Мама на даче - Али Кудряшевой. Обзор

    Как-то в паблике меня попросили сформулировать мнение по стихотворению, которое иногда называют "самым известным стихотворением Рунета".
    (Прим.: Паблик "Театр поэтов" – страничка в ВК, где некоторое время пытались проговаривать впечатления от стихотворных текстов не в стиле Твиттера – "Ах! Как замечательно", а чуть более развёрнуто. Сейчас эта идея утратила актуальность. Проект переехал на площадку паблика "Хочу критика".)

    Чтобы не отсылать читателей к поисковикам, ниже приводится полный текст произведения (Статья 1274 ГК РФ: Свободное использование  произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях).

        = Мама на даче... =
(в сети более известно по первой строчке.)
Оригинальное название:
 
= И ты идешь по городу, и за тобой летят бабочки = Аля Кудряшева

Мама на даче, ключ на столе, завтрак можно не делать. Скоро каникулы, восемь лет, в августе будет девять. В августе девять, семь на часах, небо легко и плоско, солнце оставило в волосах выцветшие полоски. Сонный обрывок в ладонь зажать, и упустить сквозь пальцы. Витька с десятого этажа снова зовет купаться. Надо спешить со всех ног и глаз – вдруг убегут, оставят. Витька закончил четвертый класс – то есть почти что старый. Шорты с футболкой – простой наряд, яблоко взять на полдник. Витька научит меня нырять, он обещал, я помню. К речке дорога исхожена, выжжена и привычна. Пыльные ноги похожи на мамины рукавички. Нынче такая у нас жара – листья совсем как тряпки. Может быть, будем потом играть, я попрошу, чтоб в прятки. Витька – он добрый, один в один мальчик из Жюля Верна. Я попрошу, чтобы мне водить, мне разрешат, наверно. Вечер начнется, должно стемнеть. День до конца недели. Я поворачиваюсь к стене. Сто, девяносто девять.

Мама на даче. Велосипед. Завтра сдавать экзамен. Солнце облизывает конспект ласковыми глазами. Утро встречать и всю ночь сидеть, ждать наступленья лета. В августе буду уже студент, нынче – ни то, ни это. Хлеб получерствый и сыр с ножа, завтрак со сна невкусен. Витька с десятого этажа нынче на третьем курсе. Знает всех умных профессоров, пишет программы в фирме. Худ, ироничен и чернобров, прямо герой из фильма. Пишет записки моей сестре, дарит цветы с получки, только вот плаваю я быстрей и сочиняю лучше. Просто сестренка светла лицом, я тяжелей и злее, мы забираемся на крыльцо и запускаем змея. Вроде они уезжают в ночь, я провожу на поезд. Речка шуршит, шелестит у ног, нынче она по пояс. Семьдесят восемь, семьдесят семь, плачу спиной к составу. Пусть они прячутся, ну их всех, я их искать не стану.

Мама на даче. Башка гудит. Сонное недеянье. Кошка устроилась на груди, солнце на одеяле. Чашки, ладошки и свитера, кофе, молю, сварите. Кто-нибудь видел меня вчера? Лучше не говорите. Пусть это будет большой секрет маленького разврата, каждый был пьян, невесом, согрет, теплым дыханьем брата, горло охрипло от болтовни, пепел летел с балкона, все друг при друге – и все одни, живы и непокорны. Если мы скинемся по рублю, завтрак придет в наш домик, Господи, как я вас всех люблю, радуга на ладонях. Улица в солнечных кружевах, Витька, помой тарелки. Можно валяться и оживать. Можно пойти на реку. Я вас поймаю и покорю, стричься заставлю, бриться. Носом в изломанную кору. Тридцать четыре, тридцать...

Мама на фотке. Ключи в замке. Восемь часов до лета. Солнце на стенах, на рюкзаке, в стареньких сандалетах. Сонными лапами через сквер, и никуда не деться. Витька в Америке. Я в Москве. Речка в далеком детстве. Яблоко съелось, ушел состав, где-нибудь едет в Ниццу, я начинаю считать со ста, жизнь моя – с единицы. Боремся, плачем с ней в унисон, клоуны на арене. "Двадцать один", – бормочу сквозь сон. "Сорок", – смеется время. Сорок – и первая седина, сорок один – в больницу. Двадцать один – я живу одна, двадцать: глаза-бойницы, ноги в царапинах, бес в ребре, мысли бегут вприсядку, кто-нибудь ждет меня во дворе, кто-нибудь – на десятом. Десять – кончаю четвертый класс, завтрак можно не делать. Надо спешить со всех ног и глаз. В августе будет девять. Восемь – на шее ключи таскать, в солнечном таять гимне...

