) за спиной?.. Это я я о вашей "Малой космогонии". Впрочем, мне нравится как вы пишете. С уважением

Георгий Березов   12.12.2014 09:41   Заявить о нарушении
Спасибо. Но я бы не ставил в один ряд Иисуса, Будду, Кришну. Их учения очень различны. Иисус не учит о душевном покое. Он принес не мир, но меч. Подставить вторую щеку - единственная стратегия моральной победы над злом. Огрызаться или терпеть - равно рабская реакция на агрессию превосходящей силы, огрызаются собаки, терпят верблюды. Человек издевательски подставляет злу вторую щеку, говоря: ну, давай, ударь-ка еще. Таким же образом и другие учения различны. Ошибочно полагать, что Великие учителя разными словами несут одну и ту же истину.
А дьявол за спиной, и потому-то нельзя успокаиваться, этого-то он и ждет: принятия мира таким, каков он есть, его мира, ибо дьявол - Князь Мира Сего. А Царство Божие не здесь.

Арсений Ж-С   12.12.2014 10:54   Заявить о нарушении
Царствие Божие в нас самих. И нам дарован выбор принять его или не принять. Всё просто: есть Свет, есть Мрак - есть Добро и Зло. Человек уже рождается с врождённым нравственным чувством. В какие слова и символы оно облекается не важно. Даже дуализм предлагает нравственный выбор. Какая разница "душевный покой" или проповедь смирения ("принятия с миром"). В Нагорной проповеди всё сказано. А меч - всего лишь символ отделения "агнцёв" и "козлищ" т.е опять таки предложение нравственного выбора. Мир Божий совершен изначально. Это мы его делаем несовершеннм неприятием его. Смотрим на солнце, а видим адский огонь. Нам с детства внушали: жизнь - борьба! А мир - просит Любви...

Георгий Березов   13.12.2014 01:06   Заявить о нарушении