Терново-лавровый венок

1.

В таверне у дубового стола
Народная стихия веселится,
И скалятся бессмысленные лица,
Осоловев от хмеля и тепла.

Угарный чад струится от котла,
Кипит уха из окуня с плотвицей;
Несет стаканы пухлая девица
Какого-то кошмарного бухла.

А Муза, словно в рот набрав воды,
Молчит, хотя не слышно канонады;
Вокруг еще ни глада, ни беды,
Но песен нет -- лишь пьяные рулады;
Ища в душе ушедшего следы,
Я на скамью широкую присяду.

2.

Я на скамью широкую присяду:
Где океан могучий гонит вал,
Где кто-то речки пронумеровал,
Поставлена чугунная ограда

У памятника сталинскому аду,
Где узника сгубил кровавый шквал;
Смотрю, как истерзал чугун вандал,
Потомок сволочей из продотряда.

Вступаю в слог поэта, словно в храм;
Он был жестоковыен и упрям,
Оставивший нам царственные клады;
На чугуне -- от лома белый шрам,
И, стоя у былых болотных ям,
Скажу Судьбе: "Уже довольно яду".

3.

Скажу Судьбе: "Уже довольно яду.
Россия ядом опилась сполна.
Поведай мне, какая в ней вина,
За что она не ведает пощады?

А где-то на полях звенят цикады,
Плывет над лесом юная луна;
Творцам российским бездна суждена,
А тамошним --  и Ватикан, и Прадо.

Свои дары Европе расточая,
Ты здесь испепеляешь всё дотла:
То жгучесть белены и молочая,
То черная стрела из-за угла.
Ну что же ты молчишь, не отвечая?
Ты лучше бы вина мне подала."

4.

Ты лучше бы вина мне подала,
Овеянного дымкой золотою.
Пусть ничего я путного не стою,
Но никому не причиняю зла.

И голос хрипл, и речь моя дряхла,
Зачем же их топтать своей пятою --
Тщетою, нищетою, немотою --
Они и так бесплодная зола.

По-женски ты лукава и ревнива;
Зашиты рты; подмочены огнива;
Свихнешься от такого ремесла!
Куда ни ступишь -- марь или крапива;
Затягиваешь в омут всё, что живо;
Умаялась, аж пот катит с чела.

5.

Умаялась, аж пот катит с чела.
В самопознаньи -- многая печали.
Пока другие песни щебетали
С веселой беззаботностью щегла,

Меня манили тишь и полумгла,
Где тонут тени в старом ветровале,
Где путника не встретят на вокзале,
Где не звенят с утра колокола.

И, обретя укромный уголок,
Я находил в нем горькую усладу,
Но даже там охотник и стрелок
Мне приготовил тайную засаду;
И ныне, заманив меня в силок,
Ты крутишь петлю восемь жизней кряду.

6.

Ты крутишь петлю восемь жизней кряду,
Я на девятой обрету уход;
Судьба, послушай -- жаль, что я не кот,
Упитанный, вальяжный, толстозадый.

Мурлыкал бы я кошкам серенады
Ночами у хозяйкиных ворот...
Но я не кот, а ты своих сирот
Терзаешь, как селяне конокрада.

Короста лжи заклеивает рты,
Тела сжимают липкие жгуты
Премерзостными щупальцами гада,
В любую рану вложены персты.
Поди же прочь и забери мечты --
Оставь одну, мне большего не надо.

7.

Оставь одну, мне большего не надо,
Одну причуду на закате лет;
Я не спешу пока вернуть билет,
Но не ищу добычи и награды.

От яслей до ножа плетется стадо;
Исхода нет, и смысла тоже нет,
Но ищут сумасброды Новый Свет,
Где даже летом светятся Плеяды.

Мы все живем у времени во власти,
Его неодолима кабала,
Но истина заключена в контрасте
Скалы и зыби, лапы и крыла.
Скорее в путь! на корабельной снасти
Не затянув последнего узла.

8.

Не затянув последнего узла,
Отчалить нам под скрипы такелажа;
Плывем вперед, по воле высшей блажи,
По глади темно-синего стекла.

Размеренные отплески весла...
Бесцельно над пучиною бродяжа,
Мы избежим обманного миража,
Минует нас подводная скала.

Кто ведает, куда мы попадем?
Быть может, остров за волной морскою
В пространстве нам откроется пустом;
Украшенный пиратскою серьгою,
Я не спеша войду к Цирцее в дом,
Приняв покорно зелье колдовское.

9.

Приняв покорно зелье колдовское
Из нежных рук дарительницы бед,
Немедля, словно сладостный шербет,
Я вылью в рот недрогнувшей рукою.

Руно покроет тулово нагое,
В лугах пойду искать себе обед...
Откуда ты узнал, слепой аэд,
Что скрыто под личиною людскою?

Бежит повеса в облике оленьем,
Гадюки души извергов таят,
И не поэты ль к травам и кореньям
Склоняются в обличии дриад?
Но, не гадая над преображеньем,
Без тостов ковш я выпью, без тирад.

10.

Без тостов ковш я выпью, без тирад,
За тех, чей дух отмечен разнобоем;
За тех, что даже перед аналоем
Стоят и саркастически ворчат.

