Эрлик-бий и Тенгри

Ветер над степью нещадно лютует:
В ставке кыпчаков камлает шаман,
В такт бубна ритму Натура воркует -
Qут от Тенгри осчастливит пусть стан.

Жрец ударяет по областям Неба -
Громы и молнии слышит в ответ:
Дождь смоет духов пускай крохи гнева,
После чего засияет пусть свет.

Словно олень - чуткий бубен шамана,
Тот, что на санях душу везет -
Сквозь все тревоги распутий обмана -
Через мир духов на белый свет.

Братьев-соперников бой вековечный
Зрит в мире духов каждый шаман:
Первый - хитрец и шутник бесконечный,
Скор на проделки, и всякий обман;

Ну, а другой - напротив серьезен -
Вечно он старшего брата корит:
Тем, что плодами своими "негоден",
Тем, что Эрлик будто "злое" творит.

Брата веками Тенгри укоряет -
Битвы меняется вечно той план.
И преисподней конфликт достигает:
О, берегись ты вояк тех, о кам!

Добр кто иль зол я не знал и не знаю,
Вам не советую также решать.
Все ж одназначно я также считаю:
Бой этот странный нам в благодать.


Рецензии
Тут рассматриваются 2 Архетипа-божества из тюркско-монгольских верований до- исламской и добуддистской поры..Фигура Эрлика более универсальна, чем ТЕнгере-Тенгри, Ульгень, она распространена в верованиях почти всех тюрко-монгольских народов, как шаманистов, так и ламаистов, как и у предков нынешних исламизированных огузов.

Как правило, царство Эрлик расположено под землёй. Однако иногда «тот свет» растолковывается как находящийся где-то в стороне от мира живых (например, у калмыков - на западе), невероятно далеко от него или как бы в иных пространствах. По тувинской легенде, Эрлик входит в число небесных богов (трёх Курбустанов); называют его Эрлик Тенгри и в одном монгольском шаманском призывании. Небесная локализация Эрлика, возможно, имеет давние корни (о ней упоминается ещё в древнетюркских текстах) и обусловлена тем, что Эрлик наделён функциями демиурга. Эрликом, владыкой подземного мира, зачастую становится первый умерший, первое существо, созданное или изначально существовавшее; в верованиях алтайцев Эрлик относится к категории духов «тбс», т. е. первоначальных, исконных; его представляют себе стариком, называют «отец», а также «человек». В алтайских мифах Эрлик - брат Ульгеня (старший или младший), его создатель или его создание, первый человек. Эрлик помогает Ульгеню творить мир (в облике утки добывает со дна океана комок глины, из которого создаётся земля) или, напротив, мешает ему (по злому умыслу или неумению делает на ровной земле горы, топи и болота), без ведома Ульгеня и против его воли наделяет человека душой, чем обеспечивает себе право забирать её после смерти. По верованьям Тывы, животные и сейчас воспринимают свои души из царства Эрлика; представления об Эрлике, наделяющем душой, возможно, были и у монголов - в даурском фольклоре есть образ «вымоленной у Эрлика души». Иногда Эрлик творит «темное» человечество параллельно с Ульгенем, создающим «светлое» человечество; порой выковывает на наковальне демонов, своих миньонов, а также создаёт некоторых зверей -хтонических тварей (медведя, барсука, крота), вытаскивает из земли кабана, змею, лягушку. Мотив, согласно которому Эрлик является одним из двух демиургов (причём якобы обманщиком, ответственным за кривду на земле), встречается и у бурят (аларское предание). У алтайцев проклятый Ульгенем, Эрлик проваливается в преисподнюю. Первое время Сначала он ночами выходит из-под земли, убивая наиболее прекрасных лицом и статью людей и мужчин и женщин и делает их своими рабами, но вновь изгоняется богом под землю. Однако и поныне Эрлик заставляет души умерших служить себе или отправляет их на землю творить зло. Он насылает болезни на людей, чтобы вынудить их к жертвоприношению. Он кровожаден: питается кровавой, красной пищей, пьёт внутреннюю лёгочную кровь (в бурят, языке слово «эрлик» прямо употребляется в значении «кровожадный»; ср. также его эпитет «румяный»).Сродни ведической имя схожего хтонического божества Рудра-"кроваво-красный от крови жертв". Эрлик представляется могучим старцем огромного роста, с раздвоенной бородою до колен, с ложматыми волосами, с закинутыми за уши чёрными закрученными усищами, чёрными бровями и глазами - все это храктерные признаки хтонического подземного бежества. Он ездит на черном быке, чёрном жеребце, чёрной лодке без вёсел, держит чёрную змею вместо плети и бобровое одеяло. Его дворец из чёрной глины или чёрного железа стоит на берегу подземного моря Бай-Тенгис или около слияния девяти рек в одну, текущую человеческими слезами, через которую переброшен мост из конского волоса, никем не преодолимый в обратном направлении.Образ моста тонкого как волос распространен и в Зороастризме и в Исламе и даже в русском язычестве (см. сказки про бабу-ягу).
У бурятов Эрлик (Эрлен-хан) не только владыка подземного мира и судья в царстве мёртвых, наподобие Плутона-Аида греко-римских верований , но и глава злых восточных ханов, или хатов Его отец - тёмное восточное божество Гужир-тенгри; жена - Эхе Нур-хатун («госпожа мать озера»). Во владениях у Эрлика Эрлику наличествуют девять присутственных мест (сугланы) и 99 (или 8 темниц; главными сугланом и темницей Эрлик управляет сам, а остальными - его главный помощник - восточный чёрный заян Хурмен-эжин.
Имя И.х., как божества злой силы, встречается уже в кыргызских рунических надписях в форме «Эрклиг», что значит могучий.
Эрлик по силе равновелик Ульгеню, он принимает равное участие в сотворении мира как и Кудай(Ульгень). В шаманских заклятиях и инкантациях к Эрлику обращаются как к отцу «адам Эрлик». От Эрлика люди получают искусство проникновения в другие миры. Первый шаман-кам принял свой дар и бубен (тунур) от Эрлика.

Когда пришел буддизм в форме ламаизма фигура Эрлика все равно осталась почитаемой..По поздним уже полубуддийским преданиям, в прошлом Эрлик был ламой-монахом, достигшим высокой степени святости и обретшим сверхъестественное могущество, однако его осудили на смерть по ложному обвинению или - по другому варианту -его убили уличные грабители, поскольку он оказался случайным свидетелем их преступления. Обезглавленный, но неубитый он приставил себе бычью голову и стал ужасным губителем. Его укротил «победитель смерти» Ямандаг (санскр. Ямантака), низвегши его в подземный мир, где Эрлик стал владыкой и судьёй в загробном царстве. Немотря на своё противостояние, Эрлик и Ямандаг иконографически сходны, в Монголии часто отождествляются.
Чойджал в буддийской иконографии изображается синим (цвет грозного божества), имеющим рогатую бычью голову с тремя глазами, проницающими прошлое, настоящее и будущее, в ореоле языков пламени. На нём - ожерелье из черепов, в руках жезл, увенчанный черепом, аркан для ловли душ, меч и драгоценный талисман, указывающий на его власть над подземными сокровищами. Атрибуты Эрлика как вершителя загробного суда - весы, книга судеб, а также зеркало, в котором видны прегрешения человека.

Алексей Иродиадов Гаулиш   20.03.2014 10:23     Заявить о нарушении

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →