Сара Тисдейл. Песнь, Другие мужчины, После любви
Дал мне сандалии, открыл
Врата передо мной,
Сказал: "Иди, у ног твоих
Лежит весь мир земной".
О, ты не ведал, что творил;
Мне обувь не нужна –
Ты для меня весь этот мир,
И солнце, и луна.
2010
Song
You bound strong sandals on my feet,
You gave me bread and wine,
And bade me out, 'neath sun and stars,
For all the world was mine.
Oh take the sandals off my feet,
You know not what you do;
For all my world is in your arms,
My sun and stars are you.
ДРУГИЕ МУЖЧИНЫ
Когда я слушаю других,
Я думаю о вас,
О том, как скучен разговор
Без ваших колких фраз.
Когда смотрю я на других,
Ищу ваш серый взгляд,
И смуглоту, и смоль волос,
Зачесанных назад.
Когда мечтаю о других
Вдали от суеты,
Воспоминание о вас
Уносит прочь мечты.
2013
Other men
When I talk with other men
I always think of you --
Your words are keener than their words,
And they are gentler, too.
When I look at other men,
I wish your face were there,
With its gray eyes and dark skin
And tossed black hair.
When I think of other men,
Dreaming alone by day,
The thought of you like a strong wind
Blows the dreams away.
ПОСЛЕ ЛЮБВИ
Очарование прошло,
Хотя встречаемся подчас,
Вы для меня не чудо, как
И я для вас.
Вы были ветром, морем я –
Красивой сказки больше нет,
Я словно лужа на песке,
От шторма след.
Ни сильный ветер, ни прилив
Не угрожают ей бедой,
Но солонее всех морей
Ее покой.
2014
After Love
There is no magic any more,
We meet as other people do,
You work no miracle for me
Nor I for you.
You were the wind and I the sea –
There is no splendor any more,
I have grown listless as the pool
Beside the shore.
But though the pool is safe from storm
And from the tide has found surcease,
It grows more bitter than the sea,
For all its peace.
-----------
Благодарю А.А.Ситницкого за плодотворную ругань.
Свидетельство о публикации №113012411471
Хотя, если искать религиозные коннотации, то Новый завет подходит больше. Смысл тогда в том, что она уже пришла к нему (Нему?) - и "сними сандалии" ведет к другой ассоциации - омовение ног итд. Но перевод этому потоку не препятствует, поэтому нормально.
По второму стиху есть вопросы по второй строфе.
...ищу Ваш серый взгляд, - первая ассоциация у 90% - тусклый, безжизненный
взгляд серых глаз - дело другое
...и копну волос, зачесанных назад. Копна чаще всего предполагает картинку густой, не вполне послушной гребню шевелюры - несколько диссонирует с зачесанными (ассоциация - гладкая, ухоженная прическа)
А зачем Вы daydreaming заменили на ночные бдения? тут акцент смещается.
Одно дело - когда я грежу наяву (типа мимолетно) - и одна мысль о Вас итд - другое - ночью не спать, предаваясь мечтаниям о других мужчинах
Валентин Емелин 10.02.2013 13:24 Заявить о нарушении
насчет Song.
Религиозное толкование этого стихотворения основано только на двух вещах - хлебе и вине, только на выдернутой из стихотворения строчке.
Все остальное, в том числе, что будет делать он, сняв с нее сандалии, - читательские предположения.
Кроме того, евхаристия - это христианское таинство, заключающееся в освящении хлеба и вина и последующем их вкушении.
Кто же в таком случае причащает героиню, кто ей говорит – твои земля и небо? Неужели Иисус, который утверждал, что Его царствие не от мира сего? Или священник так распоряжается Божиим творением? Или сам Саваоф, знать не знавший про евхаристию?
И т.д., и т.д.
Нет, аллюзия на Песню песней и больше ничего.
Насчет Other Men.
Выражение «серый взгляд» приобретает переносное значение (тусклый, безжизненный) только в том случае, если сопровождается предлогом «на» - например, серый взгляд на летний дениь. Без предлога это выражение является метафорой - серый взгляд, т.е. взгляд серых глаз.
Выражение «копна волос» отнюдь не свидетельствует о взлохмаченной шевелюре. Так говорят о густых пышных волосах и только. Копна волос, уложенных назад, была, например, у Чехова, что в своих мемуарах отмечали его современники :))
Не думаю, что от замены дня ночью сменился акцент стихотворения. Или грезить наяву о любимом (можно и постоянно, кстати) или не спать ночью, борясь с воспоминаниями о нем (отсюда и мечты о других), - все едино покоя нет.
Спасибо, Валентин, за отзыв, Вы заставили меня еще раз задуматься над своими переложениями, а это всегда бывает полезно.
Надежда Либкова 10.02.2013 17:29 Заявить о нарушении
Но, коль скоро Вы пишете о хлебе и вине и таинстве евхаристии, и задаете вопрос - кто причащает:
"Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» (Ин.6:53-58)."
В сюжете стиха это может читаться так: Иисус лично причащает героиню и дает ей мир и жизнь - она же хочет пребывать во Христе - в мире духовном For all my world is in your arms.
Хлеб и вино - аллюзии Нового завета. Но это не так принципиально, ибо религиозность Саре была не присуща, она оперировала куль конями символами.