Они вовек не выйдут на парад --
Шагать в строю, как свойственно героям,
Им не дано. Они не ходят строем,
А только в одиночку и вразлад.

Я пью за вас, чей тяжкий груз свинцов,
Кто сохранил достоинство мужское,
За бунтарей, упрямцев, гордецов,
Избравших горькой участью благое,
За бардов, менестрелей и певцов,
За всех бродяг, за каждого изгоя.

11.

За всех бродяг, за каждого изгоя
Никто, никто ответа не несет.
От века не пустеет эшафот,
И по ступеням кровь течет рекою --

Там распинают племя ведовское.
Когда визионер откроет рот,
Скучает и безмолствует народ,
Ему по вкусу знание другое.

Не падал сверху свет паникадила,
Лишь луч луны пронзал тюремный смрад,
Но Розы лепестки, а не могила,
Иных миров неведомый уклад
Являлись в каземате Даниилу,
Кто век недолгий прожил вдругоряд.

12.

Кто век недолгий прожил вдругоряд,
Угрозу вражью чувствует спиною.
Он драку не обходит стороною,
И в оный час его неробкий взгляд

Порвет катапетасму царских врат,
Где в темноте откроется Иное:
И брызнет слово лавою пещною,
И обернется строфами баллад.

Нам не к лицу чуждаться воровства,
Век-волкодав видал и не такое --
На виселицах платится лихва,
Жжет полымя, слепое и глухое;
И сызнова ты сгинешь, Франсуа,
Не заслужив ни счастья, ни покоя.

13.

Не заслужив ни счастья, ни покоя,
Не обретя двора, а только кол,
Ты на пиру богов украсишь стол,
Как вкусное и сытное жаркое.

К другим во сне придет Оле-Лукойе
(К тебе, подлец, ни разу не пришел!),
И там, зеленый украшая дол,
Распустятся махровые левкои.

Но нам иные сны приходят ночью,
А потому, мой злополучный брат,
Хоть наше слово -- стрекотня сорочья,
Пиши, перо сжимая как булат,
В конце строки поставив многоточье...
А рукописи все-таки горят.

14.

А рукописи все-таки горят...
И Велимир, поддерживая пламя,
Швырял стихи дрожащими руками,
Из наволочки вынув наугад.

И сыпался бумажный листопад
На угли в древней придорожной яме;
Дымил кизяк, оставленный конями,
Чьи седоки -- аланин и сармат.

В туманности огромной и белесой
Кружил земшар -- гигантская юла;
Светлели тени на опушке леса;
И мудрая тропа туда вела,
Где притулился Франсуа-повеса
В таверне у дубового стола.

15.

В таверне у дубового стола
Я на скамью широкую присяду;
Скажу Судьбе: "Уже довольно яду,
Ты лучше бы вина мне подала.

Умаялась -- аж пот катит с чела!
Ты крутишь петлю восемь жизней кряду;
Оставь одну, мне большего не надо,
Не затянув последнего узла."

Приняв покорно зелье колдовское,
Без тостов ковш я выпью, без тирад
За всех бродяг, за каждого изгоя,
Кто век недолгий прожил вдругоряд,
Не заслужив ни счастья, ни покоя...
А рукописи все-таки горят.


Рецензии
Ой, как здорово.
Первый осмысленный венок за всю мою жизнь.
Точнее, первый, который вообще стоило писать.
Ни одной ненагруженной строки.

Сплав русскости (=недооформленности) и формы, строжайшей.
Бухло и продотряды, катапетасма и паникадила, Сталин, Вийон, Хлебников и Оле-Лукойе органичны и каждый (каждое) на месте.
Как есть.
А ведь это - выход.
Именно, из бесформенности в форму.
Многие - и хорошие - творения на эту тему безвыходны, вот хоть это

http://www.stihi.ru/2004/04/30-958

У Вас - выход в мир (где не лучше) и в форму (осознанность, катарсис, смысл, небеса (не бейте меня), Бог и т.п.)

Мария Москалева   02.10.2011 10:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Мария!

Осипа Эмильича и Даниила Леонидыча забыли упомянуть... :)

Никогда в жизни в мою дурную голову не входила подобная мысль - написать венок. А когда стукнула, захотелось написать его так, чтобы "венковость" не ощущалась. Итальянцам это удавалось, а русские венки сонетов - даже у Брюсова - страдают от натужности притянутых за уши рифм. Вроде бы, удалось этого избежать.

В итоге понял одно. Венок нужно писать на одном дыхании либо не браться за него вообще. Магистрал написал вечером, все остальное утром, не отходя от стола. И, пожалуй, второй раз за это дело не возьмусь... :)))

Люпус   02.10.2011 19:09   Заявить о нарушении
Вы победили форму содержанием...
Нет, это глупо звучит, да и не побеждают они друг друга.
Вы их сплавили воедино, и очень хорошо, что Вы это сделали.
Даже "Лунариум" Волошина натянут, а его же "Corona astralis" - кажется так, - еще натянутее.
Я рада, что это произведение написано.
Существование этой формы оправдано.

Мария Москалева   03.10.2011 14:15   Заявить о нарушении
Мне кажется, что пришло время от чистой лирики возвращаться к крупным формам. А венок оказался удачной формой для современной бесфабульной поэмы.

Люпус   04.10.2011 07:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.