Должна - Сара Тиздейл - A Cry
Должна
Даря глаза - Его глазам,
И руки - в радость рук,
Я от Того, кто брал их Сам,
Уйду - во звук.
Где груди ждут Его лица,
Губ - на губах - след тёпл,
Мне быть до смертного конца
Ушедшей в вопль.
A Cry
by Sara Teasdale
Oh, there are eyes that he can see,
And hands to make his hands rejoice,
But to my lover I must be
Only a voice.
Oh, there are breasts to bear his head,
And lips whereon his lips can lie,
But I must be till I am dead
Only a cry.
Свидетельство о публикации №111090705036
"Вот того самого, что учат избегать в студиях ("нельзя: под домом! нельзя: истина в вине! нельзя: глаза закрыты!"). Дд-вв-заза-жижи и пр."
Неужто так и учат (никогда не бывал в лит. студиях)?
Кошмар какой. :)
Русская орфоэпия, однако, похитрее этих бредовых правил (нат домом произносится, раз; а вверх тоже нельзя писать? два; и т. п.).
Вообще русская эвфония спокойно допускает подряд четыре согласных и пять гласных при правильной расстановке ударений и пауз:
"Ты знаешь край лимонных рощ в цвету.." (Б. Пастернак)
"Апостолов - Петра и Иоанна" (Е. Солонович)
Абсолютный рекорд (полинезийский гиатус) у В. Перелешина - четыре и даже пять "и" подряд:
Мелодии - и их играл...
От Илии и Ииуя...
Люпус 22.01.2012 17:34 Заявить о нарушении
Насчет студий - предполагаю их, точно сказать не могу.
Возможно, это с филологических факультетов идет, но на факультеты грешить не смею.
А тут вижу у многих авторов вот это вот самое, явно не самими придуманное, а где-то усвоенное: чего нельзя - кроме перечисленного, туда же в запрет - вши-ужи, коль-толь-ль-лишь, а еще "речевки" и - что-то еще непопулярное, вспомню - скажу.
Вот ходит какой-нибудь неглупый, но зараженный автор по знакомым и предупреждает: у Вас в-в, поправьте.
И поправляют.
Не раз такое встречала.
У разных авторов.
("у вас - заза" - это из Берберовой, которая отследила "зазу" у знакомой пишущей гимназистки (при том, что у себя допустила позднее, в стихотворении о любви к двоим
"Стала я теперь косая -
На двоих за раз смотрю"
я не против, но тут "на двоих зараз")
А стыки согласных отслеживаю с недавнего времени у классиков и нахожу очень милые и вполне приемлемые, например
"И слишком сгладили чело"
Брюсов, которого не люблю идейно и гением не считаю, но уважаю за труд и технику, позволял себе
"в врата" (такого уже стараюсь избегать)
а у Фета есть
"с страстной" - "Но с страстной женскою душой", кажется.
Князь Вяземский, кажется, Пушкину писал - мы не терпим между словами того, что спокойно терпим внутри слова (не знаю, было ли во времена Вяземского слово контрстратегия, но были другие).
Мария Москалева 24.01.2012 15:37 Заявить о нарушении
"Часто не терпим в двух словах рядом стечения каких-нибудь слогов, которые необходимо терпеть принуждены в одном слове." (Вяземский - Тургеневу А.И.)
Мария Москалева 25.01.2012 17:19 Заявить о нарушении
Дело в том, что мы давеча с коллегами попробовали придумать хотя бы один абсолютный запрет в русской эвфонии - и не смогли.
Единственное, на чем сошлись, общее правило: не допускать на стыках слов комбинаций звуков, которые не встречаются (точнее, статистически маловероятны) внутри слов. Но это правило не только к русскому языку относится.
На все остальное мгновенно находятся контрпримеры в хороших стихах.
Люпус 25.01.2012 18:08 Заявить о нарушении
"Нежные уши оскорбились бы, встретя в соседстве два слова, из коих одно кончалось бы на раз, а другое начиналось раз; а мы говорим: разразить, разрешить, разрыв, препровождаю, попечение".
Выбор слов хорош.
Мария Москалева 25.01.2012 20:49 Заявить о нарушении
"Скажу коряво, но скажу: неудобочитаемые и неудобопроизносимые сочетания внутри слова - результат исторически недавнего слияния предлога и корня, т. е., фактически, уже стык слов. Логично не добавлять к нему второго стыка - и логично не ориентироваться на такие стыки как на эвфонию отдельного слова."
По-моему, совершенно правильная точка зрения.
Люпус 26.01.2012 02:33 Заявить о нарушении
Не ориентироваться на неблагозвучия, в словах существующие.
Но если подумать - кто на них ориентируется?
Логика тут вытаскивается ad hoc для ответа критику, указующему на неблагозвучие конкретного звукосочетания, которое автор желает оставить на месте.
Ну, скажем, "Смерть дщерью тьмы не назову я" (Баратынский).
А где начинается конкретика, там логика кончается.
Где начинается автор, логика всегда ad hoc.
И верно то, что Вы давеча сказали о невозможности абсолютных запретов в русской эвфонии.
Чисто академического интереса ради я гляну, что именно защищал Вяземский.
(вот я бы категорически заменила строку "А после, подняв вверх Передние лапы" тут www.stihi.ru/2009/02/28/78
но у меня было "твердей ли диво иль ярь зыбей" тут
stihi.ru/2011/11/20/3403
и кажется, что это на месте)
Думаю, ничего нового не скажу, если добавлю, что эти вопросы, увы, решаются чисто интуитивно. Значит, заведомо ошибочно, т.е. с определенным процентом погрешности.
Мария Москалева 28.01.2012 12:35 Заявить о нарушении
1) Гладкопись скучна, и ее нужно время от времени взрывать. К сожалению, часто поэзия подменяется "ваттовщиной".
2) Авторское интонирование часто не совпадает с читательским. Недавно приводил пример в другом месте, по другому поводу. У Даниила Андреева:
Я вырвался. Я шёл. О плечи бились сучья.
Я лоб прижал к стволу; ствол - в ледяной росе...
Кем для меня закрыт покой благополучья?
Зачем я осужден любить не так, как все?
"Я лоб прижал к стволу"... Ужасно! Почему не "Я лоб к стволу прижал"? Неужели великий (без всяких оговорок) поэт не заметил стыка б-п?
Да, конечно, заметил, но очевидны декламационные паузы: Я лоб | прижал | к стволу.
Люпус 28.01.2012 15:49 Заявить о нарушении
Полностью строка звучит
Как древле изгнанный преступник на скалу
("как древле" замечаний не вызвало)
Думаю - возьми Вяземский для примера такие слова, как:
жизнь, смерть, страсть, сердце, вопль, ветвь -
что тогда сказать по эвфонии?
и если бы вместо "попечения" привел он слова
пепел, попона, попадья, пупырышки -
что тогда?
Тут не объяснишь одними исторически сложившимися стыками - а если таковые и есть (корень плюс суффикс: братство, богатство, мудрствовать; приставка плюс приставка: перепроверить и т.п.) - раз уж язык их оставил, не отсеял, самое обилие таких примеров говорит - о чем?
Я не знаю.
О коренном неблагозвучии русского языка? Тогда это могучий инструмент воздействия в умелых руках. Где нужно - гладко, где нужно - шероховато, как мрамор у Микеланджело. Или об изменяющихся представлениях об эвфонии? К русскому языку прилагаем критерий благозвучности - не его (хотим сделать из русского французский, ну, вот, Пушкин это раз и навсегда сделал - за что ему вечная благодарность).
Или о том, что язык - одно, поэзия - другое? Не всё, что в языке, тащи в стихи? Или - всё?
А с другой стороны - вот прочту у кого-нибудь "Воск склеил клавиши" - и дальше читать не буду.
Т.е. вопрос: чем руководствоваться самому? и вопрос: чем - в оценке чужого? - оба остаются без ответа.
А по поводу пауз в строке - мне всегда казалось, что нужна бы особая пунктуация для стихов, которая не нужна в прозе. Вот хоть паузы маркировать. Как в музыке.
Мария Москалева 29.01.2012 11:17 Заявить о нарушении
Мария Москалева 29.01.2012 12:06 Заявить о нарушении
Русский же язык (современный) по природе своей консонантен, почти все его гласные постепенно канули в Лету. Поэтому я и люблю время от времени врезать "неблагозвучные" стыки между кантиленой, чтобы звучание было русским, а не французским. :)
Люпус 30.01.2012 00:12 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2010/08/16/5323
нотная запись ритмического рисунка стихотворения.
Думаю, многие в этом направлении пытаются копать.
Мария Москалева 08.02.2012 17:49 Заявить о нарушении