Три. Два. Один. Я иду искать. Господи, помоги мне.

Аля Кудряшева, 2007
http://izubr.livejournal.com/218085.html
=====================

Попробую прокомментировать.

    Насколько я понимаю, критический разбор данного текста автор не заказывал. Потому и особенно соваться тут незачем. Однако, сунусь.

    = Дисклеймер традиционный: имхо.

    Безусловно, текст очень сильный. Обычно (и при обычной строфике) читать такие длинные произведения откровенно утомительно. Читатель сейчас ленив исходно. Будем считать, что наш паблик слегка с прибабахом, и посетители легко плюют на мнение толпы, имея наглость доверять вкусу собственному.
    Да, немного длинно. Но текст очень динамичный, читается как на волне.
    Сразу подкупает доверительность изложения. Автор вроде бы разговаривает сам с собой, мы здесь случайно. Немного детские интонации в первой части. Трогательно. Как-то сочувствуешь сразу.
    Почувствовал пару спотыканий ритма, не всегда соглашался с авторской пунктуацией. По ритму чуток разрисую (кому скучно – можно не смотреть):

          Сонный обрывок в ладонь зажать,
          и упустить сквозь пальцы.
          Витька с десятого этажа
          снова зовет купаться.
          1--1--1-1
          1--1-1-
          1--1----1
          1--1-1-

          Надо спешить со всех ног и глаз –
          вдруг убегут, оставят.
          Витька закончил четвертый класс –
          то есть почти что старый.
          1--1--1-1
          1--1-1-
          1--1--1-1
          1--1-1-

          Шорты с футболкой - простой наряд,
          яблоко взять на полдник.
          Витька научит меня нырять,
          он обещал, я помню.
          1--1--1-1
          1--1-1-
          1--1--1-1
          1--1-1-

          К речке дорога исхожена,
          выжжена и привычна.
          Пыльные ноги похожи на
          мамины рукавички.

          1--1--1- - //// (или в "исхожена" надо ставить два ударения)
          1--1-1-
          1--1--1-1
          1----1- /////(с рукавичками та же история: или двойное ударение, или ритмическая кочка)

    При таком объеме текста и + форма подачи А4 – ритмические кочки практически неизбежны, с учетом, что ритм исходно не равностопный и усложнённый.
    Иногда яростная дошлифовка ритма до некоего "идеального состояния" способна испортить естественность изложения (недавно мне заметили, что "идеальная чистота – признак депрессии").

    "Надо спешить со всех ног и глаз" – спешить со всех глаз – довольно  сомнительно. Но этот фол чувствуется при попытке смотреть внимательнее.

    "Пыльные ноги похожи на мамины рукавички." – попытался представить себе ноги, похожие на рукавички – брр! На что намекает метафора? На лохматость, цвет или пористость? Мои эстетические пристрастия тут могут и содрогнуться. ("Худые ключицы Ангелики Бюхер оскорбляют мои эстетические чувства." Генрих Шварцкопф, х. ф. "Щит и меч", СССР, Польша, Германия, 1968 г.)

    А вот сравнение "листья совсем как тряпки" – воспринимается органично.

    "Вечер начнется, должно стемнеть" – тьфу!
    "Лошади едят сено, Волга впадает в Каспийское море." Да, я понимаю, что моё мнение автор не спрашивал, но вот это "откровение" воспринимается именно как фол, сообщение совершенно никчёмной информации.

    На этом логичнее остановиться. Общий вывод – конечно хорошо. Драйв, мастерство, осмысленный сюжет. Без позёрства и гламурных стразиков с матком. Ни в коем случае не стал бы сравнивать с творчеством примитивистов. Здесь внешняя простота и понятность сочетаются с достаточно сложным ритмическим рисунком, который не всем по силам. ))

    Достаточно длинное повествование не утомляет из-за естественных, "живых" деталей, которые уверенными мазками стремительно создают "картинку", визуализация до уровня очень качественного синематографа. А в процессе чтения приходит понимание, что почти всё описанное – некий флэшбэк, возвращение к прожитому, прочувствованному тогда, в прошлом. Реально только то, что мы помним из своей жизни.