По поводу второго стиха - я просто дал фидбек читателя, то, как Вы трактуете - правомерно, может быть и копна зачесанная и взгляд серый. Но есть ассоциации более общие и менее. У Вас - менее. Просто образ складывается не сразу, его надо ментально подправлять - ага, имелся в виду взгляд серых глаз... И.т.д. Опять же - не критика а наблюдение. Навскидку отгуглил серый взгляд, вот верхняя цитата:
...серый взгляд бывает у людей которые устали (не физически а морально) от навалившихся проблем, от непонимания поступков людей, от грустных мыслей. Ниже на фото пример позавчерашнего меня :)
Еще "серым" взглядом, можно охарактеризовать представителей силовых ведомств и следственных структур, они в своей работе сталкиваются с большим количеством негатива, который откладывается на лице.
Опять же оговариваюсь, ни в чем не собираюсь убеждать
Валентин Емелин 10.02.2013 18:08 Заявить о нарушении
Валентин Емелин 10.02.2013 18:10 Заявить о нарушении
А переложения мои, конечно, не идеальны. Особенно я жалею о том, что не сказала - герой обул героиню и тем самым оказал ей великое уважение, т.е. не выгнал ее как надоевшую наложницу, а отпустил, любя ее и желая ей добра.
Это не спор с Вами, это размышления вслух.
Еще раз спасибо за рецензию.
Надежда Либкова 10.02.2013 18:36 Заявить о нарушении
Взгляд предполагает определение качества: стальной, веселый, добрый, зловещий итд. Слово серый кроме цвета имеет значение качества - скучный, необразованный, унылый и пр. Но мне не хочется об этом больше спорить. Я просто высказал мнение. Спасибо за внимание и готовность к диалогу.
Валентин Емелин 10.02.2013 19:05 Заявить о нарушении
Когда я вижу взгляд твой синий,
Улыбку ясную твою,
Я всю историю России
Читаю, как по букварю.
(Виктор Боков)
Не моя вина, что у героя взгляд оказался серым.
Надежда Либкова 10.02.2013 19:26 Заявить о нарушении
Валентин Емелин 10.02.2013 20:53 Заявить о нарушении
:))
Надежда Либкова 10.02.2013 21:55 Заявить о нарушении
Валентин Емелин 10.02.2013 22:20 Заявить о нарушении
«ассоциации культурного пласта, а не религиозного».
Емелин отделяет религию от культуры. это идиотизм!
культурные символы в основном и есть религиозные. даже когда мы восклицаем - черт возьми или боже мой! в европе уже 2000 лет мыслят христианскими понятиями.. уму не постижимо , что вы Надя с Емелиным про это не слышали.. Видно, вам вина и хлеба на дорогу не дали.. остались валенки да кирза .
Ситницкий Александр 10.02.2013 23:46 Заявить о нарушении
извините за занудство,
но не складывается у меня в голове религиозная версия Song, потому что Иисус никого не причащал, кроме своих апостолов, и никого не держал взаперти там, где ходят босяком.
И предположить, что Иисус, воскреснув, явился к героине, чтобы причастить ее и завязать у нее на ногах сандалии, я тоже не могу.
Царь и наложница, аллюзия на Песнь песней – вот, по-моему, единственно верное толкование этого стихотворения.
Надежда Либкова 11.02.2013 04:05 Заявить о нарушении
Ситницкий Александр 11.02.2013 05:07 Заявить о нарушении
А если Вы в Песни Песней видите только отношение Царя и наложницы - то скажите на милость, почему она священна? 'ибо все книги святое, а Песнь Песней — святое святых'
В еврейской традиции основным смыслом Песни песней считается отношение Бога и еврейского народа. Христиане заимствовали ее и толковали, начиная с апостола Павла, говорящего о браке Христа и Церкви (Еф.5:32). Также невеста из Песни песней считается прообразом Богоматери.
Валентин Емелин 11.02.2013 05:17 Заявить о нарушении
Вы полагаете, что тисдейл ее любимый представляется христом. а сама она себе магдалиной. вас не смущает то, что христос не причащал магдалину потому, ибо
"Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» (Ин.6:53-58)." -
эти слова впервые прозвучали на тайной вечере, вскоре после которой иисус был арестован и потому ни до, ни после не мог никого, кроме апостолов, причащать.
я же думаю, что тисдейл ее любимый представляется царем, а она себе его наложницей.
на этом, пожалуй, и разойдемся.
насчет того, почему песнь песней считается священной, - к ионийскому собранию, который включил ее в состав библии.
всего доброго.
Надежда Либкова 11.02.2013 08:50 Заявить о нарушении
Все это позднейшие толкования. Соломон, которому приписывается авторство "Песни песней", жил в 965-928 году до н.э. и не мог знать ни про Христа, ни про Его Церковь, ни про Богоматерь, ни про Марию Магдалину...
На этом всё.
С уважением
Надежда
Надежда Либкова 11.02.2013 09:36 Заявить о нарушении
Валентин Емелин 12.02.2013 15:25 Заявить о нарушении
Вот и Вы, Валентин, как Ситницкий и Федосова, считаете других глупее себя...
Уверяю Вас, я знаю о символическом значении хлеба и вина. Эти символы настолько распространены, что уверять Вас в подобном знании мне кажется странным. Новозаветная ассоциации - первое, что приходит на ум после прочтения этого стихотворения. Но... Я уже много раз говорила и Вам и другим, почему меня не удовлетворяет толкование этого стихотворения в христианском духе. Повторять не буду. Скажу только, что не все то, золото, что блестит на поверхности.
Надежда Либкова 12.02.2013 16:32 Заявить о нарушении
Валентин Емелин 12.02.2013 18:56 Заявить о нарушении