    Видеоряд динамичный не только из-за скорости смены образов. Есть развитие сюжета, переход из детства к более взрослой жизни.
    Фраза "мама на даче" вдруг сменяется на "мама на фотке", но автор уходит от пояснения, почему теперь так...
    Сквозной нитью через весь текст проходит отсчёт, и цифры в последней части вдруг пошли чуть вразброс, но это не воспринимается как небрежность автора, не сумевшего выдержать задуманный план. Это взросление, осознание, что жизнь сложнее, чем казалось когда-то и может запутать и внести такие поправки, что невольно захочется сбежать, вернуться в детство, когда и "проблемы" были детские, вроде синяков и ссадин на коже, а не на...

    Конечно, любые претензии к тексту (на фоне неудержимого вала текстов "в столбик") как бы и неуместны. Вот только что методом хаотичного просмотра пытался читать стихи одной дамы (членство в СП и проч. и проч., 12 поэтических книг!). Пролистал 6 книг... Вроде бы и технически без особых шероховатостей, но... Жутко скучно, пресно, обильно и однообразно. 12 книг...
 
    После такого "чтива" перечитать здесь – как на американских горках прокатиться. Для обострения восприятия и надо устраивать контрастный душ.


Первичная публикация в паблике
ТЕАТР ПОЭТОВ 14.09.2013
На данный момент проект по разбору стихотворных текстов в данном паблике свёрнут.
---------------------
Да, если интересен серьёзный подход, рекомендую почитать вот это:
Алексей Саломатин
От кича к кэмпу, "Вопросы литературы" 2010, №5
О стихах Веры Полозковой и Алины Кудряшевой
http://magazines.russ.ru/voplit/2010/5/sa7.html
__________
Справка: Алина (Аля) Кирилловна Хайтлина (до 2015 года Кудряшева, после сменила фамилию на фамилию по матери — Хайтлина; 10 ноября 1987, Ленинград) — поэтесса из Санкт-Петербурга. C 2012 года эмиграция в Германию.

ЖЖ Али Кудряшевой
http://izubr.livejournal.com/
_____________
Как мне кажется, по мотивам или подражание:
https://vk.com/wall-9073074_356510

~~~~~~~
Другие обзоры:

Лешек, беспамятное. Рецензия, или обзор (эссе и статьи) http://stihi.ru/2014/02/24/2479
По влажной тропе с дрожью кончиков (обзор) http://www.stihi.ru/2014/08/26/2455
Даниил Соколов – Леди, оставьте, леди... (обзор)  http://www.stihi.ru/2015/05/03/9073
Со-Страдательно – Кати Солдатенко (обзор) http://www.stihi.ru/2016/05/03/3421
Carpe diem – Даша Якутия (обзор) http://www.stihi.ru/2016/08/13/5287
Воскресенье в глубинке – Стив Бургундец (обзор) http://www.stihi.ru/2019/02/26/6401
После такого пожара – Pola Шибеева (обзор) http://www.stihi.ru/2019/03/02/9876


Рецензии
Вынужден уточнить
И ты идешь по городу, и за тобой летят бабочки - это никак не может быть названием, а явно эпиграф - из Вени Дркина

Sorokin -Drug Rafieva   01.09.2024 22:03     Заявить о нарушении
Спасибо, этого не знал (о Вене).
Но Хайтлина в ЖЖ это не потрудилась чётко обозначить
или оформить. Там 63 лайка и 55 страниц комментариев.

Docking The Mad Dog   03.09.2024 10:19   Заявить о нарушении
да.. поискал.

Текст песни «Непохожая на сны» (Про любовь №3) Веня Д’ркин (Venya D’rkin)

[Припев]
И ты идёшь по городу
И за тобой летят бабочки
И, где ступают твои лодочки
Там распускаются цветы, ша-ла-лу-ла
Давай возьмемся за руки
И полетим по радуге
В страну волшебную
Где будем вместе я и ты

Docking The Mad Dog   03.09.2024 10:